Ненавидел СССР со школы. История второго шахматного невозвращенца

Побегов советских шахматистов из страны было не так много. Самым известным, конечно, был скандал вокруг Виктора Корчного. Но по примеру первого диссидента-гроссмейстера действовали и другие спортсмены. Вторым невозвращенцем после четырёхкратного чемпиона СССР стал Лев Альбурт.
Родился будущий шахматист в Оренбурге летом 1945-го. Лишь спустя два года его семья вернулась на родину в Одессу, где он прожил всё время, пока не уехал из Советского Союза. Лев занимался шахматами с детства, но всерьёз посвятил себя игре лишь, когда стал студентом. Молодой человек окончил физический факультет Одесского университета.
А после двух лет аспирантуры окончательно сконцентрировался на шахматах. Выезжал на турниры, имел весомые победы на соревнованиях по всей стране и тем более на территории родной республики. В период с 1972 по 1974 год он трижды становился чемпионом Украины. В финалах первенства СССР участвовал пять раз, но победить никак не удавалось. Слишком сильны на тот момент были конкуренты – страна пестрила талантами.

В 1977 году Альбурт получил звание гроссмейстера. Он активно вызывался в сборную Союза. В её составе стал чемпионом Европы в командном турнире. Лев также был в хороших отношениях со многими звёздами шахматного мира – Талем, Ботвинником, Карповым. А особенно дружил с Борисом Спасским. Их связь не прекратилась даже после побега Альбурта.
Лев стабильно побеждал на международных турнирах. Например, в 1976-м его команда «Буревестник» выиграла клубный чемпионат Европы в Германии. Кстати, в том же году Виктор Корчной попросил политического убежища в Амстердаме, где ему отказали. Тогда диссиденту пришлось проситься в Швейцарию – там скандального соперника Анатолия Карпова уже приняли.

Победила команда «Буревестник» с Альбуртом в составе на турнире в Германии и в 1979 году. Но вот загвоздка – вернулись шахматисты на родину не в полном составе. В один из дней уроженец Одессы сбежал и уехал в Кёльн – именно там он нашёл отделение полиции и потребовал политического убежища. Остался в ФРГ, а затем перебрался в США, где и жил оставшуюся часть жизни.
На самом деле, ненависть к советской системе гроссмейстер питал ещё с юношеских годов. Он не принимал политического вектора развития страны, а смерть Сталина вспоминал как лучший день в своей жизни. Альбурту тогда было семь лет.

«Еще подростком я невзлюбил советскую систему. С возрастом нелюбовь лишь укрепилась. Мне удалось не только остаться вне КПСС, но и не стать комсомольцем, чем я особенно горжусь, потому что это было довольно трудно», – признавался Альбурт.
Побег шахматиста на родине восприняли болезненно. В 1978 году в Киеве прошёл турнир, на котором Лев выступил крайне успешно. В честь впервые проводимого соревнования в 1980 году вышла книга «Киевский международный» – вот только издана она была без таблицы результатов. Такое произошло впервые в истории шахмат.

В США гроссмейстер принял спортивное гражданство и начал выступать за американскую сборную. Даже трижды становился чемпионом страны (1984, 1985, 1990). Вместе с новой национальной командой он ездил на чемпионаты мира, шахматные олимпиады и другие международные турниры.
А в 1980 году возглавлял команду США, когда играл против чемпиона мира Анатолия Карпова. Как вспоминал Альбурт, перед матчем советский гроссмейстер подошёл к бывшему товарищу и предупредил, что не будет ему пожимать руку. Обиды Лев никакой не испытывал, перед игрой с каменным лицом простоял с вытянутой рукой несколько секунд.

Запомнился беглец и другим. В 1981 году он был одним из секундантов Виктора Корчного в матче за звание чемпиона мира против Анатолия Карпова. А девять лет спустя даже участвовал в организации знаменитого противостояния за шахматную корону между Каспаровым* и Карповым в Нью-Йорке.
* – В 2022 году был признан в России иноагентом, в 2024 году внесён в реестр террористов и экстремистов.







