Такие разные девочки Этери. Работа Тутберидзе – это не клонирование фигуристок

Размышления о том, как россиянки из ТШТ, повлияли на международный спорт.
news

Их узнавали из тысячи – по скольжению, движению рук, складности программ и даже по причёске или взгляду. Они выигрывали крупнейшие старты, ставили рекорды и делали то, о чём раньше в спортивном мире можно было только мечтать. Они – фигуристки из группы Этери Тутберидзе.

Юлия Липницкая, «девочка в красном пальто» и первый масштабный успех Этери Тутберидзе

15-летняя Юлия Липницкая, красное платье, пронзительный саундтрек к «Списку Шиндлера» и взгляд на трибуны из-за плеча – одни из первых ассоциаций, которые приходят в голову, когда кто-то произносит «Сочи-2014». Тогда, пожалуй, и зародился грядущий бум фигурного катания в России. А ещё во время той домашней Олимпиады мир узнал имя Этери Тутберидзе. Мало кто пока догадывался, как сильно она повлияет на отечественный и международный спорт, но многие восхищались выступлением её ученицы. У видео произвольной Юлии в рамках командного турнира на YouTube сейчас 24 млн просмотров. Для сравнения: первое выступление Камилы Валиевой на Олимпиаде в Пекине набрало 4,8 млн, а победный прокат Алины Загитовой – 14 млн.

В далеком 2014-м Даниил Глейхенгауз ещё не ставил программы спортсменам из ТШТ – «Список Шиндлера» Липницкой создавал Илья Авербух. Тутберидзе рассказывала, что Юлия не раз смотрела этот фильм и сама выбрала эту музыку и образ «девочки в красном пальто». Тренер прислушалась к мнению ученицы, несмотря на опасность обращения к такой серьёзной и глубокой теме – и благодаря этому появилась легендарная программа. «Список Шиндлера» снова поднял фигурное катание на уровень чуть выше, чем обычные соревнования. Интерпретация темы Холокоста и собственных впечатлений о фильме, созданная Липницкой, Авербухом и Тутберидзе, тронула даже Стивена Спилберга, режиссёра картины.

Этери_Тутберидзе_и_Юлия_Липницкая_Фото_Getty_Images.webp
Источник фото: Getty Images

Следующие сезоны после Олимпиады, вплоть до завершения карьеры в 2017 году, были для Юлии сложными. Прокат на этапе в Москве врезался в память многих: судороги, остановка программы, потом её продолжение через боль, слёзы и последнее место в таблице. Сравнение карьеры Липницкой с падающей звездой, светившей ярко-ярко, но быстро погасшей, стало уже хрестоматийным, однако оно всё ещё остается точным. Но её «девочка в красном пальто» всё ещё остаётся эталоном программы, словно классический фильм, который родители показывают детям, чтобы влюбить их в кино, только в этом случае в фигурное катание.

Евгения Медведева, Алина Загитова и техническая «революция»

С технической «революцией» в фигурном катании традиционно связывают знаменитое трио ТЩК. Но в России спортсменки начали её за один олимпийский цикл до этого. В сезоне после Олимпиады-2014 блистала Елизавета Туктамышева: она достаточно стабильно исполняла тройной аксель –– прыжок, подвластный немногим, особенно тогда. В 2015 году на взрослые старты вышла Евгения Медведева, окончательно укрепив главенство российских фигуристок на международной арене.

Два серебра Олимпиады, два золота чемпионата мира и более 10 мировых рекордов – всё это про карьеру Евгении. Медведева открыла новую страницу сторителлинга в программах: это и знаменитое «спасибо» во время короткой River Flows In You, и история про теракт 9/11, рассказанная в произвольной того же года – в ней изюминкой была загадка о том, что же сказали Евгении в конце во время «телефонного звонка», ответ на которую оставался на усмотрение смотрящего. Кроме того, Медведева и Тутберидзе усложнили программы, научившись практически по максимуму использовать контент с тройными прыжками без ультра-си. Тогда сложные каскады спортсменки с тано и риппонами, то есть с одной или двумя поднятыми руками, были козырем и сильно удивляли зрителя, не до конца привыкшего даже к такому количеству комбинаций с лутцем и флипом.

