Роман Хагенауэр. Вы знаете, кто это? А ведь он только начинает портить нам жизнь
Максим Ковтун и Сергей Воронов сумели стать призерами в мужском одиночном катании в Стокгольме, невзирая на то, что оба не идеально откатали свои произвольные программы на чемпионате Европы. С них и начнем. А о Романе Хагенауэре поговорим чуть позже.
Мужчины
В чем дело? «Штормило»
Заявленный прыжковый контент всех предендентов на драгоценные металлы в Швеции напоминал надвигающийся жестокий и безжалостный бой быков. Начиная с главного «матадора», Хавьера Фернандеса «наобещавшего» целых три четверных прыжка. Ковтун смотрелся чуточку скромнее: неудачи с тремя четверными в одной программе уже и прежде привели Максима и его тренерский штаб к разумному выводу: лучше меньше, да лучше.
У Воронова тоже ожидалось два четверных, один из них в каскаде с тройным тулупом. Зловеще выглядели еще, пожалуй, три четверных чеха Михала Бжезины: от него уж, признаться, мало кто ожидал.
Правда, стоит сразу оговориться, что Бжезина, выступавший последним, сорвал все, что можно. И что нельзя. После этого уже стало понятно: Ковтун и Воронов, расположившиеся вслед за Хавьером Фернандесом — с медалями.
Воронов начал достаточно хорошо, с чистого каскада 4-3, но в целом было заметно, что Сергей находится немного не в своей тарелке. На тройном акселе он споткнулся, на тройном сальхове сделал «бабочку». И в целом его прокат грешил слабой выразительностью и слишком акцентированной сосредоточенностью на элементах. Музыка звучала как бы отдельно, а образ разламывался на кусочки, напоминая картины Пикассо в период кубизма.
Тренер Воронова Этери Тутберидзе объяснила все это тем, что «Сергей слишком хотел повторить свой прошлогодний успех на чемпионате Европы». Воронов, в свою очередь не отрицал: «Что-то с первой же минуты у меня не заладилось. На каждом элементе штормило. Я вынужден буду даже употребить слово «паршиво». Все было так паршиво! Может быть, все дело в том, что я сегодня наконец-то увидел площадь, на которой вручают Нобелевскую премию, и находился под слишком большим впечатлением от увиденного. Не знаю, как еще объяснить. После чемпионата России был довольно большой перерыв, казалось бы, можно было бы и отдохнуть. Но мое состояние в Стокгольме и в короткой программе, и в произвольной было каким-то таким. Не очень хорошим... Хотя в любом случае медаль — это медаль, и результат хороший, а впереди у нас еще вообще-то чемпионат мира!».
Ковтун тоже не обошелся без легких срывов, обойдя Воронова на три балла по технике и второй оценкой, слишком явно бросавшееся в глаза напряжение и в жестах, и написанное аршинными буквами на лице Максима, не оставляло впечатления, что чемпион России получает от своего выступления удовольствие. А это, по идее, должно подразумеваться...
И, кстати, слово «штормило» произнес и Ковтун.
Пары
«Юко и спина Смирнова»
Я не могу согласиться с судейским решением. Для меня в этот пятничный вечер на «Глобен-арене» с ее «кровавыми декорациями» из алых кресел, абсолютно непревзойденными в короткой программе у пар были, и навсегда останутся в моих воспоминаниях, Юко Кавагути и Александр Смирнов.
Их легкое, и совсем, конечно же, еще не критичное промежуточное поражение от Ксении Столбовой и Федора Климова для меня ничем не объяснимо.
Кроме, однако же, все объясняющего: «О вкусах не спорят».
Евгения Тарасова и Владимир Морозов не справились с нервами: ошибка партнерши на параллельном прыжке, а затем на выбросе отодвинула этих очень симпатичных ребят на пятое место.
Пятикратный чемпион мира в паре с Аленой Савченко Робин Шолковы, с красноречивой улыбкой не удержавшийся от упоминания о том, что него это первый тренерский чемпионат Европы, сказал помимо всего прочего, что «этих промашек перед прокатом ничего не предвещало. Евгения и Владимир утром очень хорошо потренировались, выглядели четкими и собранными, и в последние минуты перед выступлением не выражали внешне ни малейших признаков нервозности». И в то же время такой опытный человек как Робин, разумеется, понимает: пара была отлично готова, и кроме «заигравшей» нервной системы, других причин у этих осечек просто не существует.
