А все-таки он вертится! Корреспонденты «Советского спорта», проникнув на тренировку Евгения Плющенко, убедились: Чемпион яростно готовится к своей третьей олимпиаде

Вернется или не вернется? Вот один из главных вопросов нынешнего российского фигурного катания. Речь о Евгении Плющенко. Вернется – и мы можем претендовать в Ванкувере на два золота в этом виде. Не вернется – и больше одного нам не видать. Корреспондент
news

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ТОЛЬКО У НАС

Вернется или не вернется? Вот один из главных вопросов нынешнего российского фигурного катания. Речь о Евгении Плющенко. Вернется – и мы можем претендовать в Ванкувере на два золота в этом виде. Не вернется – и больше одного нам не видать. Корреспондент «Советского спорта» побывал на двух тренировках Плющенко во дворце спорта «Юбилейный».

Попасть на тренировку Плющенко – дело непростое. Но для «Советского спорта» Евгений и его тренер Алексей Мишин сделали исключение.

С Женей мы знакомы 13 лет. Тогда, в 1996-м, он был подающим надежды фигуристом-юниором, я – начинающим спортивным журналистом. Но объединило нас тогда не столько фигурное катание, к которому я был неравнодушен, сколько футбол. Женя оказался азартным игроком и болельщиком. Переживал за родной волгоградский «Ротор» и чуть ли не каждый день гонял мячик у стен дворца спорта «Юбилейный» – в качестве разминки перед ледовой тренировкой – вместе с фигуристами-одиночниками – Алексеем Урмановым, Алексеем Ягудиным, Андреем Грязевым и другими. Порой брали в эту футбольно-фигурную компанию и меня.

После триумфальной для Плющенко Олимпиады в Турине мы стали видеться с ним реже: Евгений с головой ушел в подготовку собственного ледового шоу, увлекся телепроектами, политикой...

Пару недель назад мы столкнулись с Женей лицом к лицу на хоккее. Петербургский СКА, чьим давним болельщиком является Плющенко, проводил очередной домашний матч на главной арене «Юбилейного»... «А ты что на тренировках у нас больше не появляешься? – встретил меня вопросом Евгений. – Заходи! Поболтаем о том о сем...» Взгляд у чемпиона был хитрый-прехитрый.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. СРЕДА. УТРО

В тот день мне нужно было пообщаться с Тамарой Москвиной. Я заглянул на тренировочный каток незадолго до окончания утренней тренировки фигуристов-парников: на льду рядом с подопечными Москвиной нарезал круги Плющенко! Пока я шел к своему привычному месту у бортика (с противоположной стороны от «тренерского мостика», чтобы не мешать мэтрам работать), Женя успел четко исполнить тройной тулуп, рассмотреть, кто пожаловал на тренировку, подъехать и поздороваться.

«Привет, как дела с акселем?» – спрашиваю Женю. Этот элемент в последние годы был для Евгения лакмусовой бумажкой. Если шел «на ура» – значит, физическая готовность хорошая. Если прыжок сопровождался «приключениями» – увы... Плющенко улыбается, собирается что-то ответить, но... Его подзывает к бортику хореограф Давид Авдыш, который в отсутствие Алексея Мишина ведет тренировку. Женя внимательно выслушивает указания, разгоняется, закладывает широкую дугу и выдает роскошный тройной аксель. А затем, спустя пару минут, еще один. Подкатывает ко мне: «Видел?..».

– Тяжеловато сегодня кататься – вчера немножко «перебрал» с прыжками... – продолжает Женя.

– Дальше еще тяжелее будет. Впереди – предсезонка, если не передумаешь...

– Не передумаю. Для меня сейчас главное – втянуться. Чтобы организм привык к нагрузкам. Привыкнет – дальше будет легче. Форму, конечно, полностью еще не набрал, но 3,5 кг уже скинул. Нужно еще 4–5. Сижу на специальной диете...

– Ты уж, пожалуйста, поаккуратнее. А то вот Максиму Шабалину в прошлом году диета вышла боком.

– Не волнуйся. Со мной работают грамотные специалисты – врач, диетолог... Никакой самодеятельности. Все под контролем.

– Четверной прыжок пробуешь?

– Пробую. Пока получается не очень – с недокрутом. Но восстановить – в принципе дело нескольких тренировок.

За пару минут до окончания утреннего занятия Евгений пытается еще раз исполнить четверной тулуп. Прыжок почти получается: падения удается избежать. Но Плющенко огорченно качает головой: «Недокрут»...

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ПЯТНИЦА. ВЕЧЕР

К следующему своему визиту я взял с собой фотографа, заранее устроился на своем излюбленном месте, достал ручку и блокнот, дабы стенографировать происходящее на льду.

На часах 15.00, заливочный комбайн неспешно уползает в свою сырую комнатушку, и идеально гладкий лед потихоньку заполняется фигуристами и тренерами. Первым на площадку выскакивает Артур Гачинский, за ним выкатываются Артур Дмитриев-младший с Максимом Шеплоновым, следом – Лиза Туктамышева в сопровождении Алексея Мишина. Появляется тренер Алексей Погодин со своими юными подопечными. Плющенко все нет.

Женя появляется минут через 15 – задержался в зале хореографии. Он о чем-то оживленно беседует с Давидом Авдышем. Подъезжает, здоровается и отправляется на раскатку. Видно, что настроение у Плющенко отличное – все упражнения он делает в охотку, с удовольствием, успевая подначивать Дмитриева-младшего и Гачинского.

