Фигурное катание. Олимпийский чемпион Евгений Плющенко: каким я был, таким и остался
ТУРИН-2006. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Пресс-конференция призеров мужских соревнований являла собой театр одного актера – Евгения Плющенко. На десять вопросов чемпиону приходились два его конкурентам – Стефану Ламбьелю и Джеффри Баттлу. Да и они по сути задавались только на одну тему: «Как обыграть Плющенко?»
КАК НА «ГРЭММИ»
– Сегодня сбылась моя мечта, – в голосе триумфатора, полчаса назад поднявшего на ноги зал, не чувствуется особой радости. Только усталость. – Я очень счастлив.
Все молчат. Плющенко смотрит в зал. Трогает медаль.
– Я правду говорю, – добавляет он.
Все засмеялись.
– Как вы прошли этот путь – от серебра в Солт-Лейк-Сити до золота в Турине? – спрашивает кто-то. Плющенко задумался.
– Четыре года назад были не мои Игры. Сейчас – мои. Я здесь катался чисто даже на тренировках, когда вставал в шесть утра. Просто выезжал и легко прыгал четверные. Такого никогда не случалось. Я был готов на все сто процентов.
– За счет чего вы добиваетесь успеха?
Ламбьель и Баттл навострили уши. Плющенко серьезен.
– Я люблю работать. Я люблю соревноваться. У меня отличный тренер – Алексей Мишин. У меня замечательные программы, которые оставил мой хореограф Давид Авдыш. Меня поддерживают все близкие мне люди. Не могу не сказать спасибо родителям, особенно маме. Безусловно, я благодарен жене, я люблю ее и скучаю.
Женя переводит дух:
– Прямо как на «Грэмми» получается.
Он наконец улыбается. Все, обрадованно, тоже.
«Я ЕЩЕ НЕ СТАРЫЙ»
– Вопрос ко всем троим фигуристам. Как вы провели последний день перед выступлением в произвольной программе?
– Я спал, – говорит Ламбьель. – И ел вместе со своим тренером.
– А я поиграл в карты, чтобы расслабиться, и посмотрел кино, – улыбается Баттл.
– Я тоже спал. Пять часов после утренней тренировки, – соперники, кажется, готовы записывать победный рецепт Евгения прямо на скатерти, которой накрыт стол. – Потом поел. Немного. Я в Турине даже похудел на два килограмма. Посмотрел хоккей. Наши обыграли швейцарцев – 5:0. Очень приятно. Ой, Стефан, прости! Конечно, шведов мы обыграли!
Плющенко хлопает себя по лбу, а соседа – по плечу. Ламбьель смущенно улыбается. Хотя его сборная вряд ли уступила бы нашим крупнее. Чемпион продолжает:
– Хоккей… Да… Потом приехал сюда. И выиграл золото.
– Сегодня вы установили личный рекорд (167,67 балла – это и лучшее мировое достижение в произвольной программе. – Прим. ред.). Что это значит для вас?
– Мне приятно, что это произошло на Олимпиаде. Но в этом нет ничего особенного. Я просто сделал свою работу. И рад, что все мои жертвы, весь труд, травмы, хронические недосыпания окупили себя.
– Вы уходите из любителей? – с надеждой интересуется американский репортер.
– Зачем? Мне всего 23 года. Через четыре года будет 27. Я еще совсем не старый. Хочу выиграть и следующую Олимпиаду, – улыбается Женя. Его соседи приуныли.
– Как вы собираетесь бороться с Плющенко? – пытаются их развеселить журналисты. Канадец и швейцарец переглядываются:
– Больше тренироваться.
КАКИМ Я БЫЛ, ТАКИМ Я И ОСТАЛСЯ
За полчаса до этого Плющенко на секунду заглянул в смешанную зону. Его попросили сказать пару слов в камеру китайцы («Вашим ребятам не хватает хореографии»), голландцы («Я у вас несколько раз бывал, мне понравилось») и даже монголы («И к вам мы тоже приедем. Когда вы ледовые дворцы спорта построите»). А потом на ходу ответил на вопросы корреспондента «СС».
– Вам Турин-то понравился?
– Безусловно! Кто-то писал, что у меня квартира неудобная, что у меня мусорные баки не там стоят. Это все неправда. В Турине мне понравилось все. Кроме, наверное, еды в Олимпийской деревне. Вообще Италия – моя страна. Я тут начинал. Когда мне было 11 лет, мы с Алексеем Николаевичем Мишиным приехали сюда готовиться к сезону.
– Какую роль в победе сыграло ваше решение летом лечь на операцию?
– Огромную. Уверен, если бы я ездил в туры и на соревнования, то на Олимпиаду у меня бы просто не хватило сил. Сейчас же я впервые за долгое время чувствую себя полностью здоровым.
– Женитьба вас сильно изменила?
– Конечно. Про это много писали, причем не всегда правду. Но я женился осознанно. По любви, а не для того, чтобы попробовать. И я счастлив.
– За последние четыре года вы сильно изменились?
– Я? Ну что вы! Каким был, таким и остался. Может, теперь только эта медаль появилась.
Плющенко гладит золотой кругляш, висящий на шее.