«Это же олимпийская медаль!». Евгений Плющенко поразил специалистов прекрасной формой
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ПРОКАТ БУДУЩИХ ОЛИМПИЙЦЕВ
В минувшие выходные в Подмосковье ведущие фигуристы страны прокатывали олимпийскую программу. Главное внимание было приковано к Евгению Плющенко, вернувшемуся в большой спорт после двухлетнего перерыва. Чемпион Турина-2006 успокоил скептиков. Сложнейшие элементы, прекрасная физическая форма и, похоже, неплохие шансы на успех в Ванкувере – это Плющенко-2009!
МИШИН: ПРЫЖОК ЖЕНИ К ЯНЕ ПРАВИЛЬНЫЙ
Полчаса до начала проката. На трибунах одинцовского центра хоккея и фигурного катания уже нет свободных мест. Машина для заливки льда, заставляя сверкать поверхность, выходит на последний круг. У бортика уже разминаются Сергей Новицкий, Катарина Гербольдт, Юко Кавагути… Нет лишь Евгения Плющенко. А ведь именно его ждут полторы тысячи болельщиков.
В холле одиноко бродит наставник чемпиона Алексей Мишин. Человек, как скажет позже сам Плющенко, сыгравший далеко не последнюю роль в его возвращении.
– Алексей Николаевич, вы довольны субботним прокатом? – интересуемся мнением знаменитого тренера о короткой программе, которую Плющенко продемонстрировал накануне.
– Давайте посмотрим на выступление Жени в разных плоскостях, – предлагает Мишин. – Например, возьмем технический разрез. Прыжки чистые, дорожки хороши, вращение тоже внушает оптимизм. Берем физическое состояние – откатал программу без особых проблем. Третий момент – эмоциональный: харизма была. Четвертое – стремление бороться проявлено. Сейчас я не буду восторгаться Женей. Но положительных моментов немало.
– Мы увидели программу, с которой Плющенко выступит на Олимпиаде?
– Да. С точки зрения новых элементов ее трудно усложнить. А вот над чистотой исполнения еще поработаем.
– Столь хорошая форма Евгения уже в сентябре стала для вас откровением?
– Для меня в Жене уже ничего не может стать откровением. Слишком хорошо я его знаю. Мне известно все, на что он способен. Но до главных стартов я буду сдержан в оценках.
– Но, согласитесь, ваш ученик изменился. Стал более голодным до фигурного катания, что ли…
– Знаете, что для меня стало откровением? У него нет панических настроений, присущих возвращающимся спортсменам. И он стал более лаконичным, изысканным, совершенным и насыщенным.
– Кто уговорил его вернуться в большой спорт — вы?
– Никого я не уговаривал. Женя попросил с ним снова поработать, сказал, что возвращается.
– Подошел — и вдруг попросил?
– Наш дружеский процесс взаимоотношений не прерывался эти два с половиной года. Я знал, что рано или поздно он вернется. И такой момент наступил.
– На днях Евгений женился. Это повлияет на его карьеру?
– На этот вопрос ответит жизнь.
– Что вы пожелали молодоженам на свадьбе?
– Что положено. Тренер в фигурном катании всегда оценивает прыжки. Это был прыжок Евгения к Яне Рудковской. И прыжок, считаю, правильный.
– Какие ближайшие планы у Плющенко?
– Мы едем выступать в Пермь. Потом — «Московские коньки». Дальше – чемпионат России.
– То есть три старта до Олимпиады?
– На Игры еще нужно отобраться. Не забегайте вперед.
КОНОНЫХИН: ОН СТАЛ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ
Слышен голос судьи-информатора. Тот знакомит собравшихся зрителей с регламентом предстоящих прокатов. Мол, все будет как на соревнованиях, только без оценок. Хотя арбитры на месте — кутаются в теплые пуховики у дальнего бортика. Похоже, потом в роли консультантов для наставников выступят. Впрочем, те и так все недочеты прекрасно видят.
– Тренер никогда не может быть доволен! – твердит собравшимся в холле журналистам легендарная наставница Тамара Москвина. – Нам же платят деньги за то, чтобы мы постоянно что-то усовершенствовали. Вот сейчас посмотрим на ребят, найдем шероховатости – и за работу: потеть, потеть и еще раз потеть.
