Тренер Плющенко и Туктамышевой Алексей Мишин: «Сидеть на Олимпе и бояться турниров мы не будем!»
«Туктамышева всех заразила конкретно»
-
Алексей Николаевич, у вас сейчас проходит сбор в Игоре под Петербургом. Вы уже
успели обмолвиться, когда мы договаривались об интервью, что у вас все
спокойно. Но что-то же, наверное, все-таки происходит?
-
Вы знаете, мы хотим в этом году показать Елизавету в другом образе и над этим
старательно и тщательно работаем. Собираемся воспользоваться как своими
постановочными силами в лице Прокофьевой Татьяны, так и приглашенными
специалистами. Около недели мы провели со Стефаном Ламбьелем, сейчас к нам
присоединиться другой хореограф. Обязательно будет востребовано мастерство
наших старых друзей, балетмейстера «Мариинки» Юры Смекалова, Володи Варнавы…
-
«Коронкой» Ламбьеля всегда были вращения. Можно сказать, что в основном он
работал с Лизой над вращениями?
- Нет-нет. Наш визит с Лизой и Сашей Петровым к
Ламбьелю носил взаимный характер. Ламбьель открыл у себя в Швейцарии, в городке
Шампери академию фигурного катания. И наш приезд привлек достаточно большое
внимание. Ламбьель и работающие вместе с ним тренеры очень заинтересовались
нашими упражнениями. К Ламбьелю приехала и Каролина Костнер. И сразу же
попросилась позаниматься вместе с нашей группой. Я не возражал: «Пожалуйста!».
Каролина очень прилежно изучала упражнения, которые я использовал для всей
группы.
-
Перед Олимпиадой в Сочи, как я помню, вы Костнер отказали, мотивировав это тем,
что не работаете с конкурентами в олимпийские сезоны.
- Сейчас она тоже, видимо, задумывается о тренерской
карьере. А катается просто замечательно, не отягощенная необходимостью прыгать
многооборотные прыжки. Но при этом сказала мне: «Я попробую четверной сальхов».
-
Что Туктамышева со своими тройными акселями с людьми сделала!
-Она заразила многооборотностью конкретно. Причем, в
этом отношении Лиза уникальна. До нее были фигуристки, такие, как, например,
Мики Андо, прыгавшая четверной сальхов, но то скорее были хорошие попытки. А
Туктамышева делает реальные аксели, реальные!
«Я бы не стал ругать восточные мотивы»
-
Но какими теперь будут ее образы? Восточные мотивы остаются в прошлом?
- А я бы не стал ругать восточные мотивы! Эти мотивы
совсем неплохи для фигурного катания. В них есть какое-то своеобразие. И потом,
у нее была одна-единственная восточная музыка. Одна-единственная! А так у нее
были танго, «Besame
mucho»,
она прекрасно нашла себя в «Болеро», специалисты мне даже говорили, что это
одна из лучших коротких программ, которые когда-либо были созданы. В ней все
было настолько все вычищено, подогнано, что ругать ничего не надо… Ни мотивы,
ни «Болеро».
Пока мы с Лизой сделали два новых показательных
номера, в Японии она получала «standing
ovation».
За оба номера. А поиски продолжаются. Одна из моих методик заключается в том,
что я выбираю музыку и начинаю делать из нее показательный номер. А потом
смотрю – пошло, или не пошло. С восточным танцем у нас именно так и было. Если
«Болеро» сразу было определено, как короткая программа, то восточный танец –
это образ, трансформированный из показательного номера. Так что и сейчас мы
делаем несколько показательных номеров, чтобы понаблюдать, какие из них пойдут и
что можно трансформировать в произвольную и короткую программу.
-
А показательные номера, которым в Японии аплодировали стоя – им, на ваш взгляд,
чего-то не хватает, чтобы превратиться в программы?
- Надо посмотреть, прощупать разную аудиторию.
Увидеть эти же номера, плотно заполненные прыжками, в показательных номерах
прыжки тоже присутствуют, но не в той степени. Нужно понять, как выглядит
номер, заполненный семью прыжками, потом посоветоваться с людьми, которым я
доверяю. Выслушаю я и тех, кому я не доверяю, и... сделаю все наоборот!
-
Собираетесь ли вы снова применить с Лизой Туктамышевой «теннисную тактику» -
как можно больше выступлений с самого начала?
