Олег Васильев, чемпион зимних Игр-84: Я Дон Кихот в стране откатов

После чемпионата мира в Турине сборная России потеряла одну из лучших своих спортивных пар. 27 марта Максим Траньков заявил о разрыве с Марией Мухортовой и тренером Олегом Васильевым.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ

После чемпионата мира в Турине сборная России потеряла одну из лучших своих спортивных пар. 27 марта Максим Траньков заявил о разрыве с Марией Мухортовой и тренером Олегом Васильевым.

РАССЧИТЫВАТЬ НА ПОДДЕРЖКУ МАКСИМА ТРАНЬКОВА МАРИИ МУХОРТОВОЙ БОЛЬШЕ НЕ СТОИТ…
 

Обозреватель «Советского спорта» встретил в «Шереметьеве» наставника экс-дуэта, чтобы выяснить подробности распада звездной пары.

В толпе пассажиров узнать чемпиона Сараева нетрудно – высок, подтянут, улыбчив. Стильный английский плащ украшает торс 50-летнего питерца.

— Вообще-то в Москву я не большой ездок, – приветствует улыбкой.

– Вам близок по духу Чацкий из комедии «Горе от ума»?

– Скорее я Дон Кихот в стране откатов и ветряных мельниц. 26 лет назад все было по-другому. Олимпийскую сборную СССР из Сараева встречали в «Шереметьеве» как героев, на взлетной полосе, – качает головой бывший партнер и муж Елены Валовой. – Цветы, телекамеры, ажиотаж. Притом во время Игр умер генсек КПСС Юрий Андропов, и фигурное катание транслировали по Союзу без звука. А вот когда нынче сборная России вернулась из Ванкувера, было что-то среднее между похоронами и встречей не очень желанного родственника.

– После Турина вас ждал еще один удар – вы потеряли пару, с которой проработали три года.

– Заявление Транькова – удар для Маши. Она рыдала. Мухортовой 24 года. Уход Максима ставит под угрозу ее карьеру, нацеленную на Сочи. Я же подозревал, что Траньков может уйти. Он давно говорил, что ему все надоело. И нынче закончить пытался, но федерация дала ему понять, что у него есть обязательства. Я подозревал, но не мог допустить, что такая глупость свершится. В следующем олимпийском цикле для них открывались все двери. Работать на золото Сочи было бы разумнее, чем поднять руки и сдаться.

– Когда вы узнали, что пары Мухортова –Траньков больше нет?

– Через два дня после чемпионата мира (27 марта). После произвольной программы хотел с ребятами поговорить о планах. Машу я нашел тут же, а Транькова в номере не было. Он скрывался два дня. Потом сказал, что потерял телефон. Через два дня, на тренировке перед показательными, я спросил про его планы. Макс ответил, что ему не хочется продолжать работать с Мухортовой и кататься в моей группе. Он либо будет искать новую партнершу, либо закончит с фигурным катанием. Я сказал только: если передумаешь – дай знать. Но через час Максим выдал в прессу информацию о своем уходе.

ИСТОРИЯ ВРАЖДЫ

– На чемпионате мира в Италии Мухортова и Траньков заняли четвертое место. Последний танец назывался «История любви»…

– Когда я их взял, там не только не было любви – там лишь бы партнеры не убили друг друга. Их надо было удерживать в рамках нормальных человеческих отношений. Конфликты возникали с того момента, как они вместе встали на лед – каждый пытался быть лидером. Когда ты катаешься в паре, ты должен все делать для партнера, а Мухортовой и Транькову до моего прихода никто этого не внушил. И при феноменальном потенциале они всегда совершали массу ошибок. Переломить мне это не удалось, но смягчить ситуацию я смог, заставив их работать без ругани и продвинув вперед их результаты.

– Маша и Максим дрались друг с другом?

– Сам не видел, но рассказывали, что дрались на официальных тренировках, на юниорских чемпионатах мира, на этапах Гран-при в присутствии судей и зрителей.

До работы с Татьяной Москвиной и до меня Максиму позволялось все. Но когда ребята пришли ко мне, я сразу сказал: вы для меня 50 на 50, равноценные партнеры. В паре стопроцентно виноватым один человек быть не может. Траньков считал, что все делает правильно, а в 99 процентах случаев виновата партнерша. Когда два года назад у нас случился первый конфликт, Максим заявил, что я делаю ему слишком много замечаний.

– Как фигурист Траньков гораздо сильнее Мухортовой?

– По владению элементами катания Маша выше Транькова. Максим лучше прыгал и смотрелся хорошо на льду. Он практически не срывал индивидуальные элементы – прыжки. Но сам признавал, что не умеет делать повороты, дорожки шагов – базовые элементы хромали.