«Мы еще поборемся, - обещал Володя. - Нам все равно теперь уже нечего терять».
А вот две первых пары сборной не допустили ни одной помарки. О том, какой ценой досталось это вдохновенное, чудесное катание Александру Смирнову стало очевидно лишь после того, как он сам об этом рассказал.
На тренировке в день выступления в короткой программе Саша сорвал спину. «Как я выдержал? - переспрашивает он. - Юко незримо «вела» меня всю программу, я смотрел на нее, и мне так не хотелось ее подвести...».
Танцы
«Лекарство против морщин»
В Стокгольме понятие «очереди» в танцах было открыто посрамлено. Новым чемпионам Европы французам Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону 19 и 20 лет. Произвольный танец под адажио из 23 концерта Моцарта вызывает ассоциации с лучшими постановками Большого и Мариинки и соответствующим исполнением.
Потенциал этой молодой пары еще относительно недавно был заметен только искушенным экспертам. Например, о том, что Пападакис и Сизерон способны существенно прибавить говорила Татьяна Тарасова. Да, она именно так и говорила, несмотря на тринадцатое-пятнадцатое места французского танцевального дуэта на чемпионатах мира и Европы прошлого сезона.
И вдруг они начинают побеждать сначала на этапах Гран-при, а теперь еще и в Стокгольме. Причем, совершенно очевидно, что их танец будет претендовать как минимум на пьедестал чемпионата мира в Шанхае.
Их тренирует совсем молодой тренер, Роман Хагенауэр, он же является и их постановщиком. Хагенауэр рано окончил карьеру, на момент ухода из спорта ему был всего 21 год, десять лет вместе со своей сестрой Марианной он выступал за Францию. Но поначалу, как говорит сам Роман, он был ментально не готов к переходу «на другую сторону баррикад», подразумевая тренерское место у внешней стороны бортика. Постепенно он к этому все-таки пришел. Входил в тренеский штаб у пар Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер и Натали Пешала/Фабьен Бурза, помогал с постановками японцу Дайсуке Такахаши.
Пападакис и Сизерон его первая большая тренерская удача. И, что особенно прискорбно для нас, эти юные дарования и их тренер, представляющие собой совсем новое, свежее дыхание в спертом воздухе агонизирующих от собственного консерватизма танцев, пришли надолго. Тройка лидеров нового олимпийского цикла уже фактически сформирована: канадцы Кейтлин Уивер/Эндрю Поже Анжелики Крыловой, которых давно, любовно и внимательно, наконец, филигранно расчетливо, растили на смену Скотту Моэру и Тессе Вирчу (а последние, кстати, вполне еще могут вернуться!), американцы Чок/Бэйтс, точно так же терпеливо дожидавшиеся ухода олимпийских чемпионов Мэрил Дэвис и Чарли Уайта (которые тоже вполне способны на выдающееся возвращение, стоит им только того пожелать!). И, - да, верно, - Пападакис/Сизерон.
А где же здесь мы? Мы, так, во всяком случае, кажется с позиций сегодняшнего дня и его горьковато-полынного хлеба насущного в виде четвертого места нашей новой пары, в которую, однако же успели уже влюбиться миллионы и не только в России, Елены Ильиных и Руслана Жиганшина. Мы пока нигде. Пока никак.
Ильиных и Жиганшина, уже не в первый раз демонстрирующих великолепный короткий танец, не хватило на произвольный. Самой их фатальной ошибкой стала не сделанная поддержка, зияющая чередой прочерков в протоколах. Лена, увидев, что ее конек распорол партнеру ногу, остановилась и оступила назад.
Но даже несмотря на это досадное недоразумение, в произвольном танце Елены и Руслана, в отличие от короткого, нет ничего такого, чем можно было бы заретушировать и превзойти изумительное впечатление от Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. Двадцать баллов отставания (!). Пропасть.
Возможно, в канве вышеизложенных событий, становится «говорящим» и знаковым тот факт, что за медаль (пусть бронзовую, но первый сезон после выхода из юниоров Пападакис и Сизерона был далеко не таким удачным) красиво, бесстрашно и стойко поборолись совсем молоденькие Александра Степанова и Иван Букин.
«Война — дело молодых? Лекарство против морщин...».