Для Плющенко аксель дороже Бекхэма. Олимпийский чемпион Евгений Плющенко отказался тренировать детей Дэвида и Виктории Бекхэм ради Игр в Ванкувере
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ДО ОЛИМПИАДЫ В ВАНКУВЕРЕ – ПОЛГОДА
Лето для фигуристов – кандидатов в олимпийскую сборную выдалось жарким: бесконечные сборы, контрольные прокаты, усиленные тренировки... Все во имя главной цели – олимпийских наград. Наш корреспондент два дня подряд наблюдал за тем, как готовятся в Петербурге претенденты на поездку в Ванкувер.
Главной новостью стало возвращение в большой спорт олимпийского чемпиона Турина Евгения Плющенко. Сейчас Женя вкатывает новые программы, поставленные его постоянным хореографом Давидом Авдышем. Музыку для Евгения написал старый друг – венгр Эдвин Мартон.
ПАРЫ ИНДИВИДУАЛИСТОВ
В «Юбилейном» в группе Алексея Мишина, помимо Евгения, тренируется еще один сборник – Андрей Лутай. Чтобы разделить свое внимание между ведущими учениками поровну, Мишин развел их по разным тренировочным группам. В одной Плющенко составляют компанию юные одиночницы во главе с вице-чемпионкой России Лизой Туктамышевой (из-за юного возраста она не сможет участвовать в Играх-2010). А на другом льду рядом с Андреем тренируются перспективные юниоры Артур Гачинский, Артур Дмитриев-младший и... титулованная японка Фуми Сугури, приехавшая к Профессору Мишину за профессиональным советом.
А вот у Аллы Пятовой, работающей в Академии фигурного катания, обе топ-фигуристки – двукратная чемпионка России Ксения Доронина и открытие минувшего сезона Алена Леонова – тренируются рядом. Леонова, заметно прибавившая в выразительности катания, старается доказать всем, что успехи на чемпионатах Европы и мира-2009 были не случайными. А Доронина пока лишь восстанавливает боевые кондиции после тяжелейшей болезни, оставившей ее вне игры на весь прошлый сезон.
Леонова упругим мячиком носится от бортика к бортику под русские наигрыши. Невольно ловишь себя на мысли: ох, как похожа на молодую Ирину Слуцкую! Причем уже сейчас Алена кажется пластичнее Ирины. На пользу пошли совместные сборы учениц Аллы Пятовой с группой мэтра Виктора Кудрявцева, как, впрочем, и работа с Татьяной Тарасовой. Татьяна Анатольевна поставила Алене стильную короткую программу – «Барыню». Не менее яркой получилась и произвольная программа (на мюзикл «Чикаго») хореографа Ольги Воложинской, ныне работающей в США, а ранее блиставшей в танцевальном дуэте с Александром Свининым.
Леонова наконец-то залечила очень болезненную травму, мешавшую выступать в прошлом сезоне. И уже ничто не мешает довести до логического конца работу над сложнейшим каскадом «3+3».
Тренировка Леоновой, Дорониной и Меньшова заканчивается, и после недолгого «визита» заливочной машины на льду появляется группа Алексея Урманова, где готовится к сезону одиночник Сергей Воронов. Прошлый сезон у него оказался несколько скомканным из-за травмы, но нынче, судя по всему, болячки обошли Воронова стороной. И он с азартом и удовольствием отрабатывает свои новые программы. Короткую – «Революционный этюд» Скрябина – ставила Воронову Татьяна Тарасова. Произвольную – «Список Шиндлера» – тренерская команда Сергея: Урманов, Оксана Казакова и хореограф-постановщик Юлия Потапова. Четверными прыжками Воронов пока не «злоупотребляет»: неделю назад слегка перегрузил голеностоп...
ЛИРИКА ВМЕСТО ХУЛИГАНСТВА
Подопечные Олега Васильева «парники» Мария Мухортова – Максим Траньков немалую часть времени провели на своей американской базе – в Чикаго. И даже успели поучаствовать в небольшом турнире в Индианаполисе, где показали макет новой короткой программы – на «Аппассионату» группы «Secret Garden». Произвольная же программа – на бессмертную «Love Story» Фрэнсиса Лея. Обе – в лирическом ключе. Что закономерно: в прошлом сезоне судьи дали ясно понять, что лирика в исполнении Маши и Максима им ближе, чем озорство в стиле «Барышни и хулигана».
