Радионова или Туктамышева: за кем будущее мирового фигурного катания
Для Юлии Липницкой
сезон окончен. Сотникова теоретически еще может восстановиться к чемпионату
мира, но пока она занята в «Танцах со звездами». И факт остается фактом: с
осени, с первых Гран-при в свете софитов, в споре за мировое господство
находятся две фигуры. Елена Радионова и Елизавета Туктамышева
Чем царица сильнее героини русских сказок?
Этот сюжет написан разноцветными красками. Тут и вековой спор двух столиц – Москва против Петербурга. Здесь присутствует, исходя из прозвищ главных героинь соперничество всесильной царицы и любимой героини русских сказок. Утонченное обаяние Востока спорит с классическим образцом русской красоты в виде блондинки с наивными, распахнутыми голубыми глазами, пушистых ресниц и ослепительной улыбки. Это «Мариинка» против «Большого».
Это профессор Мишин с его «алгеброй, постигающей скольженье», уникальной методикой ставить такую прыжковую технику, что по видео его учеников изучают тулупы лучшие североамериканские фигуристы и не стесняются об этом рассказывать. За свои высоченные прыжки, исполненные на огромной скорости и без малейших погрешностей Туктамышева получает от судей щедрые плюсы. Радионова четко выверенным, математически выверенным программам Туктамышевой противопоставляет, напротив, многомерный, быстро меняющийся, сложный узор из жестов, движений, «транзишенов» и сопровождающий все это плетение кружев на льду ураган светлых чувств. Первое из которых – любовь к танцу.
Два из трех главных поединков выиграла Туктамышева. В финале Гран-при Радионова во многом отдала победу своими руками, точнее, ногами, упав в тройного риттбергера. Туктамышева Радионовой проиграла только «Россию». Проиграла сама. Ошиблась с каскадом. Иронизировала над собой очень обаятельно. Нужно было видеть, как звучат эти слова в устах тоненькой, напоминающей фарфоровую статуэтку восточной красавицы. «Повела себя, как девушка, а не как мужик. Обычно я предпочитаю, как мужик себя вести». На чемпионате Европы дарить золото другой никто уже не хотел. Обе извлекли урок из прежних ошибок. По-хорошему, каждая заслуживала по золотой медали и, может быть, самым верным судейским решением стало бы именно такое. Присудить золото обеим. Но все-таки судьи посчитали, что Елизавета Туктамышева за хореографию, интерпретацию музыки, артистизм и филигранное владение коньком заслуживает более высокой второй оценки.
После Стокгольма Туктамышеву по праву теперь величают «Елизаветой Первой». У Елены Радионовой прозвище есть уже давно, еще с прошлого сезона: «Елена Прекрасная». Надо сказать, что прозвища иногда идеально передают суть. И это именно тот случай.
Пророчества и предсказания судьбы всегда неподдельно интересовали и рядовых обывателей и гениев. Говорят, некая «черная вдова», вдова пастора, приехавшая в Россию в возрасте сорока лет и поселившаяся в стольном тогда городе Петербурге, здорово умела гадать и достаточно точно предсказала будущее трем гениям русской литературы – Пушкину, Лермонтову и Грибоедову.
Почему бы не попробовать, проанализировав высказывания о себе и об окружающем мире двух абсолютно лучших фигуристок сезона, не смоделировать, как может сложиться для них обеих чемпионат мира в Шанхае. Он и станет окончательной, финальной точкой в их захватывающем соперничестве, во всяком случае в этом году.
Открытое сознание
То, что по-английски звучит как «open mind». Закрыться, моделировать события в своем внутреннем мире задолго, до того как они произойдут в реальности слишком часто становится причиной последующих промахов и поражений. В прошлом, олимпийском году что-то подобное произошло с Елизаветой Туктамышевой. Потом слишком настойчивых мыслей об Олимпиаде в Сочи, и о том «как этого добиться», превратился в груз, утянувший ее на дно. Сила сегодняшней Туктамышевой заключается в том, что она это понимает. «Я ведь и в прошлом году могла так кататься», - сказала она мне в Барселоне, после победы в финале Гран-при. Прошедшая через свой внутренний ад и давшая всему этому правильную оценку, преображенная Туктамышева удивляет многих, включая «железную девочку Липницкую», которая сейчас начала испытывать похожие проблемы. «Не понимаю, как Туктамышева к стартам подходит, - высказалась Липницкая. – Абсолютно на «расслабоне». Это не совсем «расслабон». Елизавета не отказывается кое-то объяснять. Напротив, у нее уже все осознанно и продуманно. Она уже не хочет попадать коньком в старую полынью. Она знает, где и на чем можно провалиться, еще не начав выступать. Например, она перестала «отгораживаться» музыкой из наушников плеера: «Я теперь нарочно не слушаю музыку, в то время как раньше я считала, что мне это помогает отвлечься. Теперь я хочу почувствовать арену, ее атмосферу, и я считаю, что музыка помогала мне в прошлом поверхностно. Когда я вынимала наушники из ушей, реальность, а вместе с ней и очень сильное волнение перед стартом просто обрушивались на меня, как девятый вал».
