Главный тренер сборной России Юрий Дохоян: Потанцевать эти девочки еще успеют

Впечатлениями о свой великой Олимпийской победе поделилась со спецкором «Советского спорта» Кириллом Зангалисом вся женская сборная.

Впечатлениями о свой великой Олимпийской победе поделилась со спецкором «Советского спорта» Кириллом Зангалисом вся женская сборная: Татьяна Косинцева, Надежда Косинцева, Александра Костенюк, Алиса Галлямова и Валентина Гунина, а также капитан сборной Юрий Дохоян и тренеры Алексей Коротылев и Александр Чернин.

Что вы чувствуете сейчас?

Т.К.: Мы счастливы, что наконец нам удалось выиграть Олимпиаду. За эти дни накопилась определенная усталость, но на данный момент меня переполняют самые позитивные эмоции. Все очень старались, боролись, переживали каждый матч и каждый тур.

Н.К.: Партия уже закончилась, а у меня в голове ещё какие-то вариации крутятся. Ещё не пришло понимание того, что мы чемпионки. Сейчас пока хочется разобрать партию, отдохнуть, а потому уже в тишине осознать, что мы сделали это.

А.К.: Присоединюсь к словам Татьяны и Надежды. Мы действительно очень счастливы. Путь к этой победе был долгим.

В.Г.: Когда нас начали поздравлять, до меня постепенно стало доходить, что мы сделали что-то великое.

Как получилось, что все победы пошли по такому идеальному сценарию? Вы сами ожидали, что все так сложится?

Ю.Д.: Не хочу раскрывать секретов, дабы не дать другим командам возможности приблизиться к нашим результатам. Сборная проявила неистовое желание бороться и продемонстрировала очень мощную игру за тур до конца Олимпиады: 10 побед из 10 возможных. Не щадя ни себя, ни соперников, девушки показали, на что способна каждая внутри команды. Это касается и тренеров. Думаю, что с таким настроем мы должны продолжать совершенствоваться.

А.К.: Девушки оказались на голову выше своих соперниц, тем самым создав себе задел на будущее. Если у женской сборной и есть потолок, то неизвестно, где он. У нашей команды есть отличные перспективы. Злые языки могут сказать, что нашей сборной на этом турнире везло. Пожалуй, везло в некоторых матчах, но это следствие их первоклассной игры и огромного желания бороться. Хочу поздравить наших девушек с победой – они выложились по максимуму и показали, что российская шахматная школа очень сильна.

А.Ч.: За свои полвека я ещё не видел такой сплоченной команды. Было бы странно, если бы она не победила. Думаю, с учетом нежного возраста всех участниц, у российской команды большее будущее.

Девушки, вспомните самый яркий и самый тревожный момент за все время пребывания в Ханты-Мансийске?

В.Г.: Для меня самым волнительным был вчерашний матч с Сербией, когда мы могли зафиксировать победу, но у нас не все сложилось гладко. Сначала у Нади была не самая лучшая позиция, но потом она показала отличную игру, и в итоге мы победили.

Т.К.: Самым ярким и тревожным моментом для меня был матч с Индией. В один ход Харика Дронавалли зевнула мне слона – в это время мы стояли неясно. Но матчевая ситуация разрешилось в нашу пользу. Такие моменты случались за турнир не раз, но здесь сказалось напряжение и волнение как у нас, так и у команды-соперницы.

Н.К.: Вчера в матче с Сербией у меня была сыграна самая слабая партия за всю Олимпиаду. Видимо из-за усталости я не смогла показать достойной игры. Сдаться мне не позволил только тот факт, что это командный турнир. Со всех флангов мои фигуры прижимали к 8-й горизонтали. Во мне почти утвердилась мысль о поражении и тут Фортуна сделала мне подарок: Челюскина зевнула довольно простую тактику. Мы боролись до конца и это, видимо, нам и помогло.

А.К.: Когда играешь в командном турнире, очень переживаешь, потому что свой результат не так важен, как результат команды. Очень обидно, когда проигрываешь, потому что ты подводишь всю команду. В этом турнире у меня было два досадных поражения в мачтах с Китаем и Сербией. Но каждый раз, когда я поднимала глаза и смотрела на соседние доски, я понимала, что команда все-таки ведет. Важно чувствовать эту поддержку, сильное плечо, взаимопомощь, что и дает положительный результат.