Этери_Тутберидзе,_Алина_Загитова_и_Евгения_Медведева_Фото_Getty.webp
Источник фото: Getty Images

Ещё дальше в этом продвинулась Алина Загитова. После олимпийского сезона с той знаменитой «дуэлью» двух воспитанниц Тутберидзе в ISU даже изменили правила – теперь переносить все прыжки во вторую часть программы, как это делала Алина, нельзя. А ещё Загитова стала систематически исполнять в программах свой коронный каскад лутц-риттбергер, причём на тренировках он не ограничивался двумя прыжками – видео, где фигуристка после лутца прыгает комбинацию сразу из нескольких риттов, облетело весь интернет.

Анна Щербакова, Александра Игнатова (Трусова) и эпоха ультра-си

В тот момент, когда Медведева покоряла международные старты, а Загитова готовилась выйти на взрослый уровень, равняясь на свою коллегу по команде, на льду «Хрустального» ещё более юные Анна Щербакова и Александра Игнатова (тогда ещё Трусова) сделали то, что изменило женское фигурное катание навсегда.

Русская ракета, Королева квадов и просто легенда – именно Александра Трусова стала первой фигуристкой в истории, исполнившей четверные на соревнованиях ISU. Именно она впервые среди женщин прыгнула и пять квадов в одной программе.

«Я всегда хотела делать то, что не делает никто. Но сначала мы не думали о четверных – я хотела прыгнуть тройной аксель. Долго просила об этом Этери Георгиевну, и, наконец, она сказала: «Давай», – рассказывала Трусова в 2018 году в интервью «Советскому спорту».

С акселем не пошло, а вот с четверными получилось – в апреле 2017-го Александра прыгнула на тренировке свой первый четверной сальхов, ей было 12 лет.

Александра_Трусова_Фото_РИА_Новости.webp
Источник фото: РИА Новости

В конце сезона-2019/2020 Трусова ушла из команды Тутберидзе, но вернулась перед олимпийским сезоном. Тогда Александре поставили программы, которые продолжали раскрывать её не только как прыгающую фигуристку, но и как сторителлера. «Фрида» и «Круэлла» стали одними из лучших в карьере – они так же попали в характер Трусовой и нерв её «прыжковой революции», как когда-то «Игра престолов». При этом в них было место, где можно показать и навыки катальщика (особенно это касается короткой). Работу над второй оценкой демонстрировала и короткая сезона-2020/2021, поставленная у Плющенко, но «Фрида» помогала фигуристке показать ещё и свою индивидуальность. Олимпиада в Пекине прочно закрепилась в сознании многих любителей фигурного катания как синоним слова «неоднозначность» и «противоречивость». Для Александры, завоевавшей серебро, этот старт тоже был непростым, как и для остальных девочек, но всё же она, вне зависимости от места в турнирной таблице, навсегда вошла в историю как первая спортсменка, сделавшая то, о чём лет пять до этого даже мечтать было сложно.

Анна Щербакова свой первый четверной прыгнула в 12 лет, как и Александра. На одной из тренировок Тутберидзе сказала спортсменке: «На четверном прыжке надо максимально высоко выталкиваться и сразу резко вкручиваться».

«Видимо, бесстрашие играло свою роль. Я планировала пойти в тройной прыжок, просто максимально высоко вытолкнулась, скрутилась и не раскрывалась на выезд. И вот так, с первой попытки, совершенно случайно, сама того не ожидая, я вошла в четверной прыжок», – говорила Анна в эфире «Матч ТВ».

Покорять невиданные до этого технические высоты Щербакова и Трусова продолжали вместе. Анна даже рассказывала, что это она первой выехала четверной на тренировке, добавляя: «Но для спортсмена главное – соревнования. Что там было на тренировках – остаётся на тренировках». Однако судьба решила испортить идиллию прогресса: в 2017 году Щербакова сломала ногу – восстанавливаться пришлось тяжело и долго. Вернувшись на лёд, фигуристка вернула четверные и начала исполнять их на стартах, но, как подчёркивает сама Анна, тогда «это уже никого не удивляло».

Анна_Щербакова_и_Александра_Трусова_Фото_РИА_Новости.webp
Источник фото: РИА Новости

И всё же рекорды Щербакова, конечно, тоже ставила – в 2018 году она впервые в истории женского одиночного катания исполнила два четверных лутца в одной программе. Но удивляло другое – то, как на протяжении нескольких сезонов она совмещала технику и компоненты, как рассказывала через свои программы истории так, что они становились понятны на эмоциональном уровне, как при самых разных ситуациях сохраняла спокойствие, такт, уважение к соперникам и тренерам, как могла в нужный момент собраться, не просто показав максимум, а умножив его на два.

