Филиппинский фигурист Майкл Мартинес: Тройной аксель выучил по телевизору
Майкл Мартинес – первый в истории Филиппин фигурист – участник Белых Олимпиад. Но не спешите ставить его в один ряд с ямайскими бобслеистами, горнолыжником из Зимбабве и саночником из Тонги. Ему 17 лет, и он уже был пятым на юниорском чемпионате мира. В Сочи он занял 19‑е место из 30 участников. Войти в ТОП-10 лучших фигуристов мира для него – дело времени.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Майкл Кристиан МАРТИНЕС
Родился 4 ноября 1996 года в городе Паранак (Филиппины).
Рост 172 см.
На юниорском чемпионате мира-2013 занял пятое место.
На Играх-2014 стал 19‑м из 30 участников.
Тренеры: Виктор Кудрявцев, Илья Кулик
«МАМЕ ПРИШЛОСЬ ПРОДАТЬ ДОМ»
Выступления закончились, но Майкл остался в Сочи и тренируется каждый день. Улыбчивый, вежливый, в руках еще не залитая кипятком пластиковая коробка с лапшой, что-то типа «Доширака».
– Фигурное катание – дорогой вид спорта.
– Это правда, – вздыхает Мартинес, видно что к статусу звезды он еще не привык и во время интервью изрядно нервничает. – Перелеты, костюмы, оплата тренеров и льда. Министерство спорта Филиппин мне платит стипендию, но ее, конечно, не хватает.
– В Интернете прочли трогательную историю о том, что вашей маме пришлось заложить дом, чтобы вы попали в Сочи.
– Не знаю. Может, заложила, может, продала. Мне она не рассказывала. Сказала только: «Занимайся фигурным катанием и не думай о проблемах».
– Получается?
– Я стараюсь. Знаю, что маме приходится идти на большие жертвы. Она постоянно со мной, ездит на все турниры и все время ищет спонсоров.
– В школе еще учитесь?
– Закончил в прошлом году, но оценки, честно говоря, не очень: я часто пропускал занятия из-за тренировок.
«РАДИ ТРЕНЕРОВ УЧУ РУССКИЙ»
– Бокс любите?
– Смотреть – да. А так – нет.
– Мы почему спросили: филиппинских боксеров знают все, а много ли у вас фигуристов?
– На высоком уровне выступают двое: я и еще один американский филиппинец. Он, кстати, поедет на чемпионат мира в этом году, я же опять буду соревноваться с юниорами.
– После успеха на Олимпиаде – с юниорами?
– По возрасту же я еще подхожу. Перед Играми в Сочи мне сказали: выбирай – либо Олимпиада, либо чемпионат мира. Конечно же я выбрал Олимпиаду!
– Где вы начинали кататься?
– На катке в супермаркете. На Филиппинах катки есть только в больших моллах. Начал поздно – в девять лет, но прокатился один раз и влюбился в лед на всю жизнь. Три года занимался там, а потом меня заметили и пригласили в Америку. Тренировался в Лос-Анджелесе у Ильи Кулика (олимпийский чемпион 1998 года. – Прим. ред.). Интересная история у нас вышла с тройным акселем: я спросил у тренера, когда мы его будем учить, он ответил, что я еще недостаточно физически готов к этому. Тогда я решил ему доказать, что не так уж плох. Смотрел по телевизору, в Интернете, как прыжок исполняют другие, и пытался повторить. Наконец, он у меня получился. Тренер был в шоке.
– У кого учились: Чана, Плющенко?
– У самых разных фигуристов. Что касается Плющенко, то его техника мне не подходит: он слишком силен физически для меня.
– Что насчет четверного прыжка?
– Пока в процессе отработки: учу тулуп и ритбергер.
– Сейчас с вами занимается другой известный российский тренер – Виктор Кудрявцев.
– Я сам попросился к нему в группу, когда был на сборах в Швейцарии. Очень благодарен своим наставникам. Ради них даже учу русский язык. Чуть-чуть, – по-русски говорит Майкл и расплывается в довольной улыбке.
«ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПОСТУЧАЛИСЬ В «ФЕЙСБУКЕ»
– Пятое место на юниорском чемпионате мира – это очень серьезно.
– Да, это фантастика. При этом у нас не было возможности взять с собой тренера, и на турнир мы поехали вместе с мамой.
– Ваши ожидания от Олимпиады и реальность совпали?
– Я несколько недель тренировался в Москве и, честно говоря, в Сочи тоже ожидал увидеть много снега, сугробы. Вышел из самолета и не поверил своим глазам: тепло, солнце. Подумал, может, меня на Филиппины случайно завезли?!
Думал еще, что тут будет много маленьких домиков, арены-ангары, а тут огромные здания, красивые дворцы спорта. Я сначала даже потерялся, ходил и постоянно снимал себя на мобильный телефон и выкладывал в «Фейсбук».
– Говорят, вы первым из фигуристов приехали в Сочи.
– Да, я и Патрик Чан. Пару дней мы вдвоем занимались на одном катке, и я краем глаза следил за ним. Пытался даже повторять его движения, но не всегда получалось. В общении Патрик оказался отличным парнем: добрым и остроумным. Честно говоря, не ожидал такого от чемпиона мира. Для меня он и Юдзуру Ханю – главные герои Олимпиады. То, как они катаются, – бесподобно. Они тоже мои учителя, ведь я многому у них учусь, когда смотрю их выступления на Youtube. Они вдохновляют меня продолжать занятия фигурным катанием.
– А Евгений Плющенко?
– Он – легендарный фигурист. Я им восхищаюсь.
– В России сейчас много споров о том...
– ...что он снялся с личного турнира? Я был очень разочарован, что не смогу увидеть его выступления.
– Многие зрители тоже.
– Могу их понять.
– Отдаете себе отчет, что вошли в историю?
– Да, я первый филиппинский фигурист на Олимпийских играх. А то, что я квалифицировался в произвольную программу, для меня огромное достижение.
– На Филиппинах знают о том, что в Сочи проходит Олимпиада?
– Еще бы! После моего выступления ко мне в «друзья» в «Фейсбуке» постучались пять тысяч человек. Наверное, на Филиппинах теперь я стал популярной личностью! Здорово, конечно. Но интервью слишком много времени отнимают, особенно телевизионные.
– Посмотреть город, к морю сходить за три недели в Сочи успели?
– В город выехали с мамой и тренером один раз уже под вечер и толком ничего посмотреть не смогли. А море... Говорят, что оно где-то рядом, но я так ни разу до него не дошел. Когда? Мне тренироваться надо! Надеюсь, вернуться в Сочи еще раз, говорят летом здесь хорошо.