Алексей Мишин: Когда Туктамышева встала у борта, я видел, что она готова побороться за свое счастье
Профессор
Алексей Мишин, тренер Елизаветы Туктамышевой, сенсационно выигравшей сегодня
короткую программу на чемпионате мира в Шанхае, дал эксклюзивное интервью Sovsport.ru.
-
Алексей Николаевич, я уже успела прочесть в ленте новостей, что вы считаете: у
Елизаветы сегодня фактически отняли мировой рекорд.
-
Нет,
я считаю, интервью нужно начинать не с этого. Лучше спросите у меня: «Вы
счастливы?». И вам отвечу: «Нет, я не счастлив, но я удовлетворен».
Удовлетворен тем, что произошло сегодня. Тем, что Лиза без единой ошибки
откатала очень сложную программу на чемпионате мира, тем, что она прыгнула
тройной аксель. Для меня это означает: мы не живем вчерашним днем, мы не думаем
о том, что же там случилось на Олимпиаде в Сочи. В начале нового олимпийского
цикла думать нужно уже о совершенно других вещах. О том, что случится в Корее.
-
Следовательно, оценки вас устраивают?
- Оценки меня вполне устраивают. Я считаю, что Лизу
оценили по достоинству. Ее оценили достаточно высоко – она заслуживает именно
таких оценок.
-
Мировые рекорды в фигурном катании для вас нечто условное?
- Повторюсь, я думаю совсем о другом. О том, что
девочке из России удалось сегодня новый олимпийский цикл превратить в новую эру. Новую эру в фигурном
катании, в которой девочка из России прыгает сложнейший мужской прыжок –
тройной аксель.
-
Это правда, что Лиза поставила вам, своему тренерскому штабу своего рода
ультиматум: «Без тройного акселя я на чемпионат мира не поеду»?
- Ну, она просто очень эмоциональна, поэтому она
теперь так говорит. Изначально у нас тройной аксель был скорее завлекалочкой
для журналистов. Мы вас им немножко развлекали, подогревали интерес. Но после
Нового года, когда Лиза его, как и обещала, на самом деле начала прыгать его на
тренировках, для меня тройной аксель стал уже серьезным, практически решенным
вопросом. Я был уверен, что теперь его обязательно нужно прыгать в присутствии
зрителей и судей, желательно на чемпионате мира.
-
Теперь, скорее всего, за Лизой потянутся и другие. Кому захочется проигрывать
ей уже в короткой программе по восемь баллов. Как вы считаете, кто из
современных фигуристок еще способен на тройной аксель?
- Дело не в том, кто еще способен, а у кого из
тренеров хватит знаний и умения обучить такому сложному прыжку. Не сочтите мое
заявление нескромным, просто прыжковой технике я посвятил большую часть своей
жизни.
-
Вчера Меган Дюамель, которая является просто непререкаемым лидером парного
катания вместе со своим партнером Эриком Рэдфордом, рассказывала о том, какие
противоречивые чувства бушевали в ее душе перед короткой программой. Это был
целый клубок, начиная с «я была спокойна, уверена в себе и в то же время к
горлу подступала тошнота». В какие-то мгновения ей казалось: она может все, и
буквально тут же накатывала новая волна: «Господи, я не смогу, нет!». Что же
происходило с Лизой?
- Когда Лиза встала у борта, и мы с Татьяной
Прокофьевой давали ей последние наставления, я видел по ее лицу, что она
сосредоточена, полностью себя контролирует, и полностью готова сейчас сама
побороться за свое счастье, и сделать счастливыми всех вокруг, всех нас, ее
тренеров, хореографов…
-
Много было разговоров о том, что взять «Болеро» Равеля после Каролины Костнер
было большой ошибкой. Теперь мы видим, что совсем нет, что «Болеро»
Туктамышевой совсем не похоже на «Болеро» Костнер, как вам удалось внести в эту
старую-старую сказку свежее дыхание?
- Нужно поблагодарить прежде всего Юрия Смекалова,
балетмейстера «Мариинки», который очень помог нам в поисках этого свежего
дыхания в теме «Болеро», и, конечно же, нашего постоянно хореографа Танечку
Прокофьеву. И непременно маму Елизаветы- не столько за то, что она родила такую
талантливую девочку, хотя, конечно же, и за это тоже. Мамы у фигуристов бывают
разными. А мама Лизы – совсем другой человек, она все понимает, во всем готова
помочь тренеру, и это очень важный момент, поверьте. Вообще-то мне как раз
обычно везло с мамами. И мама Жени Плющенко, и мама Алексея Ягудина были просто
замечательными.
-
Это правда, что в качестве образца для «Болеро» Елизаветы была взята балерина
двадцатых годов прошлого века Ида Рубинштейн?
- Да, Лиза специально изучала танец Иды Рубинштейн,
но что именно, какие штрихи ее короткой программы ведут к танцу Рубинштейн я не
могу сказать однозначно, это неуловимая грань.
-
Я знаю, что Евгений Плющенко присутствует на чемпионате мира в Шанхае, он уже
успел поздравить Лизу?
- Пока не успел, но вчера он подходил к нам и
сказал, что будет болеть только за Лизу. Потому что только ее катание он
считает по-настоящему женственным, эталонным в полном смысле этого слова.