Вспомним чемпионат России в конце 2020 года – тогда Анна ещё не успела восстановиться после пневмонии, все вокруг уговаривали её сняться, но она с привычной ей собранностью и уверенностью выдала два потрясающих проката, от которых плакали не только трибуны, но и тренеры, и в итоге выиграла старт. Такое выступление – квинтэссенция спортивного характера Щербаковой. И он привёл Анну к самым престижным вершинам – золотым медалям чемпионата мира и Олимпийских игр. А её программы, поставленные штабом Тутберидзе, точно вошли в золотой фонд.

Камила Валиева, феномен фигурного катания

Если уже в 2018 году четверные, исполненные женщинами, не шокировали так сильно, как раньше, то что тогда говорить про олимпийский цикл перед Пекином. Но в мире фигурного катания последних лет без сенсаций никуда – ровно в этот момент в медиаполе появилась Камила Валиева. Сначала как перспективная юниорка, которую многие узнали после завораживающей «Девочки на шаре», а после – как уникальное явление и феномен. Объяснить по пунктам, почему Камила – такая фигуристка, какой ещё не было, – это словно пытаться разложить по крупицам картины Пикассо или Моне. Краски всё те же, что и у многих других спортсменов нынешнего поколения: ультра-си, скольжение, растяжка. Но у Камилы всё это доходило до абсолюта, до иной формы совершенства и красоты – такой, что на выходе получилось гипнотическое и неповторимое катание.

Камила Валиева. Фото РИА Новости.webp
Источник фото: РИА Новости

Произошедшее с Валиевой в Пекине – до сих пор «загадка чёрной дыры» (как и то, что было после, включая фантомного дедушку и отсутствие чётко выстроенной линии защиты), которую пока полностью понять и осмыслить практически невозможно. Парадоксально, что это случилось именно с Камилой, ведь, как писал классик, «гений и злодейство – две вещи несовместные».

Аделия Петросян, новый лидер российской женской одиночки

Отечественное фигурнокатательное сообщество все эти три года отчаянно пыталось восстановиться от февраля 2022-го, а в это время на горизонте уже замаячила новая Олимпиада в Милане. Главным претендентом на заветную путёвку на квалификационный турнир от одиночниц называют Аделию Петросян, ещё одну ученицу штаба Тутберидзе, наследницу традиций российского женского фигурного катания последнего десятилетия.

«Когда я была маленькой, как раз Женя Медведева каталась. Её программы я знала практически наизусть. Она поражала стабильностью, я хотела кататься так же надёжно и красиво», – рассказывала Петросян в интервью журналу «Московский фигурист».

При этом Аделия обладает чётко выраженной индивидуальностью – смелая, порой даже дерзкая, как на льду, так и в жизни, смешная, но в то же время мудрая. А на нынешнем российском льду – ещё и непобедимая. Отвечая на вопрос про любимых книжных героинь, Петросян поделилась, что ей нравятся яркие, смелые, эмоциональные женские персонажи, которые любят жизнь и борются за неё. Все эти качества присущи и самой спортсменке.

Аделия_Петросян_Фото_РИА_Новости (3).webp
Источник фото: РИА Новости

Ещё Аделия умеет открыто говорить о своих мыслях и переживаниях. Например, сейчас они обращены к международным соревнованиям.

«Появилась надежда. Вместе с этим я чувствую страх, что так и останусь только с российскими титулами. Вдруг форма уйдёт или у меня просто не будет возможности выступить на международном уровне. А значит, в международной истории спорта я буду никем. Как будто меня и не было никогда», – говорила спортсменка в интервью «РИА Новости».

Хочется верить, что мир увидит Аделию Петросян так же, как когда-то смотрел на Юлию Липницкую, Евгению Медведеву, Алину Загитову, Александру Трусову, Анну Щербакову и Камилу Валиеву. Они творили «революцию» – каждая по отдельности, а главное – все вместе, равняясь друг на друга и не слушая многочисленные высказывания от Амбриджей спортивного сообщества про «прогресс ради прогресса». И, перефразируя известное выражение, раз за разом казалось, что потолок достигнут, но сверху всегда стучались.

Заглавное фото: РИА Новости
Новости. Фигурное катание