«А если кто-то в балете решит станцевать голым…». Чемпионат мира в Шанхае – как зеркало русской жизни
Первый
день чемпионата мира в Шанхае для России явно не задался. Лучший наш
танцевальный дуэт – Елена Ильиных и Руслан Жиганшин - пятые после короткого
танца, чемпионы Европы в парном катании Юко Кавагути и Александр Смирнов –
четвертые.
Елена Ильиных, единственная олимпийская чемпионка от России, добравшаяся до Шанхая, но в этом сезоне выступающая уже с другим партнером, Русланом Жиганшиным – ее трудно в чем-то обвинить. Лена с Русланом сделали в коротком танце все, что они в данный момент могут.
И пусть попробует
избавиться от лишнего пафоса итальянский танцор Лука Ланотти, сумеречно
заметивший, что «короткий танец в Шанхае наглядно показывает, кто и сколько
работает на самом деле». Скорее всего, Лука не имел в виду никого персонально,
но обобщать, пожалуй, все-таки не стоило. Ильиных и Жиганшин работали на износ,
но обыгрывать ведущие пары мира они пока объективно не готовы.
Их короткий танец, «Кармен», за который их полюбили
миллионы в этот раз, по замечанию авторитетного тренера Ростислава Синицына,
получился уже не таким страстным. Весь год едва ли не выпрыгивая из костюмов от
желания доказать, что их бывшие партнеры, Кацалапов и Синицина соответственно,
бросили их совершенно напрасно, Лена с Русланом, наверное, морально просто
очень устали.
Тот же Ростислав Синицын откровенно сомневается, что
Ильиных и Жиганшин смогут выиграть в Шанхае медаль. Скорее всего, он прав. Медаль для этой
красивой пары будет чудом, ее отсутствие – объективной реальностью на
сегодняшний день.
Но вот Юко Кавагути и Александр Смирнов – это,
скорее, разочарование. Пара Тамары Москвиной откаталась блестяще, только третий
уровень за вращение довел Смирнова, по
его собственному признанию, «до слез»: «Я расстроился до слез, увидев, что мы
получили за вращение только третий уровень. И я считал, и Юко считала, но,
видимо, недосчитали каких-нибудь пол-оборота».
А главное, что по-настоящему огорчает: у судей
сохраняется тенденция ценить технику выше эстетики. Кавагути и Смирнов должны
были получить значительно больше второй оценкой, но судейских преференций заслуживает атлетизм в
чистом виде. Например, то, что демонстрируют канадцы Дюамель/Рэдфорд, оказавшиеся первыми.
Подлинные ценности уходят в прошлое. Видимо, это
касается не только повседневной русской жизни, но и фигурного катания.
Как же не вспомнить недавний разговор с Александром
Смирновым, точнее, один из его фрагментов, получившийся на удивление
пророческим:
- Китайцы со своими
травмоопасными элементами — становятся модой, трендом. По тому же пути двигается
и канадская пара Дюамель/Рэдфорд. У вас совершенно другое направление. Как вы
сами выразились - «Ленинградский драматический театр». Красивые, захватывающие
программы, с сюжетом, содержанием. Какое из этих принципиально разных
направлений более жизнеспособно?
- Наш с Юко «Ленинградский драматический театр»
- я уверен, что парное катание должно быть именно таким. Но почему-то
судейством это стало меньше цениться. Мы стараемся, тем не менее, делать свои
программы не для судей, а для болельщиков, для истинных ценителей фигурного
катания. Войдем в силу, в полную — сможем что-то и для судей, сделать. Для
судей мы, собственно, уже делаем: элементы. А если рассуждать в целом, в
глобальном смысле, то я считаю, что таких интересных программ, как у нас с Юко,
сейчас больше нет.
- Но они не в тренде —
получается, так. Как вы думаете, почему?
- Тренды бывают разными... Я не думаю, например,
что если в балете кто-то решит станцевать голым, введет вот такое новшество,
остальные должны все бросить и начать танцевать голышом. Мы показываем то
искусство, которое считаем нужным, то, что всегда было и будет приоритетной
ценностью петербургской школы. Ну хорошо, это теперь не модно...
- Классика не бывает модной.
- Совершенно верно. Но и в природе, и в
человеческой жизни, и в фигурном катании все двигается по кругу. Поэтому я
верю, что и на нашей улице наступит праздник.