Тамара Москвина: Всегда виню лишь себя. Тренер первой российской пары накануне старта мирового гран-при заявила о возвращении Кавагути – Смирнова!

Какие только слухи не ходили после Ванкувера о лучшей российской паре – Юко Кавагути и Александр Смирнов! «Кавагути травмирована столь серьезно, что бросает фигурное катание». «Юко так расстроена свадьбой партнера и травмой плеча, что впала в депрессию и
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Какие только слухи не ходили в последнее время о лучшей российской паре – Юко Кавагути и Александр Смирнов! «Кавагути травмирована столь серьезно, что бросает фигурное катание». «Юко так расстроена свадьбой партнера и травмой плеча, что впала в депрессию и уехала в Японию».

ЮКО ГОТОВА К НАГРУЗКАМ

– Тамара Николаевна, все-таки в каком состоянии сейчас наша лучшая пара?

В рабочем! Юко оперировали весной. Через полгода было назначено контрольное обследование. Оно состоялось. Врачи подтвердили: Юко готова к полным нагрузкам. Но от начала такой работы до обретения оптимальной формы нужно время! Юко и Саша только вернулись из Японии с турнира Japan Open. Пары в нем не участвуют, но Сашу и Юко пригласили на показательные.

– К тому моменту вы уже решили пропустить Skate Canada?

– Естественно, поскольку жеребьевка этапов серии Гран-при проходит намного раньше, а на момент жеребьевки полной ясности с плечом Юко еще не было.

– Почему после свадьбы Смирнова вы собирались бросаться в Неву?

– Я пошутила. Сплетни на эту тему надоели. И когда мне позвонила питерская журналистка с вопросом «Правда ли, что Юко собрала вещи, нашла в Японии работу и уже улетела?», я не выдержала. И разыграла по телефону мини-спектакль, стилизованный под телерепортаж. «Мы находимся на берегу Финского залива, – важно произнесла я в трубку. – Сейчас я соединю вас с Токио, и Юко Кавагути расскажет о своем поспешном и драматичном отъезде из России сама. Эксклюзивно». И передаю телефон Юко, стоявшей рядом со мной. А дальше в той же манере обещаю «телемост» с Майами, куда якобы уехал Саша. В заключение я наношу последний удар: «После всего, написанного о свадьбе моего ученика Смирнова и ее последствиях, мне впору бросаться в Неву!».

– Уточним: первый официальный выход на лед – 19 ноября, московский этап Гран-при, Кубок Ростелекома. А на чемпионаты Европы и мира поедете?

– Все это запланировано.

– Какая программа будет у Юко и Саши в новом сезоне?

– Короткая – Иоганн Штраус, «Так говорил Заратустра». Произвольная – «Лунный свет» Клода Дебюсси.

– Другую вашу пару, с которой вы работаете вместе с Артуром Дмитриевым, – Катарину Гербольдт и Александра Энберта, – на предсезонных прокатах осыпали комплиментами...

Все, что я пока могу о них сказать, – действительно по линиям, скольжению, поставленным элементам пара смотрится хорошо. И когда она скатается, может получиться что-то интересное.

МНОГО РИСКОВ

– Вы воспитали четыре поколения олимпийских чемпионов. Но в Ванкувере ваши ученики остались за чертой призеров. Как пережили этот удар по самолюбию?

«Удар по самолюбию», «опустить руки» – я даже не знаю, что это такое! В моем словаре и слов-то таких нет! Так со стороны, наверное, показалось… Я вижу и переживаю все иначе. Закончился один олимпийский цикл, начался следующий с конечным пунктом «Игры в Сочи». И между ними – кропотливая работа и постоянный поиск. И потом, разве я когда-нибудь называла себя «лучшим тренером в мире»? Мы о себе говорим: «Одни из лучших». Понимаете разницу? Не все во власти тренера. Нагрузка, коньки, лед, освещенность. Психологическое состояние самой пары. Так много факторов! Результат вообще, если уж на то пошло, крайне непредсказуемая вещь. Очень много рисков во всех звеньях! И утверждать, что я должна быть только на вершине, а все остальное – неуспех… Это неправильно. Мои ученики стабильно показывают высокий уровень. На чемпионате мира Юко Кавагути и Александр Смирнов стали третьими. Вдумайтесь – третья пара мира. Но другие тренеры тоже не сидят на месте.

– После Ванкувера в прессе прозвучало немало упреков и взаимных обвинений. Но я заметила, что вы держитесь от публичных конфликтов в стороне. Это ваша принципиальная позиция?

– Если я реагирую на чью-то реплику, то невольно отвлекаюсь от своего дела. А я не хочу отвлекаться. Я сильный человек. И мне достаточно того, что я знаю правду. Но навязывать правду всем и каждому я не считаю нужным. Всегда легко винить кого-то. Фигурист упал – виноват лед. А я привыкла винить только себя: «Тамара, извини, но виновата ты. Не предугадала, не предвидела. Не нашла упражнений, которые помогли бы это падение предотвратить!». Конечно, по-другому проще: «Я великий тренер! Я не знаю, почему эти падают!».

– Злость – нормальная человеческая эмоция, как и радость.

