Александр Жулин: У Евгения Плющенко до сих пор нет соперников

Александр Жулин – тренер чемпионов Турина-2006 в танцах на льду Татьяны Навки и Романа Костомарова – привез на Евро-2009 французов Пешала/Бурза, ставших четвертыми. По окончании турнира я попросил Жулина поделиться впечатлениями о сборной России.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
НАШ СПЕЦКОР ОЛЕГ ЧИКИРИС ПЕРЕДАЕТ С ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ В ХЕЛЬСИНКИ

Александр Жулин – тренер чемпионов Турина-2006 в танцах на льду Татьяны Навки и Романа Костомарова – привез на Евро-2009 французов Пешала/Бурза, ставших четвертыми. По окончании турнира я попросил Жулина поделиться впечатлениями о сборной России.

«ДОРОЖКИ ИНТЕРЕСНЫ ЛИШЬ ЧИНКВАНТЕ»

— Начнем с близких вам танцев на льду. Не считаете, что после того, как с турнира снялись Домнина и Шабалин, интрига пропала?

— Нет. Хохловой и Новицкому надо было еще отстоять первое место. Они – молодцы. Все чисто прокатали. Если бы они допустили ошибки, многие этим воспользовались бы.

— В прошлом сезоне вас поразил произвольный танец Хохловой и Новицкого. Что скажете в этом году?

— У них опять очень удачная произвольная программа. Второй год подряд это их козырь.

— Я разговаривал с Гвендалем Пейзера (олимпийский чемпион-2002 в паре с Мариной Анисиной. – Прим. ред.), он сказал, что костюмы чемпионов ему не понравились.

— Зайцев (модельер Вячеслав Зайцев. – Прим. ред.) по-своему видит мир, — улыбается Жулин. – Не хотелось бы эти костюмы обстоятельно комментировать. Они… спорные.

— Зачем Домнина и Шабалин приехали на Евро? Не лучше ли было дать Максиму отдохнуть и сосредоточиться на чемпионате мира?

— Очевидно, что Оксана и Максим приехали в Хельсинки побеждать. Но досадное падение не дало им вмешаться в борьбу, а Максим еще больше травмировал больное колено. Это плохо.

— Кажется, партнерши в танцах в последнее время мельчают.

— По Домниной этого не скажешь… Но тенденция к «мельчанию» есть. Если бы такие пары, как Навка/Костомаров или Домнина/Шабалин, все делали так же чисто, на той же скорости и так же масштабно, как их менее фактурные соперники, то в таком виде танцы на льду здорово выиграли бы.

Так же было в спортивной гимнастике, когда после женственных Кучинской и Турищевой мы скатились к девочкам-акробаткам с огромными плечами. Танцы на льду в какой-то степени повторяют этот путь. Ведь намного легче поднять и делать элементы с 40-килограммовой партнершей.

— Миниатюрные партнерши – требование времени или требование новой системы судейства?

— Системы. Она не то чтобы заставляет идти к минимализму… Но акробатика все больше превалирует. Лидируют пары, на которые раньше даже не посмотрели бы.

«НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ ЖЕНСКОЕ КАТАНИЕ В ДЕТСКОЕ»

— Как вам выступление наших фигуристок?

Гербольдт – молодец, здорово откатала короткую программу. Алексей Николаевич (Мишин, тренер Катарины Гербольдт. – Прим. ред.), как всегда, на коне. Алена Леонова – еще больший молодец: четвертое место на Европе в наше время дорогого стоит.

— Судя по уровню женского фигурного катания в Европе, если бы наши 12–13-летние вундеркинды – Сотникова, Туктамышева, Шелепень – приехали в Хельсинки, они бы поборолись за место на пьедестале. Не надо ли отменить или уменьшить возрастной ценз (на взрослые международные турниры не допускаются спортсмены младше 14 лет. – Прим. авт.)?

— Не думаю, что нужно превращать женское фигурное катание в детское. Все-таки резон в ограничениях есть – очень много детишек, которые потрясающе катаются. А потом чуть попа выросла — и до свидания. Подождем еще годик, посмотрим.

— Возвращаясь к уровню женского фигурного катания в Европе: похоже, что лучшая из европеек в мире оказалась бы 5–6-й...

— Скорее всего. Азиатки выше и в технике, и в артистизме. Плюс есть американки. Финки? Они неплохие, но Леписто (чемпионка Европы. – Прим. ред.) на мире была бы пятой-шестой.

