ЭКОНОМИКА И СПОРТ

Полноправный владелец футбольного «Торпедо» АО «Лужники» — уникальное явление в нашей стране. Да и в мире тоже. Вынужденная выживать в жестких условиях российского рынка эта коммерческая организация вопреки всему процветает, зарабатывая деньги не только на обеспечение своей повседневной деятельности, но и на развитие инфраструктуры.

1000 ГОЛОВ СКОТА

АО «Лужники» – это социально-спортивный холдинг, в который входит ряд дочерних независимых организаций, обслуживающих его деятельность. Это рекламное информационное агентство «Лужники», частное охранное предприятие «Гарант». Особое общество с ограниченной ответственностью занимается уборкой территории, за подготовку футбольных полей отвечает «Лужники-Экология». В холдинг входят также строительная и страховая компании, банк. Наконец, «Лужникам» принадлежат 95 процентов акций ФК «Торпедо». В других фирмах присутствие АО измеряется 35—100 процентами. 5 процентов акций — в «Лужники-Альянсе». Эта компания занимается строительством, сельским хозяйством, торговлей, сдачей в аренду помещений. Ей принадлежит совхоз в Калужской области, где имеются более 5000 га земли, на которых выращиваются зерновые культуры, овощи, фрукты. Есть свиноферма, коровники, численность скота — более 1000 голов. «Лужники» получают первичный продукт сельскохозяйственного производства, для того чтобы, минуя посредников, мы могли иметь мясо, овощи, ягоды, фрукты. Ведь на территории спорткомплекса находится более 40 точек общественного питания – ресторанов, буфетов, кафе. И они получают необходимые продукты по их себестоимости.

НЕ СПОРТОМ ЕДИНЫМ

55 процентов дохода приносит основная деятельность — проведение спортивных, зрелищных мероприятий, сдача в аренду площадей и сооружений. Впрочем, благополучие «Лужников» зависит не только от спорта и зрелищ. Руководство акционерного общества во главе с гендиректором Владимиром Алешиным ищет дополнительные источники финансов, диверсифицирует свою деятельность, делает ее многообразной.

Вещевой рынок приносит порядка 45 процентов от общего дохода. Эти деньги идут на компенсацию потерь в других направлениях деятельности АО. Ведь «Лужники» платят налоги, как обычное промышленное предприятие. Какой может быть доход с футбольного поля зимой, когда оно находится под снегом? Однако налог исправно платится, осуществляются все коммунальные платежи. И льгот никаких нет. По словам Владимира Алешина, если бы «Лужники» устанавливали цены на билеты, исходя из затрат на подготовку и проведение футбольного матча, то они составляли бы не 50 рублей, а 50 долларов.

После того как в прошлом году вещевой рынок был удален с территории спорткомплекса «Лужники», доходы с него сократились где-то на 35 процентов. Руководство АО «Лужники» сейчас не занимается рынком, но оформило отношения с управляющим компании, которая за него отвечает, и каждый месяц по договоренности получает определенную сумму отчислений независимо от того, как складываются финансовые дела у хозяев вещевой ярмарки.

УЕФА ЗАПЛАТИТ 204 ТЫСЯЧИ ЕВРО

Между прочим, «Лужники» первыми в стране занялись непрофильной для спортивного сооружения деятельностью – организацией вещевой ярмарки, первыми соорудили крышу над стадионом, первыми доказали, что спортивные услуги могут быть товаром. Наконец, впервые именно здесь, на главной арене стадиона, появилось искусственное покрытие. Владимир Алешин уверен, что именно за такими полями – будущее. Уже сейчас синтетическое покрытие практически ничем не отличается от своего естественного аналога. Технологии будут развиваться, и со временем футбол без синтетики уже нельзя будет представить. Показательный пример: совсем недавно, в мороз, на лужниковском поле чемпион России «Локомотив» сначала провел тренировку, а затем — контрольную игру со смоленским «Кристаллом». Звезды «Локо» дали высокую оценку газону.

«Лужники» впервые в стране построили искусственные поля с подогревом. Это дает возможность эксплуатировать их круглый год, получая постоянный доход. Спорткомплекс является участником эксперимента УЕФА, в котором также участвуют стадионы Турции, Франции и Австрии. За газон на Большой спортивной арене УЕФА заплатит «Лужникам» 204 тысячи евро. Кстати, благодаря эксплуатации трех полей с синтетикой АО уже заработало порядка 150 тысяч евро на строительство четвертого.

По словам Алешина, в 2002 году прибыль АО «Лужники» составила около 100 миллионов рублей. Доходы – 610 миллионов, а расходы – 510 миллионов. «Лужники» в плане экономики – уникальное предприятие. Нет ничего подобного не только в России, но и в мире.

Как правило, спортивные комплексы существуют за счет дотаций. Например, спорткомплекс «Олимпийский» в Мюнхене ежегодно получает из федерального бюджета 45 миллионов марок. «Стад де Франс» в Париже содержит французское правительство. Многим зарубежным специалистам непонятно, как «Лужникам» удается быть рентабельными и платить все налоги. Более того, содержать футбольный клуб «Торпедо»! В Германии, например, это по силам только крупным предприятиям. Концерн «Байер» владеет и стадионом, и футбольной командой. При этом за рубежом затраты на содержание стадиона и футбольной команды вписываются в расходную часть бюджета предприятия, следовательно, не облагаются налогом. У нас это запрещено. Стадион и команда существуют за счет прибыли, а затраты на их содержание еще и облагаются налогом.

ЛЮБОПЫТНО

На территории спортивного комплекса «Лужники» планируется строительство 4-звездочного отеля, аквапарка. При этом в своих начинаниях АО ощущает поддержку основного акционера – правительства Москвы (ему принадлежат 49 процентов акций). Кстати, в совет директоров, состоящий из 7 человек, входят два представителя городской власти.