Фигурное катание. Боль и мужество Максима Транькова. Драму российского фигуриста шведские зрители восприняли как свою
СОБЫТИЕ ДНЯ
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
В немом кино падения Чарли Чаплина вызывали смех в зрительских рядах, заглушавший игру тапера. В современном фигурном катании падения спортсменов экстра-класса – это мини-трагедия для охающего, как от удара под дых, зала. И повод для видимых и невидимых миру слез у спортсменов, тренеров и спонсоров.
«ИЗБАВИМСЯ ОТ ЭТОЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ!»
«У нас нет задачи прыгнуть выше головы. У нас задача — набрать очки и втянуть третью русскую пару на следующий чемпионат мира, завоевать путевку на Олимпиаду», — так рассуждал Максим Траньков перед выступлением в произвольной программе. А Маша Мухортова призналась: «Гетеборг нам запомнится тем, что здесь мы в последний раз танцуем эту произвольную. Эта музыка нас просто достала!»
Поздним вечером четверга можно было с уверенностью сказать, что «Прелюдию» Сергея Рахманинова Мария и Максим не захотят больше слышать нигде и никогда.
…И ведь мы говорили о несчастной руке Макса все эти дни на чемпионате. Сначала тренер пары Олег Васильев скупо и спокойно рассказал, как в известной питерской клинике в феврале правое предплечье Транькова изучили вдоль и поперек и вынесли вердикт: «Кататься и делать поддержки он сможет».
Сам Макс с беззаботным выражением лица говорил после короткой программы: «Рука начинает опухать, когда растут нагрузки. Но думаю, на произвольную меня хватит», — даже рассмеялся он перед решающим прокатом.
Не хватило.
«МАКС ГОВОРИЛ, Я БОЛЬШЕ НЕ МОГУ!»
Под тревожную музыку Рахманинова Мария коснулась льда рукой, приземляясь в начальном каскаде. Максиму не удался тройной сальхов. Но главное случилось в середине программы. Траньков остановился прямо напротив судей, развернулся и покатился к бортику, где стоял его тренер. Сюда уже бежал врач нашей сборной.
Маша с опустошенным лицом, казалось, не знала, куда себя деть на льду. Издали почудилось, что нашему спортсмену делают укол. Но позже выяснилось, что ему взрезают рукав костюма.
Через две допустимые минуты Максим подъехал к судьям: «Мы можем продолжать». Зазвучал грубо прерванный Рахманинов...
Девять тысяч, сидевшие в зале, явно не поняли, что произошло. О том, что у Максима больна рука, даже спортивные журналисты узнали за несколько часов до его выступления.
Сначала по рядам прокатился недоуменный гул. Затем на минуту настала тишина. Я видел вставших людей, еще недавно размахивавших флагами США и Канады. Они пытались рассмотреть, что происходит у бортика. А потом, когда Максим вернулся, многие остались стоять. Они аплодировали нашей паре стоя несколько минут до конца проката. А когда Макс и Мария завершили, была настоящая овация. И кто-то по-русски очень громко крикнул «Максим, ты – герой!» На лед не бросали привычно мягкие игрушки. Но кто-то бросил цветы.
На обязательное общение с прессой в микст-зону Максим уже не вышел. Появились Маша с Олегом Васильевым. Мухортова вытирала уголки глаз: «А что я могла сделать? Макс мне говорит: «Все, я больше не могу!» И я же вижу, он и правда не может продолжать – такая боль».
Кажется, шокирован и наставник второй российской пары. Словно опытный лечащий врач, листающий тонкую еще историю болезни пациента, он вспоминает. Выясняется, что первый раз вспышка боли оглушила фигуриста еще два месяца назад в Загребе. Между произвольной и показательными программами. Тогда это решили «местными средствами», как выразился сам Васильев. Возникло подозрение на защемление нерва и на смещение шейных позвонков.
«Сейчас у него рука опухла так, что стала толще ноги, — говорит Васильев, — нарушилась циркуляция крови. Появились жуткие боли. За полтора часа до выхода он подошел ко мне и сказал, что чувствует себя как-то дискомфортно. Рука немела. А во время шестиминутной разминки он дважды подъезжал и спрашивал меня: «Мы будем кататься или нет?» Лучше ему не становилось. Решение оставалось за самим Максимом. Я только пояснил, что если станет совсем плохо, правила позволяют остановить программу и обратиться к врачу. А потом продолжить. Уже после первой минуты я видел, что он еле шевелит рукой. Но катался до последнего».
Васильев заявил, что никаких уколов никто не делал – доктор разрезал ножницами костюм, который, возможно, в таком состоянии пережал артерии в руке в районе предплечья.
