Фигурное катание. Пятикратная чемпионка мира Мишель Кван: Я, конечно, вернусь...
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
ПОСЛЕ СПОРТА
Знаменитая американская фигуристка Мишель Кван провела в нашей стране целую неделю. Кроме Москвы, она побывала в Элисте и Волгограде. Правда, на этот раз Мишель прибыла в Россию покорять не спортивные, а дипломатические вершины. В прошлом году она была назначена послом народной дипломатии Госдепартамента США. Во время пребывания в Москве пятикратная чемпионка мира дала эксклюзивное интервью корреспонденту «Советского спорта».
По словам представителя американского посольства, Мишель должна была с минуты на минуту спуститься из номера в холл отеля «Метрополь».Но она вдруг вошла в дверь парадного подъезда. Симпатичная, по-летнему одетая девушка невысокого роста. И тут по коридору пробежал шепот «Кван, Кван, Кван…» Это несколько американцев, сидевших в холле, признали звезду мирового фигурного катания.
Пакет в руках Мишель с логотипом известного бренда поведал: перед интервью она посетила один из центральных универмагов. Я удивленно спросил, узнает ли Мишель в Москве кто-либо кроме соотечественников.
— На улицах нет, а вот только что в магазине ко мне подошел человек и вскинул брови: «Вы Кван?» Пришлось сознаться.
«МОГУ ЗАНЯТЬ МЕСТО КОНДОЛИЗЫ РАЙС»
— До нынешнего года я была в российской столице лишь однажды – на чемпионате мира 2005 года в Москве, — сразу бросается в глаза, насколько четко, без запинок Мишель излагает свои мысли – прирожденный дипломат. — Но тогда все мое знакомство с Москвой умещалось в стандартные для спортсменов рамки: гостиница – каток, каток – гостиница. Правда, уже тогда я не могла не обратить внимания на красоту города. Во время поездок от Дворца спорта до отеля мне постоянно приходилось крутить головой, поскольку мой тренер Рафаэл Арутюнян то и дело показывал что-то интересное, говорил: «Посмотри туда, посмотри сюда».
На этот же раз мне наконец удалось погулять по центру Москвы, зайти на Красную площадь. Так что я в полном восторге. Тем более что сейчас намного теплее, чем во время чемпионата мира два года назад. К тому же мне удалось посетить не только Москву, но также Волгоград и Элисту.
— На этот раз вы прибыли в Россию как посол народной дипломатии Госдепартамента США. Что входит в ваши обязанности?
— Вообще представлять свою страну для меня не в новинку – я это делала, когда занималась спортом, продолжаю выполнять эту миссию и сейчас. Поводом для моего приезда в вашу страну стал 200-летний юбилей российско-американских дипломатических отношений. Трудно поверить, что всего через 31 год после образования США мы установили дипотношения с Россией.
Во всех городах, которые посетила, я встречалась со школьниками и студентами со всей России. Я рассказывала историю своей жизни: о том, как добивалась исполнения своей мечты, о спортивной карьере, о том, какие уроки извлекла в жизни. Надеюсь, мой пример поможет им добиться успеха.
— Как вы готовились к своему визиту в Россию?
— О, я прочла кучу книг о вашей стране и узнала много интересных фактов. Например, то, что Николай II обожал лошадей и выставлял их на скачках, а жокеем у русского царя был американец. Или то, что уже в 1948 году на чемпионате мира по шахматам русские и американцы боролись за мировую корону. Кстати, когда я была в Калмыкии, меня повезли в Чесс-Сити. Помню это удивительное ощущение: с одной стороны – Элиста, а с другой —совершенно необычный шахматный город!
Вообще я чувствую свою особую роль как посла именно спортивной дипломатии. Ведь в мировое олимпийское движение вовлечено более двухсот стран мира. Спорт делает их ближе и играет огромную роль в сближении народов разных государств. Ведь не только русские восхищаются игрой Шараповой или Овечкина или выступлениями Плющенко. Точно так же, как и не только американцы без ума от Майкла Джордана или Тайгера Вудса.
— Вы упомянули имя российского хоккеиста Александра Овечкина. Сами с ним знакомы?
— Пока нет, хотя я хорошо знаю многих хоккеистов. Я обожаю эту игру, поэтому не могу не знать имя одного из лучших мастеров НХЛ. Как и имя баскетболиста «Юты» Андрея Кириленко.
— А как вообще получилось так, что вы стали послом Госдепартамента?
