Время собирать камни наступило для команды Дмитрия Сычева
ЭКОНОМИКА
Прошел ровно год с тех пор, как Робер-Луи Дрейфус, фактический владелец «Марселя», предложил Кристофу Буше стать президентом и работать в паре с Перреном. Теперь управление делами поставлено в клубе на английский лад. Финансовое положение команды стало налаживаться, а вместе с ним повышаются и ее спортивные результаты.
«Система работает при наличии двух условий – командного духа и преданности клубу. Не президент делает ее успешным, а четкое распределение ролей и обязанностей», – поясняет генеральный директор Филипп Пьола. «Самый главный плюс в совместной работе Перрена и Буше – это то, что они прекрасно ладят между собой и одинаково смотрят на вещи. С 1999 года у нас не было такого единодушия в руководстве», – подчеркивает Натали Паоли, ответственная за связи с общественностью.
Впрочем, у этого единомыслия есть и обратная сторона: самостоятельность в суждениях не приветствуется. «Правила игры очень просты: «Марсель» должен говорить одним голосом», – объясняет Буше. «Все, что происходит в стенах этого клуба, – конфиденциальная информация, имеющая стратегическое значение. Так как СМИ уделяют повышенное внимание команде, любая информация о ней может искажаться. Это не