«НЕ ИЩИТЕ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»

– Насколько справедлива информация о том, что причиной ухода Максима стала ваша близость с Машей? Приревновал парень и решил так разбить любовный треугольник…

– А вы хотите, чтобы я был более близок с Траньковым? – недоуменно рассматривает меня Васильев. – Нормально, когда ты вкладываешь душу в спортсмена и вы становитесь близкими людьми. Траньков не хотел этой близости. В одном интервью он сказал: мы не семья, это лишь бизнес. Бизнес-то бизнес… Но, когда ты работаешь настолько близко, ты становишься членом семьи. Близкие отношения – не постель, а понимание друг друга. Траньков не хотел понять, что и я, и хореограф, и его партнерша – все мы хотим ему добра, чтобы он стал чемпионом. Мухортова это поняла и была близка эмоционально, морально, если хотите, со мной. Это проблема Транькова – если человек не хочет быть внутри коллектива. Это и не позволило Максиму реализовать свои богатые таланты даже наполовину.

– Тему любовного треугольника отметаем?

– Не думаю, что личностные отношения, если они и были, являлись тормозом в росте результатов пары Мухортова – Траньков. Да, я развелся со своей прошлой женой лет восемь назад. Живу в питерской квартире с дочерью. Мне комфортно, и я не думаю, что мне нужно искать вторую половину. Не хочу.

– Какие эпизоды сотрудничества с парой Мухортова – Траньков врезались в память?

– Меня удивила реакция Марии, когда Траньков в Ванкувере сорвал прыжок. Макс плакал, «рвал на себе волосы», а Мария его утешала. Ко мне подходили десятки людей: мы и не подозревали, что Маша может быть такой сопереживающей. Я и сам подумал тогда: это – начало большой дружбы. Она всегда ему говорила: буду кататься только с тобой. Но…

Меня поразила сделка Макса с президентом нашей Федерации фигурного катания (ФФККР) за спиной у партнерши.

О СЕПАРАТНОЙ СДЕЛКЕ

– Ругают главу федерации ныне – все, кому не лень...

– У меня отношения с Писеевым всегда были сложными. Поддержки и взаимопонимания никогда не было.

До середины олимпийского сезона пара Мухортова – Траньков являлись лидерами сборной в парном катании. Они выиграли у немцев Савченко – Шолковы на этапе Гран-при. Здорово откатали в Канаде. Выиграли у Кавагути – Смирнова на финале Гран-при порядка 20 баллов.

А в декабре 2009-го во время чемпионата России Максим за спиной своей партнерши и тренера пошел к Писееву. И заявил, что не хочет кататься с Мухортовой и заниматься в группе Васильева и по окончании сезона хотел бы продолжить выступления с другой партнершей или завершить карьеру. Писеев заверил Транькова, что заканчивать не стоит, а можно начать работу с украинской федерацией, чтобы Татьяна Волосожар, начав кататься с Траньковым, представляла на соревнованиях Россию.

– И в результате...

…смена лидеров сборной. На первый план вышла пара Кавагути – Смирнов, которые объявили, что будут кататься до Сочи-2014. И зачем тогда поддерживать пару, которая умрет по окончании сезона? К паре Мухортова – Траньков стали относиться как к отработанному материалу. Президент федерации не должен разбивать одну из сильнейших пар мира.

– После этого у вашего дуэта начались проблемы?

– Формально вторые номера сборной автоматически недобирают баллы даже при равном с лидерами катании. Последний сезон Мухортова и Траньков катались практически чисто. Срыв был только на Играх. Максим упал – и нечем крыть. А вот чемпионаты Европы и мира были показательными. При хорошем катании они получали минимум возможных оценок.

ЛИДЕРЫ И ПЕХОТА

– Сейчас глава федерации подал в отставку, жизнь наладится…

– Он просто снял свою кандидатуру на предстоящих 4 июня выборах президента федерации. Валентин Николаевич, как опытный политик, готовит на замену своего человека, работает с регионами, расчищает поляну, чтобы был минимум изменений в руководстве федерации. Но дело не в личности Писеева. Все, что он делал, было нацелено на результат. Но внутренняя и внешняя политика нашей федерации на протяжении последнего десятилетия была неправильной. Эта политика привела к плачевным результатам: у России почти не осталось спортсменов, которые могут бороться за золото на Играх.

– В чем ошибочность политики?

– Десять лет федерация вычленяла одного лидера или пару лидеров и направляла весь административно-финансовый ресурс на их поддержку. Решая в том числе и судейские дела в их пользу. Всех, кто был за лидерами, – вторые-третьи номера – давили вниз. Перестала существовать длинная скамейка запасных образца 70–80-х годов.