«МОСКВИНА И ВАСИЛЬЕВ ВЫЖИМАЮТ ИЗ ПАР МАКСИМУМ»

— В прошлом году вы отметили прогресс Мухортовой и Транькова, но сказали, что программы Кавагучи и Смирнова вам нравятся чуть больше. А в нынешнем сезоне?

— Короткая программа Мухортовой и Транькова в этом году мне однозначно понравилась больше. Реально сильная программа. Понравилась и идея их произвольной программы. К сожалению, видимо, пока они не готовы откатать ее чисто.

— Ребята твердили, что программа для них сложная.

— Сложная. Актерски прежде всего. Но очень интересная. А Тамара Николаевна (Москвина, тренер Кавагучи и Смирнова. – Прим. ред.) опять что-то нашла такое… Какие-то мулечки, корочки, фишечки. Но это Москвина… В произвольной программе ее пара однозначно оказалась поярче, посильнее. Хотя еще раз повторюсь: по постановке программы пара Мухортова/Траньков могла быть выше. Но суть не в этом, а в том, что пора бороться не только друг с другом, но и с немцами. Савченко/Шолковы меня, конечно, здесь поразили. Прежде всего в произвольной программе: очень сложный технический набор, сложная постановка. И все выполнено идеально. Это, конечно, другой уровень мастерства, другой уровень понимания фигурного катания. При таком раскладе на мире нашим остается надеяться только на срыв у немцев. Если они откатают чисто, бороться с ними бесполезно.

— Но на Евро-2008 в Загребе борьбы за золото вообще не было. Сейчас же наши лидировали после короткой программы.

— Прогресс наших пар заметен. И Васильев, и Москвина работают очень хорошо. Выжимают из своих пар максимум.

— Какая пара в России сейчас номер один?

— А нет такой. По потенциалу оба дуэта равнозначны. Мухортова с Траньковым помасштабнее, помощнее. Зато их соперники – понадежнее.

«ПЛЮЩЕНКО НАДО НАЙТИ МОТИВАЦИЮ»

— Лучший из россиян в соревнованиях мужчин – седьмой. О чем это говорит?

— О том, что на мире он будет 14-м.

— Что с Вороновым? Не видны, как в прошлом году, прогресс, перспектива.

— Он не растет. Не хочет видеть дальше собственного носа. Человеку говорят тренеры, специалисты: тебе не хватает второго четверного в программе – без этого сейчас ничего не выиграешь. А он спокойно идет на то, чтобы делать все те же элементы. Значит, не хочет расти, значит, его все устраивает.

— И что теперь: собирать пожертвования и просить Плющенко вернуться?

— Не знаю, не ко мне вопрос. Так у нас сложилось: нет человека, способного бороться за медали. Как бы я ни относился к Жуберу, вот он – реальный чемпион: выходит на лед и в глазах у него только первое место. Не важно – готов он, не готов, больной, не больной. Это не воспитывается – это черта характера. Такими же были Плющенко и Ягудин. Это были личности. Сейчас таких в нашем мужском фигурном катании я не вижу.

— Тема с возвращением Плющенко уже набила всем оскомину. Вот итальянцы с литовцами вернулись на Олимпиаду в Турине и… лучше бы этого не делали. А вы помните триумфальные возвращения?

— А как же?! Возвращение Гордеевой с Гриньковым было феерическим. Они вернулись, чтобы выиграть Олимпиаду в Лиллехамере, и сделали это.

Думаю, что у Плющенко и сейчас не было бы соперников. Вопрос только в мотивации. Как ее найти — не представляю. Человек уже выиграл Игры. Сколько осталось до Ванкувера? Год? В принципе можно потерпеть. Вопрос в мотивации – финансовой, психологической... Как себя настроить пахать по четыре часа в день? Недоедать, недосыпать, не видеть Яну, а только Алексея Николаевича…

Еще надо понимать, чем рискуешь. К званию олимпийского чемпиона не бывает приставки «экс», но можно стать, допустим, четвертым и сильно подпортить впечатление. Выигрывают всегда голодные. Если Плющенко будет голоден, он вернется и победит.

‑Благодарим Федерацию фигурного катания на коньках России за помощь в организации командировки нашего спецкора на Евро-2009.

Новости. Фигурное катание