— В конце прошлого года во время визита председателя КНР Ху Цзиньтао в США меня пригласили на прием в Белый дом. Так получилось, что я сидела за одним столом с ним, президентом США и госсекретарем Кондолизой Райс. Когда мы прощались, я сказала госпоже Райс, что если я могу чем-то помочь, то она может на меня рассчитывать. А через некоторые время я получила предложение стать послом народной дипломатии.
— Вам действительно нравится то, чем вы занимаетесь?
— Поверьте, мне это на самом деле очень интересно. Ведь я сейчас учусь в Денверском университете и изучаю как раз политологию и международные отношения. Поэтому для меня очень важно обмениваться мыслями и идеями с молодыми людьми во всем мире.
— Насколько мне известно, Кондолиза Райс училась в том же университете, что и вы, и так же специализировалась на международных отношениях…
— Вы забыли еще то, что она также занималась фигурным катанием!
— Судя по такому количеству совпадений, вы готовитесь стать госсекретарем США?
— Все может быть! Кстати, когда Райс назначала меня послом Госдепартамента, она так и сказала, что в будущем я вполне могу занять ее место.
ДРУЖБА СО СЛУЦКОЙ
— Кстати, когда вы еще были действующей спортсменкой, вы выгодно отличались от большинства других фигуристов тем, что умели достойно проигрывать. Не обвиняли судей, не пытались искать оправданий в нечестной закулисной борьбе… Сказывалось воспитание или вы заранее готовили себя к дипломатической карьере?
— Нет, конечно, — смеется Мишель. — Тогда я еще не думала о карьере дипломата. Меня так воспитали родители, что фигурное катание – это всего лишь спорт, а не вопрос жизни и смерти. Никогда не бывает так, что ты только выигрываешь или только проигрываешь. Главное, вне зависимости от результата продолжать идти дальше.
— Вам уже удалось встретиться в Москве с вашей подругой Ириной Слуцкой?
— К сожалению, нет. Я пыталась до нее дозвониться, но не смогла. Надеюсь увидеть ее на приеме в американском посольстве. Я проследила за тем, чтобы ей было отослано приглашение. Не знаю, сможет ли она прийти, ведь сейчас Ирина ждет ребенка.
— Для такого сугубо индивидуального вида спорта, как фигурное катание, ваша дружба с Ириной – уникальное явление. Обычно спортсмены не общаются с прямыми конкурентами, а зачастую отношения соперников носят даже враждебный характер. Как получилось, что вы подружились с Ириной?
— Мы действительно соперничали друг с другом более десяти лет. По-моему, мне было еще 13 лет, когда мы впервые встретились на соревнованиях. Потом были девять чемпионатов мира, две Олимпиады… Сначала мы просто общались, садились вместе в автобусе на соревнованиях, а потом стали проводить время вместе не только на катке, но и за его пределами.
Мне кажется, у нас с Ириной одинаковый менталитет: мы никогда не выступали с установкой, что ты должен победить какого-то конкретного человека. Мы просто пытались показать лучшее, на что способны. Мне кажется, именно поэтому мы хорошо друг друга понимаем.
— Помимо взглядов на жизнь, со Слуцкой у вас есть еще кое-что общее. Несмотря на статус вечных фаворитов, вы обе так и не сумели выиграть олимпийское золото. Ирина недавно заявила, что хочет принять участие в Играх в Ванкувере. А у вас нет желания возобновить спортивную карьеру?
— В августе прошлого года мне сделали серьезную операцию (артроскопию правого бедра. — Прим. ред.). Чтобы вновь привести себя в форму, я каждый день бегала по четыре-пять миль, занималась на тренажерах… Все вокруг спрашивали: ты что, собираешься перейти в профессионалы? Но нет, я пока, как и Ирина, не хочу закрывать для себя дверь в любительский спорт.
ПРИМЕР БУТЫРСКОЙ
— Но вам уже 26 лет. Для современного фигурного катания это очень много.
— Да, вы правы. Мне многие говорят, что я уже слишком старая для того, чтобы продолжать спортивную карьеру. Но я вспоминаю время, когда выступала Мария Бутырская. Тогда я думала: «Боже, да ей же 29 лет! Ужас!!!» Мне казалось, что люди в таком возрасте должны ходить с палочкой...
С этими словами Мишель показывает забавную пантомиму, как передвигается пожилой человек с палочкой. Вообще во время разговора она постоянно жестикулирует и демонстрирует мимические этюды.
— А Мария взяла и выиграла чемпионат мира! Я, кстати, уже считала, и оказалось, что в 2010 году мне будет как раз 29. Если у Бутырской получилось, почему бы и мне не попробовать?
