Музаффар-ходжа. Мастер айкидо из Киргизии в Пекине представляет Россию
НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА
…В детстве отец сказал Музаффару: «Мы – невысокие, нас всегда будут задирать». И научил драться. Но дал наказ, в узбекской семье передающийся от отца к сыну: «Если ты не виноват, но кого-то покалечил, – я за тебя отвечу. Если ты не виноват, но ты получил, – я за тебя отвечу. Но если ты виноват и кого-то покалечил, – ты получишь то же самое. А если ты виноват и сам получил, – я тебе добавлю!».
На I Всемирных играх боевых искусств Музаффар Сайдалиев блистал в показательных выступлениях. Доказывать, что ты сильнее всех в мире, в очной схватке не пришлось. Но он готов к этому в любую минуту.
БЕЛАЯ КОСТЬ
…Родина Музаффара – одного из ведущих инструкторов по айкидо в России – киргизский Джалалабад, советский город-курорт. В районе, где стоит дом Музаффара, живут люди сословия «ходжа» — «белая кость». А сам район называется Таш-Булак – «Каменный источник».
— В школе учитель объяснял: «Под нами – вулкан, который подогревает минеральные источники». Их у нас – почти пятьдесят. Но самая вкусная вода – это «Джалалабад № 27»! Мне ее отец в Москву в посылке отправляет.
…Вкус Музаффарова дома – это виноград. Четыре сорта во дворе. Отец — механик, мама — агроном. Три младших брата и сестренка.
— Понятие «семья» у узбеков начинается с двадцати человек… — Музаффар заулыбался. – Дом на улице Дана Махмудова построил еще дед. А мы с братом, когда нам было лет двенадцать, вокруг нашего сада по пятьсот тополей посадили. Помните, как в фильме в «Бой идут одни старики» Ромео признается: «Тополь – это символ моего дома».
ОДИН ГОД — ОДИН ПРИЕМ
Музаффар начинал со спортивной гимнастики – но в десять лет при отработке синхронных прыжков на батуте приземлился на раскрытую пружину, а, когда партнер взлетел, она сжалась и откусила Музаффару кожу на левом бедре. После этого дедушка запретил внуку заниматься спортом.
Но дядя Шерзод, который учился в Бишкеке в мединституте, занимался айкидо. Он приезжал на каникулы домой, объяснял племяннику один прием досконально и уезжал.
— Я этот прием год мусолил! – вспоминает племянник. – А потом нашел в книжном магазине брошюрку – «Айкидо. От начинающего до мастера». Я купил две штуки – себе и дяде. В школе у меня в течение года бывало драк десять: галстук где-то на плече, разорванная и уже не белая рубашка, порванные на коленях брюки, незаживающие костяшки. Последняя моя драка состоялась в восьмом классе, когда я начал изучать айкидо. Я первый раз использовал технику айкидо – коря-я-явую, но я ее использовал! – эффект был ошеломляющий! Больше ко мне никто не лез.
Окончив школу, Музаффар уехал учиться на инженера связи в Бишкек. Восемь лет прожил у дяди Шерзода. Домой – раз в год, во время каникул.
— Лекции заканчивались в три – я хватал сумку и бежал в спортзал к дяде часов на восемь. Выходим на беговую дорожку, отрабатываем упражнения босиком. Мелкие камешки впиваются в ноги, но дядя невозмутимо считает по-японски: «Ичи-ни, ичи-ни…». Я взревел: «Все! Не буду!».
Мы оба были холостяки – и в дядином доме часто ночевали друзья. Три часа ночи. Дядя Шерзод вскакивает с постели: «Я придумал один переход! Вставай!». И мы все подхватываемся. Или – едем в троллейбусе. За поручни не держимся: тренируем равновесие. И вдруг троллейбус резко трясет. Я глупо взмахиваю руками прямо перед лицом у дяди – и у него срабатывает рефлекс. Он делает технику и незаметно переводит ее в подхват, чтобы я не упал: «Запомнил? – Отработаем на тренировке!».
ЛЮБОВЬ ПО ПРОВОДАМ
После института родители вызвали Музаффара домой, потому что… надумали женить.
— Я старший и должен был открыть дорогу младшим. Когда я устроился в институт преподавать информатику, то записки от девушек получал кипами. Подхожу к столу – а у меня в журнале любовное послание, все в парфюме и в сердечках. Были пять студенток, которых я «отобрал». Потом круг сузился до одной. «Почему вы это задание не сделали?» — говорил я ей (смеется) – и мы шли гулять в парк. Мама с теткой посватались, получили добро от дедушки. А отец отказал!
Папа невесту Музаффару сам нашел. Отправил сыну ее фото, а ей отдал альбом с картинками из спортзала: «Вот каков спортсмен!». С апреля по сентябрь жених и невеста говорили по телефону: Сайдалиев уже жил в Москве…
120 ЛИТРОВ ПЛОВА
— Когда мы с дядей впервые оказались в Москве, он у меня спросил: «Нравится?». Я говорю: «Пройдет немного времени – и я буду здесь жить!». И вот, летом 2005-го, в ночь на мой день рождения мне позвонили пять моих университетских друзей – трое уже жили в Москве: «А не хочешь ли ты к нам?». А я ремонт делал, к свадьбе готовился. «Теперь, — говорю, — как скажет отец». – «Без проблем. Перезвоним вечером!». А вечером, когда за столом собралась вся семья, раздался телефонный звонок – и отец сказал друзьям: «Я все понимаю – поэтому отпускаю его!». И вся семья: «А-а-ах! Как это так? Он столько времени дома не был!».
В Москве Музаффара поселил к себе лучший друг Роман Приходько – а он был меньше месяца как женат. Но денег на гражданство не оказалось, и пришлось отправить Музаффара к Роминому старшему брату Максиму в город Миасс Челябинской области. Там узбекский айкидока пересидел месяц, пока не пришли документы на гражданство.
— В Москве устроился на работу, — вспоминает узбек, — вкалывал с семи утра до девяти вечера, а получал меньше всех, на тренировки не оставалось времени. Три месяца – испытательный срок. Потом я спросил: «Вы меня можете оформить официально?». – «Нет…». Я ушел в компанию «Аплана», где работаю до сих пор. Они на собеседовании спрашивают: «Какие ваши требования?» – «Вы мне через два месяца должны дать отпуск! – говорю. – «Как отпуск? Вы только устроились…» – «Я должен ехать к себе на свадьбу!». Все засмеялись.
На свадьбе были полторы тысячи гостей, плов готовился в казане на сто двадцать литров – там мог я поместиться…
МЯГКАЯ СИЛА
Объясняя специфику айкидо, Музаффар рассказывает случай:
— У меня в группе был ученик Андрей Беликов, громила. На одном из занятий он схватил меня за шкирку, поднял и говорит: «Вот что ты можешь сделать?». А у меня ноги – в полуметре от пола. «Дай, — говорю, — мне точку опоры – и я тебя переверну». Я сделал хитрое движение ногами, уперся ему в живот, получил опору, его рука оказалась между ног. Я в болевом захвате сделал хороший рычаг – и он упал, как башня.
Основатель айкидо О-Сенсей говорил: «Попробуйте схватить воздух – его здесь тонны». Это означает: чем мягче мы – тем сильнее.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Музаффар САЙДАЛИЕВ
Родился 27 августа 1979 года в Джалал-Абаде (Кыргызстан).
Закончил факультет Информационных технологий Кыргызского технического университета имени И.Раззакова. В 2005 году переехал в Москву. Работает специалистом по программному обеспечению и инструктором по айкидо, являясь обладателем 4-го дана.