Фигурное катание. Тренер чемпионов Европы-2006 по танцам Александр Жулин: На разрыв аорты надо кататься для победы

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
От Дворца спорта «Жерлан» до отеля, в котором жили почти все участники чемпионата Европы, – два километра. Примерно через полтора часа после завершения соревнований танцоров по этому маршруту отправился Александр Жулин, тренер теперь уже трехкратных чемпионов Европы Татьяны Навки и Романа Костомарова. «Хочется успокоиться, подышать воздухом», – объяснил он. Вместе с ним по ночному Лиону прогулялся корреспондент «Советского спорта».
— Что за травму получила Таня в конце произвольного танца?
— Во время последней поддержки, когда нужно было подтянуть конек к голове, она, что называется, в него не попала. А это сорванный элемент и серьезное снятие баллов. Музыка уже «убегала», и она, пытаясь успеть за ней, схватилась прямо за лезвие. Почувствовала, что рассекает руку, но все равно подтянула его к голове. Сложность получилась не та, которая планировалась, но, по крайней мере, Таня спасла элемент. Порез оказался очень глубокий, сейчас ее повезли в больницу, накладывают швы… Да что там говорить, турнир вообще получился нелегким.
— А вы сами ожидали, что будет такая борьба? Некоторые российские журналисты после обязательного танца, когда ваши подопечные были лишь третьими, уже передавали в редакцию материалы примерно с такими фразами: «Все пропало! Нам не дадут выиграть…»
— Перед Олимпийскими играми такие вещи – обычное явление. Явных лидеров немного придерживают, чтобы подогреть интерес зрителя к фигурному катанию. К тому же в последнее время русские на чемпионатах Европы побеждают в каждом виде – а эта ситуация не может не настораживать людей, которые вкладывают деньги. Это ведь не только спорт, но и бизнес.
— Но, согласитесь, повод для беспокойства все-таки появился.
— Естественно. Но это беспокойство ожидаемое. Нам еще раз напомнили: никто просто так не будет нам ничего отдавать. Русским всегда нужно быть на голову выше. Но я даже рад, что здесь именно так все сложилось. Я знаю, что сейчас нужно делать. Думаю, к Олимпиаде мы подойдем во всеоружии.
ПРОГРАММА ПОКА НЕ «ЗВЕНИТ»
— Вы сказали: «Я знаю, что нужно делать». Это то, о чем не говорят вслух? Или это то, что на льду?
— (Улыбается.) Второе. Вы понимаете, Таня и Рома в этом сезоне ни по одному судье ничего в сезоне не проиграли. Дело в другом. Возможно, слишком расслабились, где-то усыпили собственную бдительность. А когда приехали в первом виде третьими, причем если бы французы не упали, могли приехать и четвертыми, то проснулись. Выстояли. Что им это стоило – только они сами могут вам сказать. Но когда едешь на нервах, появляются проблемы с «физикой». Сегодня я видел, что ребята немного не дотягивают. Я не почувствовал, чтобы программа, что называется, «звенела». Вот над этим звоном и будем работать.
— Олимпийская программа по умолчанию – самая важная за четыре года. Помнится, перед прошлыми Играми будущие чемпионы Анисина и Пейзера при постановке своего оригинального танца «Фламенко» даже ездили в Испанию, брали уроки у профессиональных танцоров. Как вы подходили к постановке «Кармен»? Как искали что-то новое? Ведь практически не бывает сезона, чтобы кто-нибудь из фигуристов не взял эту тему…
— Мы тоже, естественно, изучали варианты, читали, смотрели видео. В итоге решили не изобретать велосипед, а сделать программу более доступной для зрителя – в классическом варианте. Что нам теперь нужно – этот вариант «дожать». А для этого нужно еще поработать над физической и психологической подготовкой. На Олимпийских играх это – едва ли не главный фактор. Когда я сам, помню, катался на Олимпиаде, у меня после третьей минуты уже в буквальном смысле отваливались ноги! Уже просто не понимал, куда я еду и что происходит. Это и есть нервы. Кто сумеет их укротить, тот и станет чемпионом.
