Алексей Мишин: Плющенко хочет кататься. Кому он мешает?
Вчерашней ночью в Лосево, в окрестностях дачи Мишина, снег повалил крупными хлопьями. На дорогах лежали вырванные с корнем деревья, Профессору приходилось, надев рабочие перчатки, выходить из машины и оттаскивать их на обочину.
И все-таки Мишин ехал на тренировку в «Юбилейный» в хорошем настроении. По пути он объяснял мне, в чем ему видится смысл его тренерской жизни после Плющенко, и действительно ли в Петербурге умирает фигурное катание…
Инесса РАССКАЗОВА
Из Санкт-Петербурга
О СМЫСЛЕ «ЖИЗНИ ПОСЛЕ ПЛЮЩЕНКО»
- Алексей Николаевич, так в чем же вы видите смысл жизни «после Плющенко»?
- Я не замыкаюсь на ком-то конкретном. Таково мое, если угодно, тренерское кредо. Даже когда я работал с Урмановым (олимпийским чемпионом Лиллехаммера – прим. авт), у меня был еще Новоосельцев, Татауров, Ягудин. Ушел Урманов – появился Плющенко. Плющенко тренировался вместе с двумя Артурами, Гачинским и Дмитриевым. И так далее. Сейчас у меня много замыслов, связанных с открытием школы. Я надеюсь, в пятимиллионном городе Петербурге появится еще одна школа, которая ему очень нужна.
- Многие живут с этой мечтой, и не могут ее осуществить – в том числе тренеры и фигуристы с мировыми именами.
- Недавно я присутствовал на чествовании олимпийцев, перед
началом чествования мы сидели за кулисами театра, где проводилась церемония
вместе с вице-губернаторо
О ТОМ, ЧТО Ю НА КИМ МОГЛА ПАСТЬ ЖЕРТВОЙ ТУКТАМЫШЕВОЙ
- Тем не менее, фактически у вас остались только Елизавета Туктамышева и Артур Дмитриев, причем оба они серьезно травмированы.
- Моя позиция заключает в том, что я не могу бросить кого-то в середине пути, тем более в трудный для него момент. И все. У Артура Дмитриева несколько лет назад был сложный перелом ноги, и он, как мы поняли, профессионально даже не лечился. Когда-то Артур рос у меня вместе с Гачинским, жестко конкурировал с ним, у него хорошо шли четверные прыжки… Но он психологически не выдержал этой конкуренции и оказался в Мооскве. Сейчас он вернулся вот в таком состоянии, но я, повторюсь, просто пойду, пойду до конца. И с Лизой тоже. Потому что таких фигуристок, как Туктамышева, которая еще относительно недавно могла обыгрывать почти всех сильнейших фигуристок мира, просто так не бросают.
- Разве Ю На Ким она обыгрывала?
- Я говорю: «»Почти всех».. Если бы в тот момент, когда Лиза весила на восемь килограммов меньше ей попалась Ю На Ким, не исключено, что и она могла бы пасть жертвой. К сожалению, в спортивной жизни девушек бывают такие периоды, связанные с ростом и взрослением. Я думаю, что не все, но многие из тех юных фигуристок, кто сейчас имеет очень хрупкое телосложение, у них тоже будут эти сложности. Начинается новый олимпийский цикл, и если женщина измеряет свою жизнь периодами: школа, институт, замужество, рождение ребенка, то у тренера жизнь измеряется несколько иначе. Поэтому сейчас нужно просмотреть контингент, что-то, может быть, пересмотреть и в своих взглядах. А не топтаться на месте и не ковыряться в прошлом.
О МОСКОВСКОМ ВЕТРЕ В ПАРУСА И СУДЕЙСКОМ ДОМКРАТЕ
- Когда уходят такие люди, как Артур Гачинский – это же очень тяжелое чувство. Похожее на то, как если бы ушел сын.
