Елена Радионова: Устала говорить, на сколько сантиметров я выросла!
Наверное, самым ярким впечатлением от московского турнира Гран-при стала победа российской фигуристки Елены Радионовой. Если в начале сезона все говорили про Лену фразами типа «как она изменилась и повзрослела», то сейчас - «как же она красиво катается». А еще поразили слезы, которые бронзовая медалистка чемпионата мира-2015 не могла сдержать ни после короткой, ни после произвольной программы.
- Это были слезы радости, - признается Лена, когда мы начинаем интервью. - От того, что я смогла перебороть себя, смогла доказать прежде всего себе, что я могу бороться со всеми трудностями. Я ведь на предыдущем этапе в Китае выступила так плохо, как уже давно не выступала. Очень расстроилась. Но смогла собраться и откатать чисто свои программы. Вспомнила ту Лену, которая была. Это был крик души. Такой порыв эмоций, которого еще никогда, наверное, не было. Особенно когда после произвольной программы я увидела, как зал встает... Честно сказать, это словами не передать. Это те минуты, ради которых стоит жить.
- То «плохо» в Китае — это ведь было третье место. Неужели одна бронза могла посеять в вас такие сомнения и переживания?
- Дело не только в китайской бронзе. У меня в начале сезона была травма, из-за которой я не смогла поехать на свой первый турнир в Финляндию. В Китай я поехала без тренера (Инны Гончаренко — прим.ред.), и поэтому мне было там очень тяжело. Я с детства тренера не меняла, и никогда такого не было, чтобы я выступала хоть раз без нее. Мы с ней были на связи, обменивались смсками, но все равно, это был, скажем так, легкий шок — что делать, как быть дальше... И для меня все это стало очень серьезным уроком. Я теперь научилась больше себя контролировать, концентрироваться на прокате. В Москве Инна Германовна даже меньше мне что-то говорила, потому что видела — я сама собранная, сама могу себя настроить. Раньше она мне всегда все говорила, а сейчас увидела, что я могу сама. Думаю, ей было очень приятно, потому что в конце она тоже еле сдерживала слезы. Потому что знает, как это все далось.
- Вы же буквально накануне отлета в Китай узнали, что Инна Германовна с вами не полетит?
- Да, вечером нам улетать, а утром она попала в больницу. Пишет мне: Лена, утром я не приду, может быть, приеду сразу в аэропорт. А потом написала, что вообще не полетит.
- Тренер для вас ведь как вторая мама...
- Конечно. Я с самого детства с ней, и вижусь с ней даже больше, чем со своей мамой, я же целый день на катке. Но, наверное, через такое надо пройти. Я стала более уверенной в себе. И тем более когда она была со мной снова рядом. Теперь я знаю, в каком состоянии мне надо быть перед прокатом. В Китае перед короткой программой я себя чувствовала отлично, а Инна Германовна сказала, что я была очень вялая. В произвольной программе я уже была настроена по-другому и откатала нормально.
«Период взросления надо перетерпеть — и все будет хорошо»
- Вы сказали, что в Москве хотели вспомнить ту Лену, которая была раньше. Но ведь той Лены больше нет — вы повзрослели, и это очень сильно заметно.
- У меня есть такое ощущение, что я взрослею, но значимых изменений я, честно сказать, не вижу. Да, мне все говорят, когда меня видят — о, Лена, ты так выросла! Я уже даже устала отвечать на вопросы, на сколько сантиметров.
- А внутри какие-то изменения ощущаете? Некоторые фигуристы говорят, что когда взрослеют, им хочется все бросить и пойти гулять.
- Нет, у меня такого нет. Да, бывает, что-то получается, что-то нет, но это нормально. Этот период надо просто пройти, перетерпеть его — и все будет хорошо.
- Почему у вас в нынешнем сезоне обе программы какие-то надрывные?
- Так получилось. В произвольной Инна Германовна предложила взять песню из «Титаника» со словами. Она мне всегда очень нравилась. И, мне кажется, эту тему никто из фигуристов не брал. По крайней мере, я не видела ни у кого. И это, я думаю, интересная идея. А короткую программу предложил Николай Морозов. Музыка Je T'Aime очень сильная, она мне подходит, и мне под нее очень нравится кататься. Я ее внутри чувствую.