ТАРАСОВА ПОМОЖЕТ ДОБАВИТЬ КУРАЖУ
— Роман Костомаров после первого танца, когда они с Таней занимали третье место, говорил, что он так зол, что готов всех порвать. На этом чемпионате вам наверняка пришлось проводить с ребятами серьезную психологическую работу.
— А вы знаете что? Он ведь действительно во втором танце всех порвал! Так себя настроил, что такого великолепного проката я у него даже на тренировках не видел! А вот перед произвольным танцем, возможно, почувствовал, что опять стал лидером, и снова успокоился. Хотя тут есть и еще один нюанс – лидерская ноша на самом деле очень тяжела. Не случайно замечено, что у фаворитов возрастает риск ошибки. Нужно уметь бороться с этим прессом.
— К помощи психолога не приходится обращаться?
— Нет. Ребята сами по себе – сильные личности. Уже третий год едут в лидерах, и пока справляются. Но мы планируем обратиться к помощи самого лучшего психолога в этой ситуации. Имею в виду Татьяну Тарасову. Я уже ее попросил, чтобы она нам помогла добавить этот кураж, которого нам порой, может быть, не хватает. Ведь я с ребятами уже шесть лет работаю.
Знаете, как бывает в браке? Проходит несколько лет, и муж или жена настолько привыкают к партнеру, что порой его просто не слышат. Словно в ушах возникает некий фильтр, мешающий воспринимать то, что говорилось, кажется, уже тысячу раз. А сейчас, когда впереди главный старт четырехлетия, когда важна каждая мелочь, нужно делать все возможное! Нужно идти на разрыв аорты! Нужна встряска. И Тарасова как никто может это сделать. Она в этом просто великий специалист.
— Травма Татьяны наверняка наложит свой отпечаток на тренировки в преддверии Олимпиады?
— Естественно. Она не может сейчас делать ни поддержки, ни многие вращения. Но, если честно, я и без того планировал в ближайшие дней семь в основном работать с каждым из ребят индивидуально. А, думаю, через неделю мы будем готовы работать в полную силу.
ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕМ В АМЕРИКЕ
— Главные, как считается, конкуренты нашей пары – Танит Белбин и Бенджамин Агосто все-таки выступят на Олимпиаде. Совсем недавно партнерша получила наконец американское гражданство. Как, на ваш взгляд, это событие изменило олимпийский расклад в танцах?
— Я уже не раз говорил: после введения новой системы судейства в танцах еще больше все стало зависеть от катания. Я тренировал и одиночников, и танцевальные пары. Одиночники на прокат всегда выходили зелеными, потому что каждый элемент – это элемент страшного риска. Танцоры, выходя на лед, сохраняли розовый цвет. Было не легче. Но зато было стабильнее. Сейчас же их цвет перед выступлением тоже приближается к зеленому. Танцы стали таким же видом спорта, как пары или одиночное катание. По сравнению со старыми временами они изменились процентов на пятьдесят. Безумно возросла цена ошибки. И чемпионом может стать любой из ведущих дуэтов, который сумеет откататься чисто.
— Во всех трех танцах это сделать очень сложно…
— Да, но тем не менее ни в одном из трех видов нельзя давать слабину. Даже на тренировках судьи уже должны видеть, что эта пара – сильнейшая! Но при этом важно не расплескать все эмоции заранее. У нас, наверное, так и вышло в последнем, произвольном танце. Утром получился великолепный прокат, а вечером немного не хватило. Две с половиной минуты все было нормально. А потом я увидел, что произошел некоторый спад. Возможно, многие его не заметили, но я понял, над чем нам надо работать.
— Готовиться к Олимпиаде вы планируете в Москве?
— Сначала мы едем в Америку. Таня видела нашу дочку (Александр Жулин и Татьяна Навка – муж и жена. – Прим. ред.) всего три дня за последние два месяца. А сейчас мы уедем, отвлечемся от рутины, получим небольшую эмоциональную разгрузку – и снова в бой.





