Аборигены съели Кука. А наших не стали! Оксана Домнина и Максим Шабалин встретились с коренным населением Канады и внесли изменения в «танец аборигенов»
СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ. ТАНЦЫ
Не знаю, был ли в истории более обсуждаемый танец, чем «Танец аборигенов» Оксаны Домниной и Максима Шабалина. В преддверии начала олимпийских соревнований танцоров разговоров о нем все больше и больше.
Идя на встречу Оксаны Домниной и Максима Шабалина с аборигенами, я прилично волновался. Уж больно агрессивно были настроены коренные жители Австралии после того, как спортсмены представили свою олимпийскую программу на чемпионате России. Смысл жалоб сводился к тому, что с прототипами танца не посоветовались, традиции попрали и вообще украли последнее, что у них осталось – национальную культуру, которая создавалась, не удивляйтесь, 60 тысяч лет.
Однако бумерангов на встрече не было. Копий тоже. Обошлось без жертв. Потому что аборигены оказались канадскими.
АБОРИГЕН: ВЫ – НАШИ СВИДЕТЕЛИ
Их было двое – мужчина и женщина, одетые в униформу, похожую на полицейскую. Мужчина сказал, что зовут его Тевани Джозеф и ему крайне приятно приветствовать замечательных русских спортсменов на своей земле. Как объяснил потом президент Федерации спортивных журналистов России Николай Долгополов, канадские аборигены еще в январе решили оказать поддержку российскому танцевальному дуэту, узнав про его разногласия с австралийскими.
– Мы считаем, что своим танцем вы лишь поднимаете интерес к коренным народам всех стран мира, совершаете взаимообогащение многих культур, – сказал Джозеф. – У нас нет письменности, поэтому история передается устно и языком тела людьми, которых мы называем свидетелями. Теперь вы – наши свидетели.
«Свидетели» вздохнули с заметным облегчением.
– В процессе подготовки этой композиции я просмотрела массу литературы, массу источников! – горячо рассказывала аборигенам Наталья Линичук, тренер фигуристов. – Смотрела видео и поражалась: какие у аборигенов изумительные, словно бы даже антигравитационные прыжки! Какие движения, пластика, взгляд! Каждый жест имеет особое значение. Все это настолько тонко и глубоко! Но поймите правильно и нас тоже: мы выступаем с этим танцем на соревнованиях. И, в отличие от абсолютно свободного танца аборигенов, у нас каждый элемент расписан по секундам…
Когда напряжение окончательно спало, Линичук даже высказала предложение поработать вместе над программой для показательного олимпийского гала-вечера 27 февраля. Канадцы обещали подумать.
КАРПОНОСОВ: РЕБЯТ ХОТЯТ ВЫВЕСТИ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
– Когда тебя критикуют, нельзя не реагировать. Так что небольшие изменения в танце есть, – сообщил мне после встречи тренер фигуристов Геннадий Карпоносов. – Но вообще это все очень напоминает спланированную и четко направленную акцию. Представьте: идет чемпионат России по фигурному катанию, а аборигены Австралии сидят у телевизора и смотрят наш оригинальный танец? Абсурд! Что же до музыки, то, конечно, авторские права должны быть. Но в фигурном катании практически никогда эта тема вообще не поднималась. Помню, мы с Наташей Линичук в свое время катали показательный танец на музыку Джо Дассена. И когда Джо Дассен об этом узнал, то лишь сказал: «Я и не знал, что под мою песню можно так красиво кататься!»
– Видимо, певица Шейла Чандра возмущена тем, что вы не упомянули ее имя в анкете ISU.
– Видимо, Домнина и Шабалин – одни из претендентов на золото Олимпиады. И сейчас делается все, чтобы вывести их из равновесия. Но зря: когда зверька зажимают в угол, он перестает быть милым и пушистым.
ДОМНИНА: НА ДУШЕ СТАЛО СПОКОЙНО
Собственно, к словам Карпоносова мало что нужно добавлять. Да, пришлось сделать изменения и в костюмах, и в музыке. Но волнует нас скорее не это, а то, как реагируют на эту совсем не смешную историю спортсмены. Которых сначала обвиняли в плагиате (танец аборигенов уже представляла публике в 2008 году австралийская пара Даниэлле О’Брайан/Грег Мериманн), потом – в оскорблении аборигенов, затем – в «неподобающем использовании» музыкального произведения.
– Я, честно говоря, тоже побаивалась идти на эту встречу, – с улыбкой сказала мне после встречи Оксана Домнина. – Думала: как все пройдет? Но теперь, знаете, даже как-то спокойно на душе стало.
Это самое главное.