Вице-чемпион России Артур Гачинский: Я – человек без нервов!
CОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ МИРА. МУЖЧИНЫ
Необходимости выступать во вчерашней квалификации в «Мегаспорте» у Артура Гачинского не было. Он спокойно катался на тренировочном льду и слушал замечания своего знаменитого тренера Алексея Мишина.
Так уж вышло, что этому семнадцатилетнему мальчику суждено в одиночку отстаивать честь нашего мужского катания на чемпионате мира в Москве.
«КРИВЛЯТЬСЯ НАДО УМЕТЬ»
– Артур, вы выглядите спокойным, утверждаете, что волнения нет. Это не бравада?
– Какая бравада? Почему вы не верите?
– Потому что спокойствие накануне дебюта на чемпионате мира – нечто противоестественное.
– Ну, немножко я буду волноваться, конечно. Но чуть-чуть. Настолько чуть-чуть, что не считаю нужным уделять этому слишком большое внимание.
– Как вам это удается?
– Я стараюсь не думать о своем будущем выступлении. Пытаюсь переключиться на что-то другое.
– Например?
– Читаю О’Генри, «Вождь краснокожих».
– Почему именно О’Генри?
– Мне нравятся короткие смешные вещи. Они прекрасно отвлекают от действительности.
– Только короткие и смешные?
– Вот в кино предпочитаю нечто брутальное. Люблю фильмы с Джонни Деппом. Он идеально перевоплощается, настолько естественно перетекает из образа в образ… У Деппа определенно стоит этому поучиться.
– Искусство перевоплощения удается использовать в своих программах?
– Да! И короткая, и произвольная программы мне изначально давались очень непросто. В короткой программе я изображаю строгого, богатого человека. Но он начинает тяготиться своим богатством и благополучием. Это внутреннее перерождение происходит с героем, когда я делаю дорожку шагов по кругу. Мне нужно убедительно представить эту метаморфозу. Показать то, что в силу молодости и малого жизненного опыта я могу представлять себе лишь теоретически. К тому же именно во время этой дорожки тренер и хореограф требовали, чтобы я останавливал взгляд на судьях и не забывал о зрителях…
– И каково это – изображать серьезные душевные изменения, происходящие в человеке, и одновременно оказывать знаки внимания арбитрам, публике?
– Непросто. Особенно если учесть, что мне никуда не хотелось смотреть. Я весь был погружен в «шаги», в то, чтобы не сбиться, сделать их безупречно!
– И как же решается эта задача?
– Тренировки, тренировки, тренировки. Отработка до автоматизма…
– А количество взглядов, брошенных на судей, на трибуны, заранее просчитывается? У профессора Мишина неучтенных мелочей не существует.
– Это так. Каждый взгляд, его направление продуманы и тренером, и хореографом.
– В вашей произвольной тоже хватает потайных ящичков?
– И там их достаточно. В произвольной мне тяжело дались гримасы. С детства не кривлялся. Пришлось осваивать эту «премудрость» заново!
– Тренировались дома, перед зеркалом?
– Нет, я копировал хореографа Георгия Ковтуна. Он показывал мне, как должна кривляться моя кукла. Она поначалу послушная и спокойная. Под конец же становится неуправляемой, на грани или даже за гранью безумия!
«СЛАБОСТЬ НЕДОПУСТИМА»
– Кто на трибунах московского «Мегаспорта» самый преданный ваш болельщик?
– Не знаю. Мои мама и отец смотрят чемпионат мира по телевизору.
– Почему?
– Я запрещаю им приходить на мои выступления. Родители слишком переживают. Я этого не хочу.
– Родители переживают так сильно, что сын накладывает табу на их появление на трибуне. Опять всплывает тема ваших «стальных» нервов…
– Пребывающих в глубоком сне…
– Давайте эту тему разовьем. Вы усилием воли способны заставить себя ни о чем не думать перед выходом на лед?
– Отчего же, думаю. О том, например, как мне хочется побыстрее откататься, прийти домой, поужинать и уснуть.
– Побыстрее откататься… Но, когда достается последний стартовый номер, побыстрее не получится уже никак.
– Последний стартовый номер – испытание для любого фигуриста. Но, чтобы отогнать ненужные мысли, я активнее двигаюсь: побегаю, попрыгаю, посижу немного, отдышусь, проверю коньки. И – на лед.
– Колено вас не беспокоит? Ваше падение на чемпионате России в Саранске в декабре выглядело страшно…
– Да, падение было жутким. Ничего подобного прежде не случалось.
– Кто решал: выйти назавтра на произвольную или сняться? Так сказал Мишин – и вы подчинились? Или решение было совместным?
– Оно стало совместным. Борьбу за медаль нельзя прекращать, надо отбираться на чемпионат Европы… Прояви я слабость – сезон можно считать вычеркнутым из жизни.
– Так вы не ответили: сейчас колено не болит?
– Давно не болит. После чемпионата России поболело недели две и прошло.
– Вы поставили себе конкретную цель на московский чемпионат мира? Определили грань, до которой вы – со щитом, а после – на щите?
– Нет. И мой тренер четкой грани не прочертил. Кроме той, что я должен кататься как можно лучше. Чтобы ни перед кем не было стыдно.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Артур ГАЧИНСКИЙ, 17 лет. Санкт-Петербург
Вице-чемпион России-2010/11, 5-е место на чемпионате Европы-2010/11.
Тренеры – Алексей и Татьяна Мишины, хореограф – Георгий Ковтун.
Короткая программа на музыку Selection of music by Pink Floyd.
Произвольная программа на музыку The Bolt by Dmitri Shostakovich.
Лучшая общая сумма баллов – 216,07 (январь 2011-го).