– Нормальная! Тем не менее я предпочитаю жить в мире и гармонии. Если отвечать всем, кто вызывает во мне недовольство, то можно впасть в состояние постоянного раздражения. Не хочу я так жить! Я чувствую себя сильнее, если мне удается злость подавить. Когда я была студенткой, у меня тренировки начинались рано утром. Мы жили далеко от катка, час нужно было ехать на трамвае, вставать приходилось затемно. После тренировки – в институт. Я сидела в аудитории в первом ряду, потому что я маленькая. Сидишь, смотришь на преподавателя, и такая одолевает зевота! И я была счастлива, когда нечеловеческим усилием мне удавалось зевоту подавить. Нужно уметь побеждать в себе то, что тебе не нравится

ТАЙНЫЕ ПОЗЫВНЫЕ

– А как же спортивная злость, Тамара Николаевна? Или, вы считаете, вашим ученикам она не нужна?

– Я учу своих ребят, чтобы и они создавали вокруг себя доброжелательный мир. Может, это неправильно. Некоторым фигуристам спортивная злость не помешает. Но, я считаю, она должна быть скорее направлена не на других, а на себя. Например, они у меня волнуются перед выступлением.

Я вывожу их в коридор: «Видите уборщицу? Присмотритесь внимательнее, чем она занята. Вы хорошо осознаете, что она делает? Объясняю: она тоже… готовится к чемпионату Европы. Она пол готовит к чемпионату Европы. Моет его! Но разве она при этом волнуется?!». Ребята давай хохотать. «А вы участвуете в чемпионате Европы иначе. Просто катаетесь под музыку, прыгаете, показываете программу». После чего я вывожу их на «экскурсию» в фойе: «Везде есть служба безопасности. И она делает важную работу. И тоже, заметьте, не волнуется. Эти люди следят, кто куда пошел, кто откуда вышел. И вы следите так же внимательно! Как сделать четко все элементы, вовремя улыбнуться судьям…».

– Однажды журналисты застали вас в одном из книжных магазинов Петербурга. Книга, которую вы выбрали, называлась «Язык жестов». Как вы это используете?

– Использую. На льду и в жизни. По некоторым жестам можно судить о нервозности соперника, его отношении к партнерше, к зрителям, о его духовном уровне, о его воспитании. Поэтому я покупаю ребятам и тому, кому это нужно, даю почитать.

– А поподробнее?

– Да пожалуйста! Допустим, моя пара выходит на разминку в излишне возбужденном состоянии. Я замечаю, что они нервничают, катаются со стеклянными глазами. Подзываю свистом…

– Свистом?!

– Ага. Ну а что, я должна кричать: «Маша! Даша! Глаша! Саша!»? К моему свисту они приучены и реагируют мгновенно. Либо стараюсь встретиться взглядом и подаю условный сигнал. Если я кладу палец на подбородок, это означает: «Подними голову!». Если на глаз: «Смотри осмысленно, оценивая вертикальные и горизонтальные оси!».

– Татьяна Тарасова недавно сказала, что вы уже в семь утра стоите с Игорем Москвиным на льду «Юбилейного». Неужели ваш рабочий день начинается в семь утра?

– Вы серьезно? Татьяна Анатольевна либо пошутила, либо нас с кем-то перепутала. Пары в «Юбилейном» выходят на лед по расписанию в 12.15.

– Вы меня сбили с толку. А я уже хотела было спросить: это ведь ваш 49-й по счету тренерский сезон!

– Выстрел пошел в молоко! Но вашу мысль, думаю, я поймала верно. Фанатики – они, может, и хорошие люди, но в них есть отрешенность от всего остального. А я очень люблю жизнь!

НАШЕ ДОСЬЕ

Тамара МОСКВИНА

Родилась 26 июня 1941 года в Ленинграде.

Пятикратная чемпионка СССР в одиночном катании и двукратная – в парном (1965 год – в паре с Александром Гавриловым, 1969 год – в паре с Алексеем Мишиным). Вице-чемпионка мира и Европы (в паре с Алексеем Мишиным).

Самыми успешными парами Москвиной были Елена Валова – Олег Васильев (олимпийские чемпионы-84), Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев (олимпийские чемпионы-92, серебряные призеры Олимпиады в Лилехаммере-94), Оксана Казакова - Артур Дмитриев (олимпийские чемпионы Нагано-98), Елена Бережная – Антон Сихарулидзе (олимпийские чемпионы-2002, неоднократные чемпионы мира и Европы).

ЭТАПЫ ГРАН-ПРИ

22–24 октября – «ТHK Trophy» (Нагоя, Япония)

От России участвуют: Вера Базарова/Игорь Ларионов, Елена Ильиных/Никита Кацалапов.

29–31 октября – «Skate Canada» (Кингстон, Канада)

Артур Гачинский, Ксения Макарова, Анастасия Мартюшева/Алексей Рогонов, Любовь Илюшечкина/Нодари Майсурадзе, Кристина Горшкова/Виталий Бутиков. 5–7 ноября – «Samsung Anycall Cup of China» (Пекин, Китай)

Сергей Воронов, Алена Леонова, Илюшечкина/Майсурадзе, Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев.

12–14 ноября – «Skate America» (Портленд, США)

Ксения Столбова/Федор Климов, Екатерина Рязанова/Илья Ткаченко.

19–21 ноября – «Кубок Ростелекома» (Москва)

Гачинский, Артем Бородулин, Константин Меньшов, Леонова, Макарова, Софья Бирюкова, Татьяна Новик/Михаил Кузнецов, Юко Кавагути/Александр Смирнов, Катарина Гербольдт/Александр Энберт, Боброва/Соловьев, Горшкова/Бутиков, Ильиных/Кацалапов.

26–28 ноября – «Trophie Eric Bomparde» (Париж, Франция)

Воронов, Базарова/Ларионов, Рязанова/Ткаченко.

9–12 декабря – Финал «Гран-при» (Китай, Пекин)

Новости. Фигурное катание