У Радионовой ее способы настраиваться пока не выстраданные,
а естественные. Приехав вчера к нам в редакцию, Лена рассказывала, что музыку
перед выступлениями она не слушала никогда. Что для нее не составляет проблемы
с кем-то поговорить, в том числе и во время разминки, прямо на льду или у
борта, когда до проката остаются уже всего пять-десять минут. В общих чертах
понятно: эта солнечная девочка воспринимает турниры не как войну и бой, они для
нее больше похожи на бал и на праздник. И отношение соответствующее. Которое ей
очень помогает. И вынуждает Елизавету Туктамышеву говорить о ней: «Я знала
перед выходом на лед «Глобена», что Радионова откатается чисто. Она всегда так
катается. Взглянув на табло, я поняла, что я не ошибаюсь – судя по баллам, это
и произошло».
Светлая наивность и трезвая оценка
Вчера, побывав у нас в гостях, Елена Радионова за час успела
рассказать множество интересных вещей о себе. Она была абсолютно искренней, и
нет никаких сомнений в том, что эта девочка – именно такая, какой кажется. Она
никому не завидует, она обнимает и утешает плачущих соперниц, признает их
достоинства, когда они обыгрывают ее.
Это не поза, и не маска. Но как долго она сможет оставаться такой? «Ангелы на льду не выживают» - можно как угодно относиться к детективам Александры Марининой, но, собирая материал для своего последнего двухтомника, посвященного джунглям «шоу-бизнеса на коньках», она выслушала многих и, передавая атмосферу закулисья, не грешила против истины.
К сожалению, ни одна душа в это мире не сможет долго оставаться невинной. Не хочется об этом думать, но в какой-то момент Лене, не исключено, придется столкнуться с далеко не лучшими проявлениями натуры человеческой. Что случится после этого с ее светлым мироощущением? Мама, по ее собственному признанию, научила ее тому, что добро и зло всегда возвращаются, поэтому нужно стараться делиться только хорошим. Бывают ли настоящие подруги в фигурном катании? Лена уверена – да, и одной из своих подруг называет олимпийскую чемпионку Аделину Сотникову.
Елизавета Туктамышева придерживается совсем других взглядов. Нет, сама она тоже не желает никому зла. Но считает, что при жесткой конкуренции на льду дружба за его пределами невозможна. «Кто бы мог обрадоваться моему возвращению? – переспрашивает она в Стокгольме. – С соперницами не получится дружить, даже если ты очень хороший человек». И прибавляет, что ее лучшая подруга не имеет отношения к фигурному катанию и «ее это очень радует».
Осторожной, трезвой, без лишних иллюзий позиции Туктамышевой ничто не угрожает. Ее вряд ли постигнет разочарование, которое опрокинет ее внутренний мир. В отношении Елены Радионовой такая опасность существует. Справится ли она с разочарованием, и как быстро, не выбьет ли оно ее из колеи на долгие месяцы?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Но соотношение 1:2 в пользу Туктамышевой выглядит очевидным. Потенциально она в гораздо большей мере неуязвима.
Диета и ее отсутствие
Елена Радионова уникальна. Она совсем не соблюдает никаких диет! Это редкий, единичный случай. Она ест, по ее словам все, что душа пожелает и вообще не встает на весы – ей это не нужно.
Туктамышевой приходится жестко контролировать свой вес. Это дает дополнительную нагрузку на нервную систему. Отсутствие возможности расслабиться может выливаться в неожиданные сбои.
Счет – 2:1 в пользу Радионовой.
Сеансы телепатии и «трудности перевода»: нюансы отношений с личным тренером
Основной эмоцией чемпионки финала Гран-при и чемпионки Европы Елизаветы Туктамышевой по отношению к своему тренеру является огромное уважение. Здесь тоже нет места какой-то сентиментальности.