— То есть болельщики могут увидеть вас на льду уже в предстоящем сезоне?
— Я не планирую свою жизнь так далеко, а пытаюсь сконцентрироваться на том, что делаю сейчас. Ведь когда делаешь сразу несколько вещей, невозможно везде добиться хорошего результата. Но рано или поздно я, конечно, вернусь в фигурное катание. Думаю, я сейчас нахожусь в таком же положении, как и Евгений Плющенко. Он стал отцом, у него есть свой ледовый тур, но при этом все ждут от него конкретного ответа. Но, на мой взгляд, человек должен принимать решение не тогда, когда от него требуют, а когда он сам к нему придет.
— Кстати, Плющенко уже заявил, что примет участие в нескольких турнирах осенью. Мало того, Алексей Ягудин может вернуться…
— Ягудин?! Вы шутите!!!
— По крайней мере он так говорит.
— Ну это все-таки разные вещи — говорить и действительно вернуться. Кстати, где сейчас Алексей?
— Точно не знаю, наверное, в родном Санкт-Петербурге.
— Да? А я думала, что он живет в Москве. Жаль, что не смогу его увидеть. Чем он сейчас занимается?
Мишель постепенно из интервьюируемой превращается в интервьюера.
— Он выступает в телешоу, принимает участие в ледовом туре Ильи Авербуха.
— Да, я знаю, что у вас появились ледовые туры. Татьяна и Макс (олимпийские чемпионы Тотьмянина и Маринин. – Прим. ред.) мне рассказывали.
— В российских турах катаются и иностранные звезды. К нам уже приезжали Саша Коэн, Брайан Жубер, китайские пары... Вас, кстати, не приглашали?
— Нет, все знали о моей травме, об операции, и поэтому звать меня раньше смысла не было.
«ПЛЮЩЕНКО ИЗУМИТЕЛЕН!»
— Кстати, что вы думаете о противостоянии Плющенко и Ягудина? Считается, что их соперничество на льду сильно продвинуло вперед фигурное катание.
— Это было что-то невероятное. Болельщики были в восторге, поскольку предсказать победителя в этой дуэли было невозможно. Мне особенно запомнилась борьба Евгения и Алексея на Олимпиаде-2002. А когда Плющенко сорвал в Солт-Лейк-Сити тройной прыжок в короткой программе, я кричала от изумления вместе со зрителями. Надеюсь, мы все вновь сможем стать свидетелями их соперничества.
— А что вы можете сказать о технической стороне их борьбы? Ведь они стали прыгать едва ли не все четверные прыжки.
— С Евгением мы катались в одном туре. И я знаю, что это значит — выступать после него, когда публика уже пребывает в экстазе от его четверных прыжков. Поверьте, это совсем не просто. Представляю себе, какое впечатление он производит на зрителей, если даже я, профессиональная фигуристка, не могу сдержать восторга. Вообще Плющенко – уникальный фигурист. Он может не тренироваться несколько дней, а потом выйти на лед и показать выдающееся катание.
— Мишель, вы являетесь рекордсменкой по количеству оценок 6,0, полученных на официальных турнирах. Вы не жалеете об изменении системы судейства в фигурном катании?
— Конечно, мне нравилась старая система. Раньше было больше эмоций. Когда ты смотрел на оценки, это было примерно так: «Уау! Уау!!! Оооо…» А сейчас спортсмены видят оценку и думают: «Сколько-сколько?»
— Как вы считаете, в каком направлении в ближайшие годы будет развиваться фигурное катание?
— Все так быстро меняется, что мне самой сложно представить, что будет через несколько лет. Не думаю, что фигурное катание пойдет по пути только технического усложнения и женщины, к примеру, будут постоянно прыгать четверные прыжки. Гармония между технической и артистической составляющей должна все же сохраниться.
Редакция благодарит посольство США в России за помощь в организации интервью.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Мишель КВАН
Родилась 7 июля 1980 года.
Фигурным катанием начала заниматься в 5 лет.
Пятикратная чемпионка мира.
Серебряный призер Олимпийских игр-1998 в Нагано, бронзовый – Игр-2002 в Солт-Лейк-Сити.
Девятикратная чемпионка США.
Мировая рекордсменка по количеству оценок 6.0 на крупнейших соревнованиях – 57.
С 2006 года посол народной дипломатии Государственного департамента США.
Студентка Денверского университета, где изучает политологию и международные отношения.
В 2000 году вошла в список «50 самых красивых людей в мире» по версии журнала «People».