Татьяна Тарасова: Да Ким еще много поставили!
Татьяна Тарасова, консультант сборной России, тренер одиннадцати олимпийских чемпионов, в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» отвечает на обвинения со стороны западных СМИ в необъективном судействе в женской произвольной программе на Олимпиаде.
«МЫ ДОЛГО ТЕРПЕЛИ»
– Татьяна Анатольевна, газета «Экип», а вслед за ней Катарина Витт и Курт Браунинг называют судейство скандальным.
– На месте французов я бы помолчала. Я никогда не забуду «подвиги» французского судьи на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, когда человек находился просто в неадекватном состоянии... Что касается всех остальных, то мы долго терпели. А теперь – извините. Программа Ким составлена по старым образцам. Никаких связок между прыжковыми элементами не было, по восемь–десять перебежек... Были очень хорошо исполненные прыжки, но не было каскада во второй половине –акселя – тулупа или сальхова – тулупа из тройных прыжков. Одно ее коронное вращение украсило программу. Одно! Все остальные вращения можно только отметить галочкой. Ставить их в принципе нельзя. Поэтому вот эта часть нового фигурного катания – она провалилась. И это нужно видеть. Программа состоит не только из дорожки шагов, которая по кругу делается... Она состоит еще из связок, которые идут как подход к каждому элементу. У Аделины прыжки были прекрасными, был каскад во второй половине, они все были исполнены безошибочно. Да, когда она прыгала каскад флип – тулуп – лутц, она чиркнула ногой.
– Но она и получила за это минус 0,9.
– Вот и все! Каролина Костнер каталась выдающимся образом, но она не прыгнула сложных каскадов. Я считаю, что Ким можно было сравнивать только с Каролиной. А с Аделиной и сравнивать нельзя. Вы посмотрите, какие у Аделины сложные подходы и выходы из прыжков – это огромная работа! Аделина и по компонентам должна была значительно выиграть у Ким, а Ким еще и за компоненты чуть больше дали – и этого быть не должно! Я бы поставила ей поменьше. У Ким не было компонентов столь высоких, как у Сотниковой. У Аделины не было ни одного простого подхода к прыжку, все они шли через элементы, через тройки, крюки, выкрюки...
– Почему же такой шум на Западе поднялся? Раздражают наши победы?
– Раздражают. У Ким даже платье было из другого времени... Я понимаю, судьи не оценивают платье, но это просто штрих, маленькая деталь, говорящая деталь тем не менее. Костюмы тоже немножко изменились! Интерпретация музыки мне вообще не понравилась в короткой программе, но она и там получила высокие компоненты, оценивающие по идее связь движений с музыкой – представления программы не было никакого! У Аделины была великолепная короткая программа, «Кармен», прыжки высоченные, огромные. Вращения... Я не могу сравнить и их вращения – они не подлежат сравнению! У Ким, как я уже упоминала, есть одно вращение, заслуживающее превосходных эпитетов, – ее старое вращение, где она поворачивается корпусом.
«ВОДОРЕЗОВА ВООБЩЕ НЕ СЛЕЗАЛА С ЕЕ ПРЫЖКОВ»
– Вы пообщались уже с Аделиной? Что она говорит?
– Всего одну минутку. Вчера. Я спустилась к ней на одну минутку со своей комментаторской позиции. Ну, что говорит? Она и говорить еще толком не могла. Кроме счастья и радости, ничего у нее сейчас нет.
– Когда я пыталась задать этот вопрос Александру Горшкову, он не пожелал отвечать, решил, что я пытаюсь омрачить радость победы, по всей видимости... Но мне все-таки интересно. Ведь Аделина всегда была такой... достаточно неровной.
– А я отвечу. Огромная тренерская работа была проведена – Водорезовой, Ириной Тагаевой и Петей Чернышовым. Я при этом присутствовала, но немножко в сторонке стояла, я не хотела им мешать, потому что они все очень хорошо, правильно делали. Работа по скольжению, по связкам, по второй оценке. Водорезова вообще не слезала с прыжков, она добилась, чтобы Аделина все прыгала! И флип с тулупом, и тулуп – тулуп, и лутц – тулуп. Она еще прыгает на тренировках лутц – риттбергер, она наверняка будет его прыгать в следующем году. Аделина прошла очень тяжелый период становления. Тело стало совершенно другое. Она выросла, оформилась, а с точки зрения катания тренеры при этом не упустили ничего! Я очень рада, что Петя Чернышов так сработал с программами, я предлагала им эту музыку, но сама почти не ставила программу. И программы получились не похожими ни на кого! Новое направление совершенно...
– Татьяна Анатольевна, объясните нам, пожалуйста, этот образ в произвольной программе. С «Кармен» все прозрачно и доступно. А что Аделина показывает с «Рондо каприччиозо» – это гораздо сложнее для понимания.
– Она показывает, как разрываются люди между классикой и современным танцем. Что все идет в общем-то от классики, но в душе происходит разрыв, и одна половина человека тянется к классическому искусству, другая уже захвачена пластикой нового времени. Как два разных направления уживаются в человеке, как он пытается их совместить, и в конце выясняется: счастье, оказывается, возможно и то, и другое... Новая жизнь вливается в старую.
– Вам принадлежит очень хорошая фраза: «Олимпийский чемпион виден сразу». Вы также увидели олимпийскую чемпионку в Сочи? И ею была Аделина?
– По короткой программе было видно. Было видно по тренировкам. Аделину не поставили в команду, выигравшую золотые медали, и этим ее очень обидели. Но ее эта ситуация и подтянула. Желание было страшным! Ее слезы сделали ее сильнее. И это очень хороший признак, понимаете, очень хороший признак. Когда девочка не ломается в трудной ситуации, а поднимается.
«ХОРОШИМ ЛЮДЯМ ОЧЕНЬ РЕДКО ВЕЗЕТ»
– Аделина рассказывала, что она полностью от всего отрешилась. В том числе и от этой обиды.
– Так и должно быть! Человек должен быть сосредоточен на себе, иначе ты не сможешь достичь этой цели. Вообще на Олимпийских играх никогда не было несправедливого судейства. И здесь оно абсолютно справедливо.
Аделина – замечательная девочка. Она девочка заботливая. Она никогда не пропустит, если что-то у тебя плохо, она готова всегда прийти на помощь. Они же вместе с Максимом Ковтуном тренируются, но немножко в разное время. Ее родители, если нужно, за ним заедут, она напомнит Максиму, если он о чем-то забудет. Знаете, ее к больным местам можно прикладывать... Она очень сильная, в чем-то слабая, очень разная. Но она очень хороший человек, а хорошим людям очень редко везет...