«Я никогда не уйду от Алексея Мишина». «Я знаю, что мой тренер никогда не предаст меня, даже когда у меня наступил в карьере трудный период, я не смогла попасть в сборную на Олимпиаду в Сочи, получила тяжелые травмы, Мишин был тем человеком, который продолжал поддерживать меня и безоговорочно в меня верил». И еще, из стокгольмского интервью после победы: «Учиться прыжкам у такого тренера, как профессор Мишин все равно что изучать геометрию у Архимеда? Да, это действительно так. Мишин, по-моему, может научить прыгать кого угодно. Мой талант, о котором он говорит, тут практически ни при чем. Талант, попадающий в плохие руки, легко может погибнуть».
У этих отношений всего один недостаток: профессор не может дать Елизавете теплую, материнскую любовь и заботу. А фигуристки, как показывает практика, очень в этом нуждаются. Правда, Елизавету везде сопровождает хореограф Елена Прокофьева, следящая за ее расписанием и множеством других мелочей. Соответственно, так или иначе, это компенсируется.
Елена Радионова, у которой за тринадцать лет с тренером
Инной Гончаренко образовалась уже просто телепатическая связь и им порой даже
не нужны слова, чтобы понять друг друга, абсолютно в этом плане ничем не обделена.
Вплоть до того, что сильно, почти уже на
Счет – 1,2:1 с незначительным «гандикапом» у Радионовой. Та роль, которую при Елизавете Туктамышевой играют два человека, у Радионовой сконцентрирована в одном. Это легче для восприятия.
Переходный возраст: до и после
Переходный возраст может переломать и психику и технику. Как щепку. Это происходит в этом году с Липницкой. В прошлом происходило с Туктамышевой. Туктамышева уже прошла через его «фобос» и «деймос», Радионова, судя по тому как резко она сейчас растет, входит в него.
Но пока не страдает от этого. Ни физически, ни психологически.
Однако сказать, что все его сложности и подводные течения уже позади, Елизавета Туктамышева может спокойно, а Елена Радионова – пока нет.
Счет – 3:1 в пользу Туктамышевой.
Короткая программа и тройной аксель
В короткой программе, из-за того, что Туктамышева прыгает каскад из двух тройных тулупов, в то время как Радионова – лутц-тулуп, если обе катаются без ошибок, Радионова выигрывает у Туктамышевой.
С включением в короткую программу тройного акселя, мужского прыжка, который начиная с первых январских дней нового года Туктамышева начала прыгать и планомерно готовит его к шанхайскому чемпионату мира «потому что ей надоело занимать в короткой программе второе, или какое-то еще место», ситуация может измениться.
Тройной аксель Туктамышевой, при том, что Радионова не собирается учить этот прыжок, считая, что он ей не нужен создает потенциально очень серьезный перевес Туктамышевой.
При условии, естественно, что она не будет с него падать.
В любом случае, то, что Туктамышева так серьезно совершенствуется и готова к риску требует соотношения 2:1 в ее пользу.
Без хореографа
У юности, у бьющей через борт энергии и любви к танцу есть свое обаяние. Этим Радионова нравится. И болельщикам, и судьям. У нее есть персональные фанаты не только в Японии, что, в общем, неудивительно, Япония самозабвенно любит многих, но и в Корее, и в США. Да-да, в США, при том, что американцы, в отличие от японцев склонны, скорее любить и поддерживать своих звезд, и у них имеется не самая последняя фигуристка Эшли Вагнер, живет достаточно много персональных почитателей Елены Радионовой.
И все-таки Туктамышева благодаря более продуманным жестам, глубже и точнее попадающим в музыку, выглядит на льду плавно, гармонично, и это выражается в пресловутой второй оценке, окончательно расставляющей всех по местам. Этим она обыграла Елену Радионову в Стокгольме. Это выразилось в тех самых восьмидесяти с небольшим сотых, о которых Елена Радионова вынуждена была сказать: «Это так мало. Это даже не элемент!».
Не элемент. Но в интерпретации музыки и хореографии Туктамышева сильнее. Может быть, вернее, не может быть, а наверняка проблема в том, что у Елены Радионовой до последнего времени… не было постоянного хореографа, а у Туктамышевой – был. Лена мне сказала, что Людмила Власова только недавно стала приходить к ней два раза в неделю. Ну что ж, к Шанхаю по второй оценке Елену Радионову могут подтянуть.
А пока – 1,5: 1 в пользу Елизаветы Туктамышевой.