От китайцев вынуждены Тотьмянина и Маринин
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Серебряные призеры чемпионатов мира в парном катании Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин считаются одними из претендентов на победу в финале «Гран-при», который пройдет 12—14 декабря в Колорадо-Спрингс (США). Однако сегодня им трудно конкурировать с тремя парами из Китая, прибавляющими в мастерстве не по дням, а по часам. По мнению наставника россиян, олимпийского чемпиона Олега Васильева, тренирующего своих учеников в Чикаго, в ближайшем будущем китайские фигуристы станут еще сильнее.
КОРОТКАЯ СКАМЕЙКА
– Олег, по-вашему, Тотьмянина и Маринин спокойно переживают экспансию китайцев?
– Абсолютно! Мало того, они еще успешнее выступают, если в турнирах принимают участие их главные противники, потому что тогда Тане и Максиму есть с кем соперничать. Поэтому происходит естественная мобилизация. Другой вопрос, что зачастую китайцы действительно катаются лучше, как это было на последнем мировом первенстве в Вашингтоне. И тут уже ничего не сделаешь. А на этапе нынешней серии «Гран-при» – соревнованиях «Скейт Канада» – Тотьмянина и Маринин выиграли у своих основных обидчиков – двукратных чемпионов мира Сюе Шэнь и Хонбо Чжао, но раз на раз не приходится.
– Лично вас не беспокоит резкий скачок китайских пар?
– Беспокоит, в глубине души я опасаюсь, что вскоре их господство надолго утвердится на мировой арене. Конечно, мы будем бороться с ними. К сожалению, собираемся делать это своими собственными силами, поскольку национальная федерация не очень поддерживает в целом фигурное катание, и в частности, парное. Или, скажем так, чиновники стараются нам не мешать, но и не помогают. Не беру конкретно Тотьмянину и Маринина. Я говорю про то, что школ по нашей дисциплине остается все меньше и меньше. Те, которые были, разваливаются. Поддержки сверху никакой! То есть, может быть, она существует, но ее явно недостаточно, и в результате некогда знаменитые центры парного катания, скажем, в Екатеринбурге и Перми, умирают, а в Питере потихоньку приходят в упадок, несмотря на то, что Тамара Николаевна Москвина вернулась сюда из Америки.
– Вроде бы элита парного катания у нас мощная.
– Посмотрите, кто на данный момент занимает лидерские позиции: Тотьмянина и Маринин, Мария Петрова и Алексей Тихонов (чемпионы мира 2000 г. – Прим. авт.). Еще есть две новые пары Москвиной (Юлия Обертас и Сергей Славнов, Виктория Борзенкова и Андрей Чувиляев. – Прим. авт.), которые пока не готовы сражаться с конкурентами на равных. У нас нет длинной скамейки, как это было в те времена, когда на чемпионат Европы могли отправить шестую по итогам чемпионата СССР отечественную пару, и она все равно была бы в первой тройке. А вот у китайцев – многочисленный боеспособный резерв. Они подпирают друг друга и, разумеется, будут прогрессировать год от года.
– Вы заявили, что, возможно, переедете из Чикаго в родной Санкт-Петербург. Это правда?
– Такой вариант не исключен. Мы ждем, когда будет построена спортивная Академия с комфортабельными катками, потому что лед Дворца спорта «Юбилейный» и так забит до предела: на каждой тренировке катаются по пять – шесть пар. А отбирать часы ледовой подготовки у детей было бы преступно.
ИГРЫ ПРОТИВ РОССИИ
– Тотьмянина и Маринин выиграли ноябрьский Кубок России с падением. Этот фактор не учитывается в новой системе судейства, при которой каждый элемент оценивается по отдельности?
– По правилам, падения относятся к числу ошибок. Причем чем дороже элемент, тем больше баллов с него снимают. Просто Таня упала на прыжке, имевшем не очень высокую стоимость. Кроме того, программа ребят «Cotton club» была насыщена классно исполненными ультра-си, и одна помарка не должна была повлиять на общий результат. Это прошлогодняя постановка, в которую мы добавили две поддержки и одну из спиралей, которая принесла определенное количество баллов. Без этих корректив, думаю, Таня и Максим были бы не первыми, а третьими или четвертыми.
– Зачем оценку за артистичность разбили на пять составляющих ее компонентов?
– Это было сделано для баланса, чтобы была примерно одинаковая стоимость технической части программы и артистической. Однако разбивка прошла не очень грамотно и нуждается в доработке, так как получилось, что, допустим, хореография и интерпретация практически одно и то же. А в парном катании одна из важнейших вещей – синхронность катания между элементами – вообще отсутствует в правилах. И это играет против российских пар, всегда отличавшихся именно синхронностью.
ВОЛЧКОВА УСТАЛА
– В минувшем сезоне вы тренировали бронзовую медалистку чемпионатов Европы Викторию Волчкову, которая летом ушла от вас к Елене Чайковской. В чем были причины ее ухода?
– Вероятно, девушке было очень тяжело работать у меня, потому что мы «пашем» много. Пять дней в неделю по четыре часа я персонально занимался с Викой. Полагаю, для нее это было сложно, потому что она частенько жаловалась, что из-за напряженных тренировок не имела никакой личной жизни, никаких удовольствий. Безусловно, когда столько вкалываешь, вечером никуда не хочется идти – сил нет. Ну а здесь, в Москве (Чайковская тренирует в столичном Спорткомплексе «Олимпийский». – Прим. авт.), ночная жизнь интересная, развлечений полно. Но, как видим, результаты от этого не становятся выше (на двух этапах серии «Гран-при»-2003/04 Волчкова была шестой и седьмой. – Прим. авт.).
– С одиночниками требуется работать больше, чем с парами?
– Все зависит от спортсмена. Когда Волчкова ко мне пришла, она была совершенно не в форме, поэтому ее приходилось тренировать в два-три раза больше, чем Тотьмянину и Маринина. Позже Вика набрала обороты, и мы сократили время занятий.
– По словам Волчковой, ее раздражала нездоровая психологическая атмосфера в группе. Татьяна и Максим ревновали Викторию к вам как к тренеру?
– Ревность, может быть, была. Но я воспитанников «разделял». Тотьмянина и Маринин не катались в одни часы с Волчковой, так что поводов для конфликтов, как мне кажется, не было. Правда, мой рабочий день начинался в шесть утра, а заканчивался в семь вечера, зато я не сталкивал спортсменов лбами.
КСТАТИ
– На четвертом этапе «Гран-при» – Кубке «Лалик» в Париже Тотьмянина и Маринин хоть и заняли второе место, но откатались на тройку с минусом, – рассказывает Васильев. – Дело в том, что незадолго до старта Максим три дня лежал пластом, подцепив от Славнова вирусный стоматит на турнире «Скейт Канада». Сергей и его тренер Москвина не предупредили нас, что спортсмен перенес такое инфекционное заболевание. А Маринин жил со Славновым в Канаде в одном гостиничном номере.
НАША СПРАВКА
Олег Васильев
Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер страны. Выступал в парном катании. Партнерша: Елена Валова. Тренер: Тамара Москвина. Олимпийский чемпион 1984 г. Чемпион мира 1983, 1985, 1988 гг. Чемпион Европы 1984–1986 гг. Тренер чемпионов Европы 2002–2003 гг., серебряных медалистов чемпионатов мира 2002–2003 гг. Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина. Живет в Санкт-Петербурге и Чикаго, США.