Советский гений шахмат сбежал в США. «Американская мечта» привела его… назад, в Россию

Побег из Советского Союза – явление не такое уж редкое. Примечательно, что часто людьми, которые просили политического убежища в других странах, были именно шахматисты. Да, среди множества беглецов находились и спортсмены, и артисты, и литераторы. Кто-то использовал специфичные способы покинуть СССР – например, вплавь. А кто-то пользовался возможностью пребывания на Западе.
Известный Шахматист Гата Камский относится скорее ко второму типу. Ему было всего 14 лет, когда отец мальчика во время поездки в Нью-Йорк попросил у американских властей политического убежища для него и сына.
Гатаулла Сабиров родился в Кемеровской области. Рос он без матери, но с жёстким отцом, который установил в семье серьёзную дисциплину и контролировал каждый шаг парня. Именно Рустем отправил мальчика на шахматы и заставлял его заниматься несмотря ни на что.

Позднее по инициативе главы семейства они перебрались сначала в Казань, а затем в Ленинград. Уже в юношестве Гата показывал серьёзные результаты на доске. Его считали настоящим вундеркиндом и надеялись, что парень добьётся больших результатов в мире шахмат, параллельно прославляя СССР.
Для звучного имени он позднее возьмёт себе псевдоним Камский, который когда-то был у его деда – работника культуры. Гата начал побеждать на Всесоюзных соревнованиях. О парне всерьёз начали говорить в стране. Но отец всегда был рядом – плотно опекал вундеркинда, а на интервью охотно отвечал на все вопросы вместо сына.
В один момент Рустем понял, что пробиться на самую верхушку шахматного Олимпа в СССР не так легко. Тогда-то он и начал задумываться о том, что ему с сыном стоит уезжать на Запад. Советским вундеркиндом к тому моменту уже вовсю интересовались в Европе и США. Многие хотели, чтобы парень выступал под их флагом.

И отец Гаты воспользовался случаем. В 1989 году, когда они оказались в Нью-Йорке на одном из юниорских турниров, то Рустем решительно обратился к американским органам и попросил политическое убежище для него и сына.
«Мне тогда было 14 лет. Серьёзные решения ребёнок в этом возрасте принять не может. За меня всё решал отец. Он планировал этот шаг заранее. в последний день турнира в Нью-Йорка в зал вошли люди ФБР и, как моя партия закончилась, забрали нас с отцом в номер и оцепили номер охранной. Затем погрузили нас с вещами в фургон и повезли в главное здание ФБР в Нью-Йорке. После этого папе устроили долгий допрос», – рассказывал позднее Камский.
Так и началась новая глава 14-летнего шахматиста в чужой стране. С отцом они зажили неплохо. Даже обзавелись собственным домом. Гата сменил спортивное гражданство, начал выступать за США. Выиграл внутренний чемпионат в 1991 году. Результаты действительно шли в гору.

Камский победил Виктора Крамника – эта виктория сделала американцев чемпионами мира в команде. После этого Гата выиграл ещё несколько раз. И в 1996-м добился права побиться за шахматную корону с самим Анатолием Карповым.
Но молодого претендента опустили с небес на землю. Он проиграл мастеровитому противнику. А отец сбежавшего шахматиста устроил скандал. Даже заявил, что его сын завершает карьеру.
Сам Камский после такого болезненного поражения впал в глубокую депрессию и закрылся в себе. Помогла найти веру в жизнь учёба. Он получил юридическое образование и на время отвлёкся от шахмат.

Тем не менее доска и фигуры манили гроссмейстера. Поэтому уже в середине 2000-х он возобновил карьеру. Снова несколько раз стал чемпионом США и даже выиграл Кубок мира в 2009 году. Но к статусу чемпиона мира так приблизиться и не смог. В какой-то момент Гата понял, что в США он несчастлив. Осознал, что пребывание в Америке это желание и инициатива его отца, но не самого шахматиста.
«Основная причина состоит в том, что в США никак мне не помогли, когда я подходил к борьбе за самые высшие звания. Несмотря на то что по паспорту стал американцем, для главных спонсоров и многих влиятельных людей, я оставался русским. Смешно, но гораздо больше помощи оказывали американскому японцу Хикару Накамуре», – рассказывал Камский.
Поэтому в 2015-м он решил вернуться в Россию. Сначала переехал в Сибирь, спустя время поселился с семьёй в Санкт-Петербурге. А через три года Гата развёлся с первой супругой и женился на российской шахматистке Вере Небольсиной. Вместе гроссмейстеры живут и по сей день – правда на две страны. В основном пребывают в России и Франции.







