Спортивный психоаналитик Галина Завьялова: Счастье, что Липницкая еще огрызается
Спортивный психоаналитик Галина Завьялова, работавшая в свое время со сборной СССР по фигурному катанию уверена – происходящее с Юлией Липницкой настолько серьезно, что все может закончиться травмой.
И неявка на награждение – только вершина айсберга…
«ЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МЕНЯ НЕ УДИВЛЯЕТ»
- Галина, случаев невыхода на награждение история до сих пор не знала.
- Я считаю, что если Юле нормально и доходчиво не объяснят, что так поступать нельзя, это будет худшим из всего, что федерация фигурного катания вообще может сделать.
Реакция должна быть адекватной. Существуют такие понятия, как метод положительного и отрицательного подкрепления. Если ты поступаешь неправильно, должно следовать порицание, если правильно – поощрение.
Но в то же время нужно обязательно задать себе вопрос: «Почему это случилось?». Меня, например, не удивляет, что Липницкая не вышла на церемонию награждения, что она ведет себя именно так. И само общество с ненормальным поклонением ей, и ее окружение поставило ее в такую ситуацию, что у нее просто нет выбора. Эта ситуация называется – «fight or flight». Сражайся, или беги…
Ей часто ставят в вину, что она огрызается. А я вам скажу, что она живет в таком стрессовом состоянии, что наше счастье, что она еще огрызается!
- На нее свалилась вселенская слава, и она не может ее вынести? В этом заключается ее стресс?
- Конечно. Заметьте – это еще ребенок, который проводит на льду по восемь часов ежедневно, не ходит в школу, находится на домашнем обучении, ничего не видит, кроме льда, что означает абсолютную изоляции. Этот ребенок просто не знает правил поведения, принятых в обществе. А мы требуем, требуем соблюдения этих правил. Откуда этому пониманию взяться? Ближайшее окружение Юли – мама и тренер. В большей степени тренер, чем мама.
- По идее, они и могут объяснить правила.
- К сожалению, это окружение уже от нее зависит. Она – мировая звезда, олимпийская чемпионка, девочка с обложки журнала «Time», которой писал письма Стивен Спилберг. Все в ее отношениях с самыми близкими людьми развивается по слишком давно известному сценарию. От того, будет ли она выигрывать, или проигрывать, зависит благополучие ее близких. Ты побеждаешь – мы преклоняемся перед тобой. Мы сделаем все, что ты скажешь – только выигрывай. Этот чудовищный груз ожиданий сопровождает ее на каждом шагу. И со стороны общества тоже. «Сражайся, или беги!» - это реакция нормального существа, поставленного в тяжелые условия.
«ПОБЕГ – ЭТО ПРОТЕСТ. ПОКА ЕЩЕ НОРМАЛЬНЫЙ»
- Почему вы говорите, что это счастье – что она еще огрызается?
- В таком поведении слишком часто видят проявления звездной болезни. Давайте разберемся, а что же такое звездная болезнь? Прежде всего, непомерная стрессовая ситуация. Общество как бы диктует «условия игры»: «Мы любим тебя прежде всего за то, как ты прыгаешь сальхов, или флип». А ведь можно же оказаться в рисковой зоне эмоционального, или физического минуса по биоритмам… А еще существует зона интеллектуальног
Но – требуют. Эта девочка понимает положение, в которое она поставлена и своей известностью, и возложенной на нее ношей совершенно правильно: «Если ты перестанешь оправдывать наши надежды – мы от тебя отвернемся». Пока Юля огрызается, выражает протесты – да, пусть через проявление какого-то недовольства, через побег – это означает, что все еще не так плохо. Она еще не сломалась! Она отвечает на: «Сражайся, или беги». Только с кем ей сражаться? С мамой, с тренером? Не получится. Значит, стресс должен освобождаться как-то иначе. И он освобождается. Это хорошо. Потому что другие формы реагирования – «замороженность»
- Что, как вы считаете, должно измениться?
- Давайте объясним ребенку, что поражения – это тоже нормально. Их никому не удавалось избежать. И что любить ее будут вне зависимости от того, побеждает она, или проигрывает. Да, должна работать на тренировках, должна стараться. Но если что-то не получается – ее всего лишь нужно просто поддержать.