Тотьмянина и Маринин уходят к Москвиной?

null
news

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

На чемпионате Европы, завершившемся на днях в шведском городе Мальме, российские фигуристы завоевали золотые медали во всех четырех видах программы. В парном катании победу одержали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, подопечные олимпийского чемпиона Олега Васильева, представившие сенсационную композицию «Cotton club», содержащую танцевальные элементы. Постановку осуществил знаменитый итальянский хореограф, бывший премьер театра Ла Скала Джузеппе Арена.

ХОЛОДНЫЕ ОТКЛИКИ

В беседе с корреспондентом «Советского спорта» Васильев сказал:

— Мысль обратиться к новаторскому стилю пришла мне давным-давно, когда Таня с Максимом еще не приехали ко мне в Чикаго (спортсмены ушли к Васильеву от тренера Натальи Павловой в феврале 2001 года. – Прим. авт.). Я мечтал познакомиться с Ареной. Это произошло, когда ребята уже катались у меня, и я предложил Джузеппе поработать с моей парой. Ему это предложение показалось любопытным, потому что до сих пор ему приходилось сотрудничать лишь с танцорами и одиночниками, и он решил попробовать свои силы в новом для себя виде фигурного катания.                          

— Арена — известный выдумщик. Вас не смущало, что программа получится слишком навороченной?

— А я этого и хотел — повернуть нашу дисциплину не в сторону четверной подкрутки и выбросов ультра-си, а в сторону интересного катания. К сожалению, фигурное катание в целом и наш вид, в частности, теряют свою суть — катание. Появились сложные элементы, а основной смысл теряется. Для этого есть свои субъективные и объективные причины, но факт остается фактом: катания становится меньше, а прыжков больше. Мы взяли лучшие танцевальные элементы: шаги, скольжение, синхронность, музыкальность. Но при этом все время сверялись с правилами Международного союза конькобежцев, поскольку ограничений очень много.

— Существовала опасность того, что новинку воспримут с прохладцей?

— Конечно. Более того, я был уверен в правильности выбора только на пятьдесят процентов. И, честно говоря, на первых соревнованиях, этапе «Гран-при» в американском Спокане, мы имели очень холодные отклики наших судей и нашего руководства. А зарубежные коллеги, напротив, были в восторге. Они сразу увидели, что из этой программы получится хит.

— Обычно тренеры прислушиваются к мнению своих судей и вносят в программы коррективы.

— Я в Чикаго работаю. От меня национальная федерация фигурного катания далеко. Мы ничего не поменяли.

— Как вы думаете, в следующем сезоне эту программу возьмут на вооружение другие пары?

— Трудно сказать. Народ должен понять, принять или отвергнуть это. К тому же сомневаюсь, по силам ли окажется другим парам такая постановка, потому что в процессе тренировок Тотьмянина и Маринин несколько месяцев не могли откатать одну часть программы от начала до конца. Это было сложно даже для них. И было потрачено немалое количество часов, чтобы разучить, допустим, дорожки шагов.

ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ

Как мы уже сообщали, Васильев ведет заочную дуэль с Тамарой Москвиной. По словам Олега, его бывшая наставница пытается переманить к себе Тотьмянину и Маринина, оказывая психологическое воздействие на Танину маму, оставшуюся в Санкт-Петербурге. Недавно Москвина вернулась домой, в Питер, из Хакенсака, штат Нью-Джерси, где тренировала на протяжении последних четырех лет. А 15 февраля из США окончательно возвращается ее муж Игорь Борисович Москвин (тренер Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, Игоря Бобрина и т. д. — Прим. авт.). Для звездной четы с Америкой покончено, возможно, навсегда.

Именно Москвина определила Тотьмянину и Маринина к Васильеву, с которым поддерживала дружеские отношения как с одним из своих любимых учеников. Таня и Максим дважды просились к Тамаре Николаевне, но она не могла откликнуться на их просьбу, так как против этого возражали ее главные воспитанники Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. В сложившейся ситуации кандидатура Васильева показалась ей наиболее подходящей: талантливая пара находится в «своих» руках, под боком, и в случае чего не составит труда ее увести. Но не учитывалось то, что спортсмены будут глубоко преданны своему новому тренеру, а Таня вообще смотрит на него романтичным взглядом.

