Фигурное катание. Упасть, чтобы подняться
ТУРИН-2006. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Большой и могучий, как дуб, Хао Чжан в ожидании оценок не мог сдержать слез. Даже он не верил в то, что совершила его хрупкая партнерша, сидевшая рядом Дань Чжан. Сначала было ужасное падение, отозвавшееся в туринском дворце «Палавела» одновременным выдохом тысяч людей. Потом – мучительные попытки отогнать от себя боль. Затем – блестящее катание и серебряные медали Олимпиады.
Выброс четверной сальхов – элемент из разряда уникальных. Никто и никогда не выполнял его на соревнованиях. Вы только представьте – как же нужно мечтать о золотой медали Олимпиады, чтобы включить его в свою программу! И вы представьте, какую силу духа надо иметь 20-летней девушке, чтобы продолжить программу после падения с высоты двух метров!
Дань Чжан и Хао Чжан выступали последними. Только что перед ними блестяще – на личный рекорд – откатали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Шансов на первое место объективно – никаких. Остальные конкуренты, наделав ошибок, уже перестали быть таковыми. Упрости программу по максимуму – и серебро твое, вот оно, только протяни руку.
Наверное, нам, европейцам, никогда не понять загадочную китайскую душу.
Фантастический выброс значится в их программе под первым номером. Зал затаил дыхание. Чжан, вложив в движение всего себя, выталкивает партнершу вперед. Приземление… На трибунах разносится стон. Китайская трибуна, только что бушевавшая яркими красными флагами, вдруг замолкает.
Дань приземляется на правый конек лицом вперед, что уже означает срыв элемента и падение. Но и это не все. Вторая нога при приземлении уходит в сторону, девушка неловко садится на шпагат. Вывих – самый очевидный исход в таких случаях.
—В этот момент я не соображал ничего – в голове была пустота. Я чувствовал эту боль вместе с Дань, — говорил потом на пресс-конференции Хао.
На экране под сводами зала снова и снова показывали момент ужасного падения. Каждый раз зал реагировал стоном. Смотреть на это было страшно. Дань каталась по льду, держась за своего партнера, не поднимая глаз, глотая слезы боли и обиды.
— Когда я представила, что сейчас, через секунду, мы должны попрощаться с мечтой, я сказала, что буду кататься, — Дань, сидя через полчаса после выступления рядом с партнером, казалось, до сих пор не понимала, что с ней произошло.
Поверить в это было невозможно. Никогда не забуду, как вытянулись лица коллег-журналистов, повидавших в своей жизни не одну Олимпиаду, когда Хао подъехал к судьям: «Будем выступать!».
Их катание не было безупречным. Но едва затихли финальные аккорды, весь зал встал в едином порыве. И ни у одного из арбитров не поднялась рука строго судить молодых людей, покоривших Турин своим мужеством.
Китайская журналистка, сидевшая рядом со мной, в этот момент, никого не стесняясь, рыдала навзрыд. Cосед успокаивал ее как мог и сам ненароком смахивал слезинки. А когда Дань Чжан взошла на пьедестал, все ее соотечественники, собравшиеся в зале, склонили перед ней головы.
О подвиге маленькой девочки, поборовшей боль и страх ради исполнения своей мечты, в Китае наверняка напишут не одну поэму.
ИЗ РЕГЛАМЕНТА
В случае прекращения музыки, появления обстоятельств, влияющих на безопасность спортсмена, повреждения экипировки участник соревнований должен остановиться по решению рефери. После устранения проблемы он должен тут же продолжить ее с момента остановки. Если это невозможно, то возобновление программы может начаться в течение двух ближайших минут. Отсчет ведется после того, как соответствующее решение судей доносится до участника. То же самое относится к ситуации, когда участник сам прерывает свою программу из-за повреждения экипировки.
Если, по мнению рефери, участнику требуется медицинская помощь, то на ее оказание даются те же две минуты.
Возобновление программы с самого начала, а не с момента остановки, правилами не предусмотрено.
Если спортсмен не может закончить программу или остановится еще раз, то он не получает оценок.