А.Г.: Лично для меня все партии были сложными – сказывается отсутствие игровой практики. Тяжело начинать турнир на таком уровне, поэтому первые раунды я «проспала». Потом решила – все, хватит. Начала играть сильнее и быстрее, набирала все больше очков. Тренеры хвалили меня за такие метаморфозы. Психологическое напряжение нарастало, когда мы один за одним играли со своими основными конкурентами – Китаем, Грузией, Украиной. После всех выигранных матчей казалось, что все, теперь играть будет легче, ведь остались более слабые команды. Не тут-то было! На Олимпиаду каждая сборная приезжает исключительно за победой, борется из последних сил, но везет, как мы знаем, только победителям.

Недавно изменилось руководство Российской шахматной федерации. Отразится ли это на подготовке спортсменок?

Ю.Д.: Сборная создавалась и при предыдущем, и при нынешнем руководстве: нельзя сказать, что мы собрали команду за один день. Соответственно, подготовка к Олимпиаде была достаточно продуманной. В течение трех-четырех лет, пока я нахожусь в женских шахматах в качестве старшего тренера и капитана, шел подбор игроков, их совершенствование для достижения максимального результата. С точки зрения тренировочного процесса, все было сделано правильно.

Надеюсь, что после Олимпиады откроются новые перспективы развития нашей сборной, и руководство будет уделять больше внимания женским шахматам. Ведь, как мы все увидели, девушки достойны того, чтобы на них тратились финансы.

Не нарушали ли девушки дисциплину во время Олимпиады? Могут ли они теперь отдохнуть?

Ю.Д.: Я считаю, что профессионал приехал не отдыхать на вечеринках типа «Bermuda party», а показывать качественную игру. Поэтому он не имеет права растрачивать силы и эмоции на развлечения во время турнира. После его окончания – пожалуйста. Напрямую я девушкам ничего запрещать не могу – они уже посвятили жизнь шахматам и сами ответственны за свои поступки. Просто я заметил, что многие сильные игроки после активного отдыха на «Bermuda party», не смогли достойно выступить в следующем туре.

Насчет сегодняшнего вечера – у нас много планов. Думаю, отметим «золото» вместе с руководством федерации.

Александра, сложно вам приходится с таким суровым тренером?

А.К.: Его суровый вид должен пугать не нас, а наших соперниц. Чемпион должен наводить страх и ужас не только своей игрой, но и суровым видом. Мы не первый раз играем в таком составе, поэтому знаем, что в глубине души наш капитан переживает за нас.

Ю.Д: Такой суровый вид у меня, наверное, для того, чтобы девушки не расслаблялись. Был момент, когда психологическое напряжение было особенно сильным, но нам удалось преодолеть его с наименьшими потерями. Да, определенная усталость накопилась, но в нашей команде соединилось все лучшее – и молодость, и зрелость, и опыт – поэтому мы и выиграли эту Олимпиаду.

Девушки, как вы провели свой первый выходной день?

В.Г.: Мне удалось прокатиться на лошади, чему я очень рада. Ведь раньше я каталась только вместе с папой – он водил лошадь, а я просто сидела. Теперь же мне разрешили самой прокатиться, и это было просто незабываемо.

Т.К.: В единственный выходной нам удалось немного прогуляться по городу. У нас был свободный график, и каждый занимался тем, чем хотел, набирался сил. В течение же всего турнира каждый вечер мы собирались вместе, устраивали чаепития. Свободное время тоже старались проводить вместе – уверена, что это также помогло нам победить.

Н.К.: В прошлое воскресенье я, можно сказать, получила культурный шок, поскольку посетила сразу несколько мероприятий. Попала на концерт в Центре искусств для одаренных детей Севера, посетила картинную галерею, побывала в красивейшей церкви. Хотела еще сходить в кино и на органный концерт, но сил уже не хватило.

А.К.: Большую часть времени мы проводили вместе с командой. А вообще нам повезло с погодой – на протяжении всего времени стояла потрясающая золотая осень, которая принесла нам золотые медали.

Новости. Шахматы