Уже в 2006 году не было достойной замены лидерам, когда ушли Тотьмянина, Навка, Плющенко, Слуцкая. Следующее поколение оказалось далеко от тех результатов, народ начал паниковать: где новые чемпионы?

Сначала все списывалось на смену поколений, тяжелые 90-е. Да, ребятишек тогда не приводили массово в фигурное катание. Но ведь кризис был четыре-пять лет. Однако четырехлетний цикл после Турина прошел – должны подходить новые звезды. А их нет! Значит, аукнулись нам не тяжелые 90-е, а то расслоение в сборной на лидеров и пехоту. Это была глобальная ошибка федерации.

Еще один минус – то, как наша федерация работала с судьями на международной арене, используя… разные рычаги. Эти «рычаги» долго нам будут аукаться. Последний пример – то, как оценили судьи наши танцевальные пары на недавнем чемпионате мира в Турине. Арбитры отыгрываются.

«ИДТИ В ПРЕЗИДЕНТЫ – САМОУБИЙСТВО»

– Что за «рычаги»?

– Не буду вдаваться в подробности и способы, их много. Валентин Николаевич и те люди, которые с ним стояли, владели этими способами хорошо. Сейчас не будет выдвигаться в президенты Писеев, но люди, занимавшиеся решением судейских вопросов, останутся.

– Почему «рычаги» действовали десятилетиями, а теперь вдруг сломались?..

– Когда на вас давят, вы поначалу подчиняетесь давлению, а потом начинаете потихонечку уходить из-под него. И стараться сыграть в обратку – обычная реакция. Жесткого давления на судей не было, когда у нас была сильная сборная. Когда все три представителя в каждом виде катались хорошо. Рычаги используют, когда фигуристы катаются на уровне с другими. Или чуть хуже – вот тогда на судей давят.

– Вы, коренной петербуржец, не будете выставлять свою кандидатуру на пост президента федерации?

– Я не самоубийца. За четыре года до Сочи не решить проблем, накопившихся за десятилетия. За такой срок не из кого не вырастить чемпионов. Садиться в кресло и знать, что через четыре года тебя «расстреляют» или «голову отрежут», – нет смысла.

«ЗАЧЕМ НАШИМ ТРЕНЕРАМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ?»

– Возврат сильнейших российских тренеров – панацея от бед?

– Никто не вернется. Я 10 лет работал за рубежом. Когда приехал в Америку, мне пришлось доказывать свою тренерскую состоятельность с нуля. Начинал работать с детишками пятилетнего возраста, прошел все ступени. И вернулся в Россию не потому, что мне было нехорошо в США и федерация мне что-то пообещала. Да, в Питере замечательные условия для работы, но я вернулся потому, что пара Мухортова – Траньков не могла психологически долго находиться за границей. Чтобы создать им рабочий комфорт, мне пришлось переместиться из Чикаго в Санкт-Петербург.

Сейчас, когда мои рабочие отношения с Мухортовой и Траньковым закончились, я могу спокойно вернуться в Чикаго. Там у меня небольшая квартира в центре города с хорошим видом из окна. Там я наслаждаюсь свободой и знаю, что будет через месяц и через год. В России я не знаю, что будет завтра.

Зачем возвращаться в Россию? Получать зарплату, которую завтра могут отнять? Когда ко мне десять лет назад приехали Тотьмянина и Маринин работать в Чикаго на золото Турина-2006, я платил налоги со 100 тысяч долларов год, которые зарабатывал сам. Сегодня я могу зарабатывать в США 150–180 тысяч долларов. Кто мне предложит такую зарплату в России? В государственном Центре спортивной подготовки мне начисляют 18 189 рублей в месяц. Столько я могу заработать за два дня работы в США.

– А как же «золотой дождь», пролившийся в последнее время на российских спортсменов?

– На спортсменов – может быть. А на тренеров – как-то не видно. Да, я живу не на 18тысяч рублей в месяц. Спасибо Путину за ежемесячную пенсию в 15 000 рублей для победителей Олимпиад. И Питер мне еще доплачивает. Но это все слезы. Мне важнее денег спортивный результат.

– Чего нам ожидать от выступления российских фигуристов в Сочи?

– За четыре года ничего глобального не произойдет. В фигурном катании все будет так же, как в Ванкувере, или хуже. Результаты при грамотной политике федерации появятся через 7–8 лет. Если в Сочи фигуристы завоюют три медали – это будет сказка.