Ученики Тамары Москвиной Юко Кавагути – Александр Смирнов (тренирующиеся, как и группа Алексея Мишина, в «Юбилейном») «пошли другим путем». Если короткая программа – под кодовым названием «Лебедь-2» (музыка оставлена прошлогодняя, а «начинка» заметно поменялась) – та же лирика, то произвольная, собранная из двух бравурных вальсов, – другой коленкор. Легкая, заводная... «Нравится? – подъезжает к моему «наблюдательному пункту» у бортика Тамара Москвина. Утвердительно киваю. – На протяжении многих олимпийских циклов у нас – стандартная программа подготовки. Меняются только спортсмены. Летом делаем новые программы. Потом проверяем – сложились они или нет.
Недавнее контрольное исполнение в Новогорске показало Юко с Александром: «Правильной дорогой идете, товарищи!» (улыбается). А куда придем в итоге – покажут соревнования (первый старт – этап Кубка России в Самаре). Самоотдачей Юко и Саши я более чем довольна...»
ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я ТРЕБОВАТЕЛЕН К СЕБЕ
После тренировки Плющенко мне удается поговорить с олимпийским чемпионом Турина.
– Все свои проекты, которыми я занимался последние три года, отложил «на потом», – говорит Евгений. – Не так давно – до объявления о возвращении в большой спорт – у меня были предложения из-за рубежа поработать тренером. Предлагала даже звездная чета Бекхэмов. Они хотели, чтобы я стал личным наставником их детей. Но я отказался: в 26 лет, пожалуй, рановато. Морально еще не готов становиться к бортику. Это я всегда успею. Надо еще покататься. Я прошел все медкомиссии, меня официально включили в сборную России, дали этап «Гран-при»...
Я готов к тому, что поначалу что-то будет не получаться. Не страшно. Ведь самый главный для меня старт – Олимпиада. Вот там, в феврале будущего года, нужно будет показать все, на что я способен. И главное – чтобы ничего не болело. Пока ничего не болит.
Да, это безумно сложно – вернуться в спорт после трех лет работы не в полную силу, без четверных прыжков. Но я два месяца минувшей весной поработал в «Юбилейном» с Шефом. Восстановил четверной прыжок... Потом на шоу в Германии сделал его на бис – на фоне усталости, после двух произвольных программ подряд. Так, «на усталости», отрабатывал аксель в 3,5 оборота. Делал по шесть тройных акселей в каждом шоу. При том, что в обычный-то сезон больше двух-трех не делал... Первые программы были неудачными – срывал, срывал, срывал. На третьем по счету шоу все получилось. Сначала два акселя сделал, потом три... Когда делал четыре акселя, а потом два срывал – думал: «Плохой день!» Ко мне подходили люди и говорили: «Ты чего? Четыре чистых тройных акселя в одной программе – это круто! В шоу!» А я твержу: «Надо шесть». Я к себе очень требователен.
Буду ли прыгать два разных четверных прыжка? Вряд ли. Да, четверной сальхов я летом разучил. Но пока положил его «в сундук». Из элементов высшей сложности у меня есть два четверных тулупа в произвольной программе. Этого достаточно.
АЛЕКСЕЙ МИШИН: НАГРУЖАЕМ ПО-СОВЕТСКИ
А вот что думает наставник Плющенко и Лутая Алексей Мишин.
– Сейчас пока рано говорить о готовности Жени и Андрея к сезону. Либо ты хочешь быстрого эффекта и рискуешь тем, что в дальнейшем у твоего ученика начнутся проблемы, либо подводишь спортсмена к оптимальным кондициям уже ближе к основным стартам сезона. Вспомните, был у Лутая сезон, когда он на первом же серьезном старте прыгнул два тройных акселя и четверной, выиграв турнир в одну калитку. А потом – не катался, а мучился. А в прошлом сезоне вышло все наоборот: Андрей неважно выглядел на этапах «Гран-при», зато на чемпионатах России, Европы и мира он набрал хорошую форму и показал достойный уровень катания.
Что касается Жени – он только втягивается в сезон. Были пока только шесть недель реальной подготовки. По настрою Жени, по тем заготовкам, которые были сделаны в самом начале межсезонья, его серьезные претензии на высокое место на главных стартах сезона обоснованы.
Первые соревнования, где выступят оба, состоятся 15–19 сентября в Самаре. Это первый этап Кубка России.
У Лутая в этом сезоне очень удачные программы, поставленные Георгием Ковтуном, высококлассным хореографом Малого оперного театра. Короткая – «Кармина Бурана» Карла Орфа, произвольная – «Пер Гюнт» Эдварда Грига в современной обработке. Жене Плющенко ставил программы Давид Авдыш. Короткая – Шопен (музыка из фильма «Пианист») в обработке Эдвина Мартона. Произвольная – «Tango Amore» на собственную музыку Мартона. Получились, на мой взгляд, конкурентоспособные постановки.