15.20. Плющенко отрабатывает вращения в волчке, затем переключается на прыжки. Первый на очереди – риттбергер. Сначала – двойной, затем – тройной, потом – снова двойной. А на следующем круге – легко и непринужденно – каскад «3+2+2».

Мишин снимает все происходящее на видео. А потом долго что-то обсуждает с Авдышем и Плющенко. «Летучка» заканчивается, Мишин переключается на других учеников, а Евгений приступает к более сложным прыжкам.

15.23. Каскад «тройной лутц – двойной тулуп». Чисто. Мишин, оторвавшись от общения с Гачинским, одобрительно кивает. Плющенко делает круг по катку: «тройной лутц – тройной тулуп». Есть! Спустя еще пару минут Евгений штампует еще один, дорогой по нынешним временам каскад – «тройной флип – тройной тулуп».

15.28. Есть тройной аксель! Женю чуть качнуло на выезде, но элемент в целом выполнен достойно – с правильным положением тела в воздухе, плотной группировкой. Показываю Жене большой палец. Плющенко улыбается и выдает каскад «тройной аксель – двойной тулуп», немедленно переходящий во фрагмент программы.

– Женя вчера четверной тулуп чисто сделал, – сообщает Алексей Погодин, на минуту оторвавшийся от работы со своими подопечными. – И четверной сальхов тоже попробовал...

15.32. Над катком повисает напряжение: Плющенко заходит на четверной тулуп... Недокрут. Падение.

15.34. Еще одна попытка. На этот раз Евгений почти справляется с прыжком, но в заключительной фазе элемента допускает помарку. «Надо сделать!» – выговаривает он сам себе, проезжая мимо нашего наблюдательного пункта.

Еще один заход на четверной тулуп... Есть! Прыжок пусть и не такой высокий, как в юные годы Евгения, но сделан четко. Арбитрам не к чему было бы придраться.

15.36. Еще один четверной. С помаркой на выезде (чуть чиркнул о лед свободной ногой).

15.38. Тройной тулуп вместо четверного. Женя сердится на себя.

15.39. Есть еще один чистый четверной! Выезд получается тяжелым, но Женя его, что называется, «выжимает»...

15.40. На льду появляется еще один ученик профессора Мишина, Андрей Лутай, один из лидеров нынешней сборной России. Его появление Плющенко «отмечает» двумя неудачными попытками четверного. Мишин подъезжает к Евгению, произносит несколько волшебных фраз...

15.42. Есть еще один четверной тулуп! Правда, с малюсенькой помаркой. Женя подъезжает к нам: «Нормально. Голова все понимает. Надо теперь, чтобы тело вспомнило... Сейчас четверной сальхов попробую».

В качестве разминки Плющенко уверенно исполняет каскад «тройной сальхов – тройной тулуп», затем еще несколько одиночных тройных прыжков... Попутно Евгений подначивает Дмитриева-младшего: «А ты четверной сальхов пробовал уже делать? Нет? А пора бы!» Говорю Жене: «Поспорь с ним на бутылочку чего-нибудь вкусного! Было бы интереснее...». «А я не пью», – отвечает Плющенко и отправляется дальше штамповать тройные прыжки.

15.50. Евгений заходит на четверной сальхов. Небольшой недокрут, падение... «Последний раз прыгал четверной сальхов в 2002-м», – признается Евгений, проезжая мимо. В процесс включается профессор Мишин. Женя под его присмотром делает два чистых тройных сальхова.

15.56. «Сейчас поменяю заход на прыжок. Сделаю как для четверного тулупа...» Плющенко примеривается, делает тройной сальхов. Лутай спустя несколько секунд в той же самой точке делает чистый четверной тулуп. Начинается соревнование... Следующая попытка Лутая неудачна. У Плющенко вместо четверного сальхова вырисовывается только тройной.

16.02. Лутай четко штампует каскад «четверной тулуп – тройной тулуп». А спустя несколько секунд Евгению удается-таки четверной сальхов!!! На первый взгляд помарка всего одна: свободная нога чуть задела лед на выезде. «По новым правилам скорее всего ни мне, ни Андрею четверной бы не засчитали. У обоих небольшие недокруты...», – констатирует Евгений. Но и невооруженным глазом видно: он очень доволен тем, что справился-таки с прыжком.

– Пожалуй, закончу на сегодня с прыжками. Хорошая получилась тренировка. Пойду запишу все прыжки... – и Плющенко отправляется к бортику за блокнотом и авторучкой, после чего методично заносит в табличку все, сделанное за сегодняшнюю тренировку.

В этот момент Лутай еще раз выполняет каскад «4+3». «Вот это – чисто!» – отмечает Евгений, на миг оторвавшись от записей.

16.05. Настроение у Плющенко отличное. Вместо того чтобы отправиться с тренировки восвояси, он делает на льду набор «разгрузочных» элементов, а затем устраивает с Дмитриевым-младшим забег наперегонки на три круга. На финише Евгений «привозит» своему молодому оппоненту отрыв в полкатка...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Разумеется, набор прыжков – это еще не цельная программа. Она включает в себя и другие непростые элементы (вращения и дорожки шагов), требует от спортсмена совсем иных физических и нервных затрат. Однако нельзя не признать: все главные составляющие этой мозаики у Евгения к настоящему моменту вновь в наличии!

Новости. Фигурное катание