Но осталось озеро надежды
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ МИРА В МОСКВЕ
«Море счастья обмелело, и река любви замерзла, но осталось озеро надежды», – пела Пугачева. На смену медальному улову четверга в субботу обмелевшая река судейской любви оставила наши сети пустыми. Тем не менее выступления женщин в одиночном катании и танцоров подарили надежду…
0,76 БАЛЛА ДО БРОНЗЫ
– Свободные места на пьедестале есть, – сказала после короткой программы женщин двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая. – Теперь все в наших руках. В субботу девчонкам надо собраться и показать максимум, а может быть, и больше.
Свободное место, о котором говорила Ирина, обозначалось цифрой «3». Опередить Мики Андо и Ю На Ким, которые разыграли золото и серебро, пока проблематично. На бронзу же претендовали как минимум шесть фигуристок. Алена Леонова стартовала в сильнейшей разминке второй, Ксюша Макарова – последней.
В пятницу после короткой Леонова пообещала выйти на произвольную программу с новой прической, макияжем и куражом. И не обманула! Прокат на музыку из фильма «Иствикские ведьмы» получается бесподобным. Как и накануне, вторая часть выступления Алены проходит под аплодисменты зрителей. А когда музыка заканчивается, зал сотрясает овация. Вместе с болельщиками ладоши отбивают Роднина и Слуцкая. Леонова со слезами на глазах целует лед «Мегаспорта».
– Даже не знаю, как докатала программу до конца – с больными-то носом и горлом, – признается Алена в микст-зоне. – К концу силы меня покинули. Если б надо было сделать еще один элемент, наверное, не смогла бы. А вообще я ужасно рада.
Третье место Алена занимала вплоть до выступления трехкратной чемпионки Европы Каролины Костнер. В короткой программе у них был одинаковый балл – 59,75. Когда итальянка сделала бабочку в одном из каскадов, показалось, что медаль у Алены в кармане. Но судьи рассудили по-другому: вновь оценки были почти равны, но Костнер получила на 0,76 балла больше…
Макаровой же прокат не удался: она стала девятой в произвольной программе и седьмой по сумме двух видов.
ТАНГО ПЬЯЦЦОЛЛЫ, ПРОВАЛ И СКАНДАЛ
Несмотря на пророчества, что в танцах у нас вполне может быть медаль, Боброва – Cоловьев, серебряные призеры чемпионата Европы, да и второй наш дуэт Ильиных – Кацалапов, по праву считающиеся одной из самых неординарных и перспективных танцевальных пар мира, расположились на тусклых, как пейзажи поздней осени, шестом и седьмом местах соответственно.
Но насколько справедливым было судейство, определившее Бобровой и Соловьеву, Ильиных и Кацалапова столь незавидный удел? Известный тренер и хореограф Николай Морозов, например, обронил в микст-зоне: «Мне кажется, что судьи слишком увлекаются изучением чистоты и непорочности твиззлов. Но красоту-то никто не отменял! А получается, что красота, эстетика – то, как пара двигается, как смотрится вместе, уровень хореографии, образы – все уходит на второй план. Правильно ли это?».
С Морозовым согласились не все. Марина Зуева, чьи ученики американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт победили под бессмертное танго Астора Пьяццоллы, в ответ на тот же вопрос, удивилась: «А как бы хотели лично вы?! Я считаю, что чистое исполнение твиззлов и красота ни в коей мере между собой не конфликтуют. Это разные слагаемые успеха, но ни одно из этих слагаемых не может и не должно считаться неважным».
К сожалению, танцевальный турнир ознаменовался не только обидным провалом наших дуэтов, но и скандалом. От тренера Александра Жулина ушли чемпионы Европы французы Пешала – Бурза, из-за падения оставшиеся на чемпионате мира без призового места. В кулуарах в этом усмотрели действие, как говорят, вступающего в силу негласного запрета нашим тренерам работать с конкурентами. «Я пока не разговаривал с Натали и Фабьеном, – честно признался Жулин. – Но я думаю, что их уход – результат морального давления со стороны Российской федерации фигурного катания и одновременно со стороны моей второй пары, Ильиных и Кацалапова».
– Вот как?