В парном катании пока мы имеем пару Кавагути – Смирнов, которые объявили, что будут кататься до Сочи. Но Юко сейчас 28 лет, и ей нужна операция. Нельзя бороться за высшие места, имея такие проблемы со здоровьем.

«ВОЗМОЖНО, УЕДУ В ЧИКАГО»

– Мы можем остаться в парном катании совершенно голыми?

– О перспективах возможной пары Траньков – Волосожар говорить рано. Как и о перспективах создания новой пары для Мухортовой. Маша меня попросила поискать ей партнера, чтобы бороться за медаль в Сочи.

– Можно найти партнера под стать амбициям Мухортовой? Фигуристы такого уровня – товар штучный…

– Нужен высокий, сильный, владеющий двумя тройными прыжками фигурист в возрасте от 21 до 26 лет. Таких в России – по пальцам одной руки пересчитать. Но я ищу партнера Мухортовой по всему миру. Есть небольшой список кандидатов, я готовлю их к просмотру в паре с Машей. У Мухортовой есть желание работать.

– Вы пожмете руку Транькову после того, что произошло?

– Я бы пожал, но он проходит, словно мимо столба.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Олег ВАСИЛЬЕВ

Родился. 22 ноября 1959 года в Ленинграде.

Выступал в паре с Еленой Валовой. 3-кратный чемпион мира (1983, 1985, 1988).Чемпион Олимпийских игр в Сараеве-1984. Серебряный призер ОИ в Калгари-1988.

Заслуженный мастер спорта СССР (1983), заслуженный тренер России.

Валова и Васильев стали первой спортивной парой, исполнившей тройной параллельный прыжок.

В 1997 году переехал в Чикаго. В 2001 году начал тренировать в США Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина, олимпийских чемпионов Турина.

Не женат. Воспитывает дочь.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

НИКАКИХ СДЕЛОК С ТРАНЬКОВЫМ Я НЕ ЗАКЛЮЧАЛ

Валентин ПИСЕЕВ, президент Федерации фигурного катания на коньках России:

– Я уважаю Олега Васильева, как тренера. Но его обвинения, что я развалил пару Мухортова–Траньков, – бред. Я не заключал никаких сделок с Максимом во время чемпионата России по поводу создания пары Траньков–Волосожар. Васильев сам просил меня провести воспитательную беседу с Траньковым. Максим отказывался работать с наставником и партнершей. Беседу я провел. Траньков жаловался на диктаторские замашки тренера. На эпизод, когда в июне 2009 года вместо предолимпийских сборов в Сочи Васильев с Мухортовой укатили в жаркие страны, хотя причиной отказа от сбора Мария назвала уход за больной бабушкой в Липецке.

Никаких переговоров с Волосожар тогда я не вел.

И не я расставляю российские пары по рангу. Выступать надо стабильнее, если метишь в лидеры.

Васильев жаловался на зарплату – 18 189 рублей в месяц. Давайте откроем бухгалтерию. С февраля 2009-го по март 2010-го федерация выделила на подготовку пары Мухортова–Траньков – 4 млн рублей. Сам Васильев за этот период получил в качестве поощрения за свою работу с парой 800 000 рублей. Мы оплачивали и сборы этой пары в Чикаго.

Когда Олег работает с парами, у него третьим лишним всегда оказывался партнер. Так было и во время его работы с парой Тотьмянина–Маринин.

Разговор с Волосожар и ее партнером Морозовым состоялся у меня лишь после Ванкувера. Украинцы рассказали об обоюдной договоренности с Траньковым о создании пары Волосожар–Траньков. Только тогда наша федерация отправила письмо в федерацию фигурного катания Украины с официальным предложением. Ответа еще нет. Надо признать, Татьяна – одна из лучших в мире партнерш.

Поищем и партнера Мухортовой, если поступит такая просьба от Олега Васильева.

P.S.

К сожалению, наши звонки Максиму Транькову в течение последних дней услышаны не были. Но мы открыты к тому, чтобы выслушать его точку зрения.

НАША СПРАВКА

Мария МУХОРТОВА – Максим ТРАНЬКОВ

Чемпионы мира среди юниоров 2005 года, чемпионы России 2007 года, серебряные призеры чемпионата Европы 2008 года. В октябре 2009 года впервые в карьере выиграли этап серии Гран-при – «Trophee Eric Bompard». В финале Гран-при заняли 4-е место. На Олимпийских играх-2010 в короткой программе Максим упал при исполнении тройного тулупа (8-е место). В произвольной программе – 5-е место, итоговый результат – 7-е место. На чемпионате мира в Турине-2010 в короткой программе упал партнер. Итог – 4-е место.

Новости. Фигурное катание