- Иногда нужно что-то менять. Потому что если Артур становится вице-чемпионом Европы в Шеффилде, проиграв только Плющенко, а спустя несколько месяцев на чемпионате мира он - один из худших и занимает место седьмое с конца, то явно ни он не мог растерять так быстро свой талант, ни тренер не поглупел в столь мимолетное мгновенье. История все равно не забудет того, что именно мы с моей супругой Татьяной сделали из семилетнего мальчика призера чемпионата мира. А те журналисты, которые пытаются вытянуть из него хулу обо мне, по-человечески неправы. Артур умный и серьезный парень. В каждом союзе тренер-спортсмен порой возникают сложности, и на этих сложностях кто-то играет… Тут стоит упомянуть, что и Петербург является, конечно, хорошим рынком вытягивания одаренных фигуристов. Условия тренировок несопоставимы, а материальное и финансовое обеспечение по сравнению с Москвой иногда различаются в десятки раз.
- Поэтому и говорят в последнее время все чаще о гибели фигурного катания Петербурга?
- Я не уверен, что дело обстоит настолько драматично. Однако
трудно не заметить, что фигурист, который переезжает из Петербурга в Москву
сразу же становится и выразительным, и неординарным, вокруг него создается
очень благоприятная аура. Отношение судейского корпуса… Конечно, это обидно
слышать, когда мама одного моего спортсмена говорит: «Вы знаете, он переедет в
Москву, и там такой у него будет ветер в паруса, такой судейский домкрат…». Но
я не хочу об этом думать, я остаюсь самодостаточным. Очень многие тренеры
«работают по Мишину». Правда, пока наши с ними взаимоотношения напоминают
взаимоотношения Райкина и Жванецкого. Жванецкий писал миниатюры, Райкин их
блистательно исполнял, фамилию же Жванецкого было трудно найти самыми мелкими
буковкам в конце афиши. Мои методики показали свою жизнеспособность
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНО НОВОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЛЮЩЕНКО
- Зачем вы приглашаете на сборы в июне Евгения Плющенко?
- Во-первых, не я пригласил, а он попросился. Во-вторых, для
меня здесь самым существенным остается человеческий аспект. Женя был первым
человеком, кому я рассказал о том, что первого мая у меня родился внук. Женя
позвонил мне с Мальдивских островов и разговаривал со мной очень долго. Мы
прошли двадцатилетний путь. И если Женя высказывает желание поехать со мной на
сборы, я могу ответить ему только одно: «Милости просим, дорогой Женя». Я буду
ему помогать в той мере, в какой ему будет необходимо. Я не знаю, что оборвет
эти отношения. А в среде недоброжелателей
- Федерация фигурного катания России заплатит Евгению Плющенко миллион долларов?
- Вряд ли в этом есть необходимость.
- Но согласитесь, что к его возвращению в большой спорт уже трудно относиться серьезно?
- Нужно ли все на свете измерять примитивными мерками? Саша Жулин, несмотря на свой скромный образовательный ценз в виде московского института «физкультуры и отдыха» порой склонен к философским умозаключениям. Он сказал об одной фигуристке: «Ну, насобирала она на пельмени. Что дальше?». Мы с Женей Плющенко не собираем на пельмени. Мы ставим перед собой высокие задачи. Перед Олимпиадой в Сочи, как и перед Ванкувером, он заставил всех шевелиться. Сражаться. А иначе было бы что? «Я - в команде. Все в порядке…». А присутствие Плющенко поднимает планку. Есть стимул обыграть. Хотите относиться к этому несерьезно – ради Бога. Я не могу никому этого запретить.
А В ЭТО ВРЕМЯ
ВНУКА РЕШИЛИ НАЗВАТЬ АЛЕКСЕЕМ
Первого мая в роддоме Кронштадта родился внук Татьяны и Алексея Мишиных. Старший сын всемирно известной тренерской пары из Петербурга Андрей, отец мальчика, хочет назвать его в честь дедушки, Алексеем.
«Я не знаю, может быть, он еще передумает, - смеется Алексей Мишин. – Мой сын на крови в этом не клялся. Но он сказал, что хочет назвать сына в мою честь, это его желание, и если это произойдет мне, конечно же, будет очень приятно».