ПАМЯТЬ

Одной из команд, в чьей биографии есть такая мрачная страничка, как авиакатастрофа, стал английский «Манчестер Юнайтед». 6 февраля ужасному событию в мюнхенском аэропорту исполнилось 45 лет.

ЛАЙНЕР РАСПАЛСЯ НАДВОЕ

В 1958 году «МЮ» возвращался из Белграда, где успешно выступил в ответном матче Кубка чемпионов против «Црвены звезды» (3:3), обеспечив себе выход в полуфинал. В аэропорту Мюнхена англичане совершили промежуточную посадку для дозаправки. Стояла отвратительная погода, сопровождавшаяся снегопадом.

Дважды самолет безуспешно пытался взлететь. Когда же с третьей попытки это сделать удалось, набранная скорость оказалась все-таки недостаточной — машина не оторвалась от земли, но и остановиться уже не могла. В результате корпус переломился надвое, и хвостовая часть врезалась в здание аэродрома.

Всего в салоне находилось 40 человек. Выживших и погибших оказалось примерно поровну. Семерых игроков смерть настигла мгновенно. Это левый защитник и капитан команды Роджер Бирн, его дублер Джефф Бент, правый хавбек Эдди Колмен, центральный хавбек Марк Джонс, левый крайний нападающий Дэвид Пегг, центрфорвард Томми Тэйлор и правый инсайд Лиам «Билли» Уилан. Восьмым погибшим стал молодой нападающий Данкан Эдвардс, который был доставлен в госпиталь в состоянии комы, из которого так и не вышел.

Не удалось выжить в трагедии также клубному секретарю Уолтеру Крикмеру, тренерам-ассистентам Берту Уолли и Тому Керри, а также ряду журналистов, в числе которых был Фрэнк Свифт, бывший вратарь сборной Англии.

Матт Басби, многолетний наставник «Манчестер Юнайтед», чудом выжил. У него была раздроблена грудная клетка. Менее тяжелую, не опасную для жизни, но тоже неприятную травму получил 20-летний Бобби Чарльтон, которого извлекли из салона в оцепеневшем состоянии. Он держался за сиденье и не выпускал его из рук.

Выжившие игроки основного состава – Деннис Вайоллет, Кен Морганс, Билли Фолкс, Харри Грегг, Джонни Берри и Джекки Бленчфлауэр – в большинстве своем либо не смогли продолжить после ужаса Мюнхена свою карьеру, либо она у них оказалась сокращенной.

10-ЛЕТНЯЯ АЭРОФОБИЯ

Многие из попавших в переделку игроков привлекались в сборную Англии, а Томми Тэйлор и Данкан Эдвардс даже считались ее лидерами. Особенно горевала Англия по Эдвардсу. Он уже в 16 лет не оставлял сомнений в своем блестящем будущем.

Вообще «МЮ» конца 50-х годов, несмотря на то что к моменту катастрофы он дважды подряд становился чемпионом Англии, состоял в основном из молодых игроков и считался командой-надеждой. Возможно, «Красным дьяволам» удалось бы составить конкуренцию мадридскому «Реалу» и не позволить так надолго затянуться гегемонии королевского клуба на европейской арене.

Но это, конечно, всего лишь предположения. Новые, гораздо более высокие успехи к манкунианцам пришли в 10-ю годовщину мюнхенской трагедии: они сумели победить в финале Кубка чемпионов «Бенфику» – 4:1. Здесь нельзя не упомянуть о той роли, которую сыграл Матт Басби. Возвратясь к тренерской деятельности, он по крупицам создал новый «Манчестер Юнайтед», где наряду с уже зрелым Бобби Чарльтоном появились и засверкали новые звезды – Денис Лоу и Джордж Бест.

Басби еще долгое время после Мюнхена страдал от аэрофобии. Он много лет путешествовал исключительно наземным или водным транспортом, но однажды, когда нужно было добраться в Роттердам на встречу с «Фейеноордом», Матт победил свой страх. Вместе с президентом клуба Луи Эдвардсом (однофамильцем Данкана) он отважился взять билет на самолет. Правда, перед рейсом им потребовалось как следует принять на грудь для храбрости.