Впрочем, Москвина уверяет: «Я не предпринимаю попыток забрать пару. И не вела переговоры с мамой Тотьмяниной по поводу ее дочери, как это, насколько я знаю, преподносят. Просто летом встречалась с ней и родителями других фигуристов, как это обычно делаю, и поинтересовалась у них, как дела. Я же не виновата, что родители сами ищут встречи со мной, потому что, естественно, хотят, чтобы их дети получили «высшее образование».

Москвина, заявившая, что после ухода Бережной и Сихарулидзе в американское шоу «Stars on ice» как минимум на два года она больше не будет работать в спорте. Однако изменила свою точку зрения: «Я продолжаю тренировать. Объявила набор в свою группу. Приглашаются все желающие. Наберу большой коллектив, а после буду производить отсев, таков закон джунглей. Вот если Тотьмянина и Маринин будут неуютно чувствовать себя в Америке и захотят вернуться, тогда – другое дело…».

Возвращение первой леди парного катания, безусловно, радостное событие. Без идей Тамары Николаевны, ее фирменных постановок на грани фола (взять, к примеру, «Чаплина» Бережной — Сихарулидзе в сезоне-2000/2001) стало скучно. Пожалуй, только коллеги не рады ее возвращению. И в первую очередь еще одни питерские «мэтры» — супруги Людмила и Николай Великовы. Ведь ходят слухи, что в случае неудачи с Тотьмяниной и Марининым Москвина приберет к рукам их пару, третий номер российской сборной Юлию Обертас — Алексея Соколова, ставших на чемпионате Европы пятыми.

Кроме того, в январе 2004 года в городе на Неве откроется спортивная академия с шикарным катком, где будет править бал Москвина. «Мы не знаем, сможем ли работать на этом льду, — признался Великов. — У нас же очень просто затоптать людей. Разумеется, мы стараемся этого не допустить, но все может быть. Возможно, нам даже придется уехать из Питера».

Москвина же парирует любые атаки абсолютно логичным вопросом: «Меня не было в стране четыре года. Никто вам не мешал готовить чемпионов, показывать высокие результаты. И где они?»

Собственно, за время отсутствия Москвиной Мария Петрова и Алексей Тихонов, воспитанники Великовой, выиграли чемпионат Европы 1999 года в Праге и чемпионат мира 2000 года в Ницце. Но в первом случае Бережная — Сихарулидзе снялись с соревнований из-за гриппа, а во втором Лену дисквалифицировали за применение эфедрина, содержавшегося в лекарстве от насморка.

ШОУ ТЕРПЯТ УБЫТКИ

Москвина не скрывает, что Бережная и Сихарулидзе снова хотят кататься в любителях, хотя, повторим, они не собирались этого делать раньше сезона-2004/2005.

Что заставило популярную пару прийти к такому решению? Некоторые секреты профессионального бизнеса нашему корреспонденту раскрыл нью-йоркский агент по фигурному катанию Ари Закарян: «В США интерес ко всякого рода шоу, в том числе и ледовым, катастрофически падает. Это связано с депрессией и экономическим спадом, которые наблюдаются в этой стране уже два года. Самое сильное шоу «Stars on ice» олимпийского чемпиона Скотта Хэмильтона терпит колоссальные убытки. Сейчас артисты находятся в зимнем туре, ежемесячно теряя по полмиллиона долларов. А в прошлом году финансовые потери составили 6 миллионов. Не исключено, что это шоу вообще прекратит свое существование. Угасает популярность и традиционного тура Тома Коллинза, собирающего всех звезд. Если, скажем, в минувшем сезоне его команда гастролировала более четырех месяцев и дала 93 представления, то в этом продюсер представит укороченный вариант — 31 выступление. Так что прославленным чемпионам, сохранившим статус любителей (к таким относятся Бережная — Сихарулидзе и Алексей Ягудин. — Прим. авт.), есть смысл поразмыслить над тем, не вернуться ли в родные пенаты, пока не утрачен технический арсенал».

Новости. Фигурное катание