- Стартовые условия у Лизы в прошлом году и теперь
немножко отличаются. Они диаметрально противоположны! В прошлом году в начале
сезона она была никто. А сейчас все-таки… Вы знаете. Поэтому и тактика участия
будет несколько другой. Но она не будет заключаться в том, чтобы, дотянувшись
до пьедестала, сидеть на нем, на этом своем Олимпе и бояться турниров. Такого
не будет!
«Новый четверной у Плющенко? Мы уже открыли эту страницу»
-
Временное отсутствие Евгения Плющенко вас, кажется, совсем не беспокоит.
- За двадцать лет нашей совместной работы я отдал
Жене существенную долю… Как бы выразиться поточнее… Своего тренерского
потенциала. В настоящий момент тренировки он проводит фрагментарно. Занимается
медобследованием и у меня просто появляется достаточно времени для того, чтобы
поработать с Лизой и с другими фигуристами. Я слышал такое мнение: «Сила Мишина
не в том, что он хорошо тренирует, а в том, что у него собираются сильные
спортсмены». Так вот, я хочу объяснить. Я тренирую с 1969 года. Это сорок шесть
лет. В течение сорока шести лет у меня появлялись фигуристы, которые явно были
не способны к фигурному катанию в должной мере. Но они тоже добивались хороших
успехов. К чему я все это говорю? Мне интересно постараться и из тех, кто пока
никто сделать «все». И здесь я должен упомянуть моего верного тренерского и
жизненного спутника супругу Татьяну и молодого хореографа Татьяну Прокофьеву,
которая, несмотря на молодые годы, достигла хорошего профессионального уровня.
Достаточного для того, чтобы быть хореографом чемпионки мира.
-
Алексей Николаевич, а вы были не против того, что Женя уехал на такое
количество шоу? С вами это как-то согласовывалось?
- Дело в том, что Евгений в списке моей группы имеет
совершенно особое положение. Это молодой человек, у которого четверо детей.
Двое своих, и двое усыновленных. На его плечах мама с папой, сестра со своей уже
семьей. Строить с Женей взаимоотношения по принципу «Я начальник, ты дурак!»,
было бы совершенно неправильно. Он уже умудрен не только фигурным катанием, но
и жизнью. Я ему доверяю во всех вопросах выбора жизненной судьбы. Я помню, как
в свое время Женя позвонил мне и спросил: «Алексей Николаевич, вы сидите, или
стоите?». Я отвечал: «Сижу. В автомобиле». «Остановитесь где-нибудь, чтобы не
попасть в аварию». Остановился… «Я женюсь!». Когда-то это была отеческая опека,
а теперь – взаимоотношения двух мужчин, и оба - взрослые.
-
То, что Евгений Плющенко не заявлен ни на один Гран-при… Что это означает?
- Он и не мог быть заявлен. Он не имеет прав на
запланированное участие. Рейтинг… В Москве организаторы могут допустить кого
пожелают, на других этапах Гран-при это невозможно. А Лиза поедет в Канаду и во
Францию, это не лучший вариант, нам больше хотелось сориентироваться на Японию
и Китай, но там уже есть один призер чемпионата мира в женском одиночном
катании, а из остальных комбинаций оставалась только Канада и Франция. Впрочем,
они тоже были для Лизы в свое время удачными.
-
Но где-то ваш всем известный ученик выступит?
- Напишите вот что: я был приятно обрадован тем
уровнем спортивной формы, которую Женя продемонстрировал в Японии. Он делал по
два-три тройных акселя, восстановил четверной прыжок, который он всегда
исполнял абсолютно правильно. С таким арсеналом, - с тремя тройными акселями и
четверным, - он уже представляет собой силу при том уровне мужского катания,
какой присутствует в России. Поэтому не о том идет речь, чтобы бояться
выступить, или не бояться. Но о том, стоит ли вступать в «президенскую гонку»,
планируя трехсезонный марафон, или не стоит!
-
Женя сказал, что нужно выучить новый четверной. Вы, как авторитетный специалист
по прыжкам можете ответить на вопрос: возможно ли это в его возрасте, и нужно
ли ему это?
- У нас на старте сезона уже было обращение к
четверному лутцу. Потому что никакой другой четверной прыжок, – ни сальхов, ни
даже риттбергер, - не производит впечатления. А четверной лутц мог бы иметь
такой же вес, как и тройной аксель у Туктамышевой. И мы на сборе в Петербурге
уже открыли эту страницу…