Мужественный парень Траньков, выполнивший после этого еще две поддержки, вместе с Машей докатал до 7-го места. И принес сборной необходимые очки. На что их тренер, впрочем, заметил: «Я не скажу, что ради команды мы готовы пожертвовать рукой Максима. Закончить прокат им было важно для самих себя. Если бы он вообще не катался, лучше бы точно не было…»
Теперь ребята меняют билеты на более ранний рейс. Максима ждут в Питере для глубокого медицинского обследования. После этого станет ясно, что это: проблемы с лимфатической системой, защемление нерва или что-то еще…
«САША НЕ РОБОТ»
Чтобы понять, ради чего тысячи людей приходят на фигурное катание, надо видеть вблизи лицо Юко Кавагучи в уголке «слез и поцелуев», когда японка завершила с Сашей Смирновым этот долгий, сложный день. Прямо перед ними дважды грубо ошиблись немцы Савченко и Шолковы. Наставник российской пары Тамара Москвина тут же попросила ребят упростить их каскад: прыгать второй тулуп не в три, а в два оборота. Упрощение ради чистоты исполнения. Простой и гениальный план не сработал.
«Я не поняла, что мне надо делать, — признавалась Юко полчаса спустя после того, как все завершилось, — хоп! И я не прыгнула как нужно. А то, что оступился Саша, – так он же не машина, не робот. Мне не жалко, что получили такие оценки, что четвертое место. Жалко, что не откатали так, как могли бы».
Она не видела, как срывают элементы немцы. Но слышала, как восторженно зал принимал и Алену с Робином, и китайцев, и канадцев. Сознание зацепило всплеском восторга, когда они начали со своего блестящего четверного выброса. А потом была ошибка и попытка ее исправить вдохновенным катанием под задумчивый и тонкий саундтрек «Лав стори». Попытка не удалась.
Первая российская пара стала четвертой в мире после немцев, китайцев и канадцев. Удивительная немецкая пара ликовала. Знойный мулат Робин и гарна дивчина Алена не без труда принесли своей нынешней родине первое за последние десять лет золото чемпионата мира. Савченко, покинувшая Украину шесть лет назад, устало улыбаясь, поблагодарила свою первую родину и родителей. Алена отвечала односложно. Явно не придя в себя после того, как, дважды совершив ошибки, она с партнером стала сильнейшей парой планеты.
— Три желания чемпионки мира? — спросил я ее, убегающую от телекамер.
— Какие три желания?! Ничего больше не хочу! – подданная Германии рассмеялась от нежданного счастья и ушла.
ЦЫГАНОЧКА С ВЫХОДОМ
Оригинальный танец порадовал всех, кто пришел в четверг в «Скандинавиум» с российским триколором. Наша первая пара Яна Хохлова и Сергей Новицкий так вошли в образ разгульных цыган, что по итогам проката опередили канадцев Вирчу и Мойра, рискнувших противопоставить нам как раз русский народный танец! Когда взволнованные удивительным прокатом Яна и Сергей покинули лед, первое, что они услышали: «Молодцы!».
— Ответственность, конечно, давила, но прокатали мы здорово, — призналась потом Яна. – Особенно нас заводила поддержка трибун.
— Для того чтобы войти в образ, мы специально ездили в столичный театр «Ромэн» — перенимали опыт, — раскрыл секрет Сергей.
— А в ресторан «Яр» по соседству не заглядывали?
— Хотелось бы, но пока повода не было. Надеемся, появится после чемпионата.
А вот что сказал Алексей Горшков, тренер чемпионов Европы Домниной — Шабалина: «Вся первая десятка откаталась на удивление хорошо. А для наших пар подобралась хорошая судейская бригада. Яна с Сергеем порадовали. Но мне показалось, что в концовке, в дорожке по кругу у них было маловато скорости. Я видел, что они немножко нервничали. На мой взгляд, это не лучший их прокат. Но близкий к идеальному. Хотя, если не глядеть на флаги, то я бы, возможно, поставил выше оценки американцам Белбин — Агосто. Притом что партнер при исполнении дорожки по прямой пару раз подпрыгнул, а за это снижается уровень.
Не очень хорошо танцевали французы. У Делобель и Шонфельдера технических ошибок не было, но во вращении Оливье не присел до конца. Прежде из-за этого ему всегда снижали уровень элемента. Ну и на удивление хорошо откатались итальянцы, к тому же без своего судьи. У них только была одна ошибка на твиззле. В общем, наши молодцы, и у них есть шанс на медаль, который надо использовать.
РЕЗУЛЬТАТЫ
СПОРТИВНЫЕ ПАРЫ
Итоговое положение
1. Савченко/Шолковы (Германия) – 202,86 балла. 2. Чжан/Чжан (Китай) – 197,82. 3. Дьюб/Дэвисон (Канада) – 192,78. 4. Кавагучи/Смирнов – 191,33… 7. Мухортова/Траньков (обе – Россия) – 166,64.
ТРАНСЛЯЦИИ НА ТВ
«Спорт»
13:45, 16:10 – Мужчины. Короткая программа.
22:55, 4:15 – Произвольный танец.