Бронзу Артуру Гачинскому принес балет Шостаковича «Болт» и выпавший из конька соперника винт

После того, как Артур Гачинский в короткой программе стал четвертым, думалось, только бы он удержался у подножия пьедестала. Для семнадцатилетнего дебютанта такая высота – головокружительная. А Артур не просто удержался: под музыку из балета Шостаковича
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ МИРА В МОСКВЕ

После того, как Артур Гачинский в короткой программе стал четвертым, думалось, только бы он удержался у подножия пьедестала. Для семнадцатилетнего дебютанта такая высота – головокружительная. А Артур не просто удержался: под музыку из балета Шостаковича «Болт» он взошел на ступеньку вверх и выиграл бронзу. Невольно в этом ему помог развинтившийся конек прошлогоднего чемпиона мира Дайсуке Такахаши.

Тренер Артура Алексей Мишин выходит после объявления оценок с непроницаемым видом: Артура судьи ставят вторым, следом за Патриком Чаном, который на этом чемпионате мира произвел настоящий фурор. Но впереди остаются еще выступления действующего чемпиона мира Дайсуке Такахаши, чемпиона Японии Такахико Козуки, чемпиона Европы Флорана Амодио.

– Мальчики и девочки, я не могу сейчас говорить! – объясняет тренер. – Я заговорю, когда откатается Эмодиум.

Так Мишин зовет Амодио.

МИШИН ТИХ, КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ЗЯБЛИК

Вонзив глаза в экран, Мишин замирает. Экран показывает Дайсуке Такахаши, а тот внезапно, остановившись в самом начале программы, подъезжает к бортику и, отчаянно жестикулируя, показывает, что у него что-то с ногой. Музыка стихает, в зале тишина. Неужели травма?! Пытаемся в микст-зоне понять, в чем дело. И вскоре удается разобраться: у Такахаши проблемы с коньком, выскочил винт. Проблему решают, японец возвращается на лед, но все его внутренние настройки уже сбились на какофонию.

Артур остается вторым. Да может ли это быть? Мишин продолжает безмолвствовать. Такахико Козука, безошибочно откатавшись, вытесняет Артура Гачинского на третью позицию. «Ничего, Алексей Николаевич, ничего, – кто-то из журналистов гладит Мишина по рукаву. – А то, согласитесь, слишком жирно было бы…»

«Соглашусь», – еле разомкнув губы, шепчет Мишин. Для него вся Вселенная в эту минуту сжалась до размеров телеэкрана. И вот выходит Амодио. Его тренер Николай Морозов, сжав кулаки и согнувшись, что-то кричит вслед, какое-то последнее напутствие. Но выдвинутая вперед челюсть, мужественный облик, жесткое, а местами почти зверское выражение не очень помогают чемпиону Европы, он срывает три прыжка.

Свершилось! Только вот профессор Мишин никак не может прийти в себя. Он куда веселее в ответах на телефонные звонки, чем в разговоре с прессой. Некоторые вопросы клеймит как неинтересные. Мишину звонит супруга. «Я тут стою возле кровососов! Спасибо, родная, спасибо! Понял, понял, буду тих, как периферийный зяблик».

– Алексей Николаевич, – обращаюсь к нему я. – Морозов что-то кричал вслед Амодио, а вы, наверное, тоже что-то говорили Артуру перед его выходом? Что это были за волшебные слова?

– Я ему напомнил о цикле новелл Стефана Цвейга «Звездные часы человечества». Я сказал: «Наступил твой звездный час. Иди и проживи его как полагается!»

ТАРАСОВА: ХОЧЕТСЯ ВЫЙТИ НА УЛИЦУ И КРИЧАТЬ

Татьяна Тарасова аплодировала французу Брайну Жуберу стоя; когда заканчивал произвольную Артур Гачинский, Татьяну Анатольевну камера как-то упустила из виду, но стоило Тарасовой появиться в холле, как появилась возможность у нее спросить:

– Татьяна Анатольевна, а в честь Артура вы вставали?

– Разумеется! Когда Мишин так тихо готовит, всегда от него чего-то особенно ждешь. Он к этому шел! Но никто, разумеется, не предполагал, что Артур может стать третьим. Вот почему я всегда говорю: не надо давить медальным планом. Другие ошиблись, испугались, у кого-то что-то случилось. Но просто так это не бывает. Везет только сильным.

– Кто вам еще понравился на чемпионате мира, кроме Гачинского и Жубера?

– Жубера я обожаю, обожаю, как он умеет поднимать зал. Козука превосходен, и очень жаль Такахаши… А в новом чемпионе мира нравится то, что за сезон Патрик Чан сумел выучить и исполняет на высочайшем уровне два четверных прыжка, два! И еще понравилось, что после короткой программы у него был колоссальный отрыв, он мог и не рисковать в произвольной. Но как настоящий спортсмен он сделал эти два четверных!

– А что-то стало здесь для вас настоящим потрясением, открытием или вас уже трудно потрясти?

– Москва (Тарасова неподражаемо всплескивает руками)!

– Интересное признание коренной москвички.

– Да! Просыпаешься и осознаешь как что-то потрясающее, любой день, потому что он окрашен чемпионатом! Даже тренировки фантастические, на которых можно посмотреть перспективу, на тренировках фигуристы делают больше, чем на выступлениях. И это – такое удовольствие, что хочется выйти на улицу и кричать!

– Вы сделаете это, Татьяна Анатольевна?

Тарасова недоуменно косится на меня и произносит:

– А вы сомневаетесь?!

ВИДЕО

СТАТИСТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА. МОСКВА

Мужчины. Итоговое положение

1. Чан (Канада) – 187,96 балла. 2. Козука (Япония) – 180,79. 3. Гачинский (Россия) – 163,52.

Новости. Фигурное катание