- Но это же очень взрослая песня. Понимание совпало с вашим взрослением?
- Да, видимо так.
- Неужели у вас в жизни есть переживания, которые заставляют так эту музыку чувствовать?
- Нет, в жизни у меня, слава Богу, все нормально.
«Обиды, что не выступила в Сочи, никакой нет»
- Почему вы назвали вашу победу на московском Гран-при похожей на победу на Олимпиаде?
- Потому что это победа над собой. Эйфория, буря эмоций... Меня так все захлестнуло, поэтому я так и сказала.
- А я подумал: наверное, это из-за того, что вам до сих пор обидно, что вы не попали на Олимпиаду в Сочи из-за возрастного ценза...
- Нет, обиды у меня никакой нет. Я всегда говорила — как все должно быть, так оно и есть. Ким Ю На, Мао Асада — они ведь тоже не попали на туринскую Олимпиаду в 15-летнем возрасте, хотя могли бы там добиться хорошего результата. И ничего страшного. Ким Ю На стала олимпийской чемпионкой, а у Мао Асады посмотрите какая насыщенная карьера! Она стала легендой фигурного катания. Поэтому, я считаю, все идет так, как и должно быть.
- Вы, кстати, сочинскую Олимпиаду, в которой не смогли поучаствовать, смотрели?
- Конечно! Меня же пригласили на показательные выступления на Олимпиаде, я приехала заранее, посмотрела соревнования девочек. Так что никакого расстройства у меня там не было, все было совершенно спокойно.
- Вам Олимпиада — прошлая или будущая — снится?
- Нет, мне вообще редко снятся сны. Сплю спокойно.
«С адекватными болельщиками мне повезло»
- Лена, сейчас очень многие фигуристы общаются с окружающим миром через программу «Перископ», и вы в их числе.
- Мне кажется, это очень интересно людям. Узнать, как проходит наша жизнь, наши тренировки. Ведь обычно на нас смотрят, только когда мы выступаем.
- И вам такое общение интересно?
- Конечно! Люди задают вопросы, я на них отвечаю. Мне кажется, это весело.
- Иногда попадаются не совсем адекватные люди в этих «Перископах».
- Нет, мне всегда только адекватные пишут. Мне с этим, видимо, повезло.
- Ощущения дискомфорта из-за того, что вы приоткрываете завесу над частной жизнью, нет?
- Ну я же не всю жизнь показываю. Я пытаюсь делать интересные видео. Не просто «вопрос — ответ». Хочу поделиться тем, как у нас проходят разные мероприятия. Например, показывала, как проходила тренировка показательных выступлений на Гран-при, сделала видео с банкета. И в «Инстаграм» пытаюсь выставлять фотографии, которые интересны людям.
- Напрямую общаетесь с болельщиками в соцсетях?
- У меня очень мало свободного времени. Так что не очень успеваю отвечать на письма. Поэтому и считаю «Перископ» очень удобной вещью — и тем более одно дело писать, а другое дело сказать. Это намного быстрее происходит.
«И без тройного акселя мой арсенал достаточно сильный»
- Сейчас очень много говорят про тройной аксель в женском катании. Вы, насколько я помню, говорили так — он вам пока не нужен.
- Моя позиция не изменилась. Считаю, что мне много других вещей надо усовершенствовать. Катание, прыжки, вращения... Очень много впереди работы. Да и сейчас, в Москве, выиграла же я без тройного акселя?!
- То есть и дальше, думаете, нынешнего технического арсенала хватит?
- Мне кажется, он у меня достаточно сильный. Два каскада «3-3» в программе, много прыжков во второй части.
- Артистически, как считаете, вам есть еще куда расти?
- Красиво кататься хочу. Как Ким Ю На, Мао Асада, Патрик Чан, Каролина Костнер... Это люди... даже не знаю, как это сказать... Фигуристы с большой буквы! Их катание завораживает. И мне хотелось бы выйти на такой уровень.