Эта процедура точно ожидает Юко Кавагути и Александра Смирнова, которых, собственно, и тренирует Тамара Николаевна.
А вот и Евгений Плющенко. В сопровождении охранника, под звуки танго, доносящиеся со льда, где начали выступление танцевальные пары, Женя направляется в раздевалку. Бросает сумку и, что-то бормоча под нос, выходит на публику, останавливаясь у бортика. Отдельно от всех он начинает свою разминку, танцуя прямо на резиновой дорожке, попутно, видимо, прокручивая в голове предстоящий прокат.
– Вон Плющенко! – вскакивает с места женщина лет 50.
– Да брось ты, Женя гораздо полнее, – обрывает ее подруга с видом знатока.
– Я тебе говорю, похудел он, – не унимается первая.
Лишь прокаты Сергея Новицкого с Яной Хохловой и Юко Кавагути с Александром Смирновым отвлекают от Жени взгляды публики. Болельщики терпеливо просматривают обязательный танец, короткую программу у женщин и произвольную у пар. Потом покажут себя Александр Успенский, Артем Бородулин, Андрей Лутай и Сергей Воронов. Ребята, конечно, перспективные, но до олимпийской медали им вряд ли добраться. Падения, помарки – их на Играх не простят.
Но все это – только прелюдия.
…Зрители встают. Плющенко еще не вышел на лед, его очередь только наступает. Вот касание льда коньком – и… овации, второе касание… зал уже ходуном ходит, приветствие… бешеный гул аплодисментов.
Как скудно смотрелось бы фигурное катание без этого парня!
Подсаживаемся к вице-президенту Федерации фигурного катания России, судье международной категории, известному телекомментатору Сергею Кононыхину. Едва ли в стране найдутся специалисты, которые лучше смогут прокомментировать прокат Евгения.
– Женя молодец, похудел. У него, по-моему, идеальное соотношение веса и роста, – считает Кононыхин. – Форма прекрасная.
– Вот смотрите – сейчас он пойдет на четверной, – легко предугадывает действия Плющенко наш эксперт. Так и есть. – Прекрасный четверной тулуп. Хотелось, чтобы выезд был чуть-чуть помягче, но этот прыжок сто процентов был бы засчитан, более того – за него можно получить надбавку. А вот и великолепный тройной. Классический выезд: длинная дуга и мягкое приземление.
Евгений словно заигрывает со зрителями, успевая улыбаться и, кажется, подмигивать первым рядам.
– Сейчас будет три с половиной, – продолжает Кононыхин. — Легко, красиво, непринужденно. Тройной риттбергер тоже проходит на ура. Сейчас Плющенко демонстрирует нам весь набор сложных прыжков. Ничего подобного у ребят, выступавших перед ним, не было. Вращение со сменой позиции, корпус играет. Сейчас по требованиям это очень важно. А вот и его знаменитая дорожка. Поглядите, он идет в одном направлении, а конек работает то в одну сторону, то другую. Это, безусловно, четвертый уровень. Мне, кажется, Евгений выглядит еще лучше, чем два с половиной года назад.
Плющенко делает очередной идеальный тройной тулуп, но ошибается при исполнении тройного лутца.
– Простим, простим, – успокаивает нас Кононыхин. – Это не страшная ошибка, к Играм Женя все поправит. Вы лучше понаблюдайте за тем, как построена программа. Просто идеально. Использована вся территория катка, здорово распределены элементы. Вращение в волчке – считаем обороты – восемь. Меняет ногу, снова все здорово.
– Браво, Женя! – Вместе с остальными зрителями наш собеседник аплодирует олимпийскому чемпиону, с одной помаркой откатавшему сложнейшую программу. – По старой системе оценок я бы поставил ему 5,9, а по новой – где-то за 210 баллов было бы точно. Теперь для меня абсолютно ясно – это, тьфу-тьфу-тьфу, олимпийская медаль.
…Спустя пять минут у мужской раздевалки столпотворение. Детишки из местной секции фигурного катания скандируют: «Плю-щен-ка! Плю-щен-ка!». Но Евгений так и не появится, а улизнет через черный выход, даже не получив удостоверения кандидата в олимпийскую сборную, которые в торжественной обстановке были вручены всем нашим фигуристам-олимпийцам.