ЭКОНОМИКА И СПОРТ

Благополучие легендарного спорткомплекса стало возможно благодаря в первую очередь генеральному директору АО «Лужники», доктору экономических наук, профессору Владимиру Алешину. Он уже 20 лет руководит предприятием, воплощая на практике свои теоретические разработки.

НАЙТИ СПОНСОРА — ЭТО ИСКУССТВО

— Владимир Владимирович, что самое трудное для бизнесменов, вкладывающих деньги в спорт?

— Их возврат, естественно. Это рискованное вложение, потому что не всегда доходы покрывают расходы. Если ты вкладываешь свои средства в команду, то финансовый результат зависит от ее выступления, от спортивного результата, на который влияют многие факторы. Поэтому в основном деньги в спорт вкладывают те, кто его искренне любит и хочет ему помочь. А без поддержки меценатов, спонсоров российский спорт обречен на гибель.

К тому же крупные корпорации соревнуются между собой, удовлетворяют собственные амбиции. Престижно ведь обыграть конкурента на футбольном поле, баскетбольной площадке. Правда, есть и оборотная сторона медали: приходит новый руководитель коммерческой компании, которому спорт безразличен, и команда умирает. Профессиональный клуб не может себя окупить, так как не развит у нас трансферный рынок, у телевидения нет денег на то, чтобы приобретать у команд права на трансляции матчей, билеты стоят дешево. На чем зарабатывать? Экономической и законодательной основы для развития спорта в нашей стране нет.

 — Насколько трудно в нынешних условиях найти хорошего спонсора?

— Это искусство. Если раньше, на этапе первичного накопления капитала, деньги зарабатывались сравнительно легко, то теперь получить прибыль крайне трудно. Поэтому каждый бизнесмен стремится иметь от вложенного капитала отдачу.

Мы тоже ищем меценатов, однако похвастать наличием титульного, генерального спонсора, увы, не можем. На определенном этапе очень помогла «Роснефть» футбольному клубу «Торпедо», однако ввиду ряда обстоятельств контракт с этой компанией не был пролонгирован. Хотя мы были даже за то, чтобы «Роснефть» стала полноправным владельцем «Торпедо».

«ТОРПЕДО» НЕ НУЖНА БАЗА

— Как вы поступаете с прибылью?

— Этот вопрос выносится на обсуждение акционерного собрания, где постатейно определяется, куда направить заработанные деньги. Как правило, 85 процентов прибыли, которую зарабатывает АО «Лужники», идет на развитие основных фондов, содержание команды, приобретение оборудования. И лишь 15 процентов — на нужды акционеров. На Западе все наоборот. 15 процентов идет на развитие производства, а 85 — по карманам.

— Существует ли конкуренция в области предоставления спортивных услуг?

— Естественно. Появились стадион «Локомотив», множество фитнес-центров. Многие состоятельные люди, имея собственные земельные участки, строят сауны, корты, спортивные центры. Поэтому нам приходится непросто. Мы идем по пути предоставления VIP-услуг, делаем ставку на их качество. Нужны парковка, комфортные раздевалки, кондиционеры, соответствующий интерьер. Тогда люди будут приходить к нам и платить неплохие деньги.

— У «Торпедо» нет своей учебно-тренировочной базы. Она не нужна?

— Думаю, нет. Имеющаяся в «Лужниках» инфраструктура, 11 футбольных полей вполне достаточны для подготовки нашей команды. База — это дополнительные расходы. Многие зарубежные клубы тоже не имеют тренировочных баз. Я верю, что наши футболисты — профессионалы и они могут готовиться в созданных нами условиях.

ЕВРОПА НЕ ВЕРИТ ПРОЕКТАМ

— Сколько потеряли Россия, Москва, «Лужники» после того, как нашей стране отказали в праве принять у себя Евро-2008?

— Очень много. Прежде чем подавать заявку, нужно проделать определенную предварительную работу. Комиссии, которые приезжают оценивать состояние спортивных сооружений и возможности той или иной страны-кандидата, обращают особое внимание на то, что уже есть, а не на то, что планируется построить и существует лишь в проектах. В России пока нет сооружений, соответствующих уровню Евро-2008. Члены комиссии приехали в Австрию, Швейцарию и увидели, что там уже все есть.

Чемпионат Европы — это коммерческое мероприятие. УЕФА стремится гарантированно получить прибыль. Для этого нужны соответствующие условия — интерес зрителей, развитая инфраструктура, современное телевидение. Мы этим похвастать не можем. Шансов принять у себя Евро-2008 у нас не было. Русское «авось» в Европе не проходит. То же самое касается и заявки, направленной Россией на проведение Олимпиады-2012. Пока заявка эта не подкреплена реальными действиями. К тому же у международных организаций пока нет заинтересованности в том, чтобы подобного рода события проходили в России. Мы же, в свою очередь, не знакомы с требованиями, которые выдвигают руководители мирового спорта к организации спортивных мероприятий, так как слишком мало наших людей связано с соответствующими международными союзами и федерациями. Скажем, мне работа в комитете по стадионам и безопасности УЕФА дает очень многое. Я в курсе современных требований, которые меняются каждый день.

ДОСЛОВНО

Мы готовы потратить 3—5 миллионов на покупку одного футболиста. Однако это должен быть настоящий мастер, способный существенно усилить нашу команду. Мы ведем переговоры с аргентинским нападающим. Надеюсь, во второй половине февраля он уже приступит к тренировкам в «Торпедо».