– Не поймите меня однозначно и превратно. Наша федерация вела себя очень достойно.Нам предоставляли лед и все условия для тренировок. Но недовольство тем, что на нашем льду в Москве были выращены чемпионы Европы, разумеется, присутствовало. Это нормально. И французы, естественно, его ощущали. А что касается Ильиных и Кацалапова, то они оказывали моральное давление своим прогрессом, тем, как они растут.И Пешала – Бурза, видимо, психологически этого не выдержали.
– А запрет тренерам работать с конкурентами существует или нет?
– Ну, мне же впрямую ничего не было высказано. Французы ушли сами.
ВОПРОС РЕБРОМ
ГДЕ АЛЕНА ЛЕОНОВА ЗАБЫЛА НЕРВЫ?
За Леоновой я наблюдаю с ее первого взрослого сезона – 2008/09. Чего ей всегда не хватало – это стабильности: хорошо откатает короткую программу – провалит произвольную и наоборот. Исключений – раз-два и обчелся. Москва исключением не стала. А стала переходом на новый уровень. Об одном из секретов такого преображения «Советскому спорту» рассказали сама спортсменка и ее тренер Алла Пятова.
– Секрет прост – мы первый раз в жизни привезли на такой ответственный старт психолога, – призналась Пятова. – Зовут его Геннадий Горбунов. Он не только с Аленой работает, но и с Ксенией Макаровой. Я уверена, что его работа при непосредственной близости выступления, а не дома за неделю до старта, принесла свои плоды. Пусть это и не 50 процентов успеха, но его весомая лепта в отличных прокатах Алены есть. Хочу передать Валентину Николаевичу (Писееву. – Прим. ред.), всем нашим руководителям: пусть все знают – психолог нужен!
Положительную оценку работе Горбунова дал и наставник Макаровой Евгений Рукавицын.
Геннадий Горбунов – личность в нашем спорте известная. В качестве психолога сотрудничал со сборными СССР и России по плаванию, велотреку, легкой атлетике, с футбольным «Зенитом». Последние несколько лет Геннадий Дмитриевич работает в питерской Академии фигурного катания. Занимается со сборниками и со всеми желающими.
После короткой программы многие поражались выступлениям Леоновой и Макаровой. Чемпионат мира, Москва, 14 тысяч зрителей в «Мегаспорте» – а им все нипочем! Катаются блестяще и зажигают на зависть соперникам. Кураж, задор – это у них было всегда, но где они забыли нервы? Теперь понятно – на сеансах профессора Горбунова.
– Мы встречаемся вечером перед выступлениями, он мне внушает, – рассказывала после блестящего проката произвольной программы Алена.
– Что внушает?
– Это секрет. На самом деле я сама точно не знаю, поскольку сплю под гипнозом.
Примеров удачного сотрудничества психологов с фигуристами хватает. Самый известный – работа Рудольфа Загайнова с Ягудиным, когда после двух лет поражений от Плющенко Алексей выиграл все пять турниров, в которых участвовал, в том числе Игры в Солт-Лейк-Сити.
В противостоянии на высочайшем уровне исход борьбы может решить любая деталь, а психологическая устойчивость – совсем не мелочь. Об этом знают японцы, корейцы, китайцы, американцы, которые ездят по турнирам с командами из врачей, психологов, физиотерапевтов.
Знают это и наши руководители. Почетный президент ОКР Виталий Смирнов считает, что психологическая подготовка – провальная тема в российском спорте: мало спортсменов работают с психологами, во многих командах нет специалистов этого профиля.
– Вот мы восхищаемся 14-кратным олимпийским чемпионом Майклом Фелпсом, – говорил Смирнов в интервью моей коллеге Инессе Рассказовой. – Минуты до старта, а он как ни в чем не бывало слушает музыку в наушниках. Не будьте наивными, никакая это не музыка! А даже если и музыка, то специально подобранная.
Кстати, из семи российских боксеров, которые выиграли в прошлом году в Москве чемпионат Европы, шестеро работали с психологами. Тем не менее до сих пор многие тренеры и чиновники в штыки воспринимают сотрудничество психологов со спортсменами. Чтобы пробить командировку того же Горбунова в Москву, пришлось преодолеть множество сложностей: с оплатой поездки, с аккредитацией на турнир.
Но, быть может, уже пришла пора осознать, что в спорте высших достижений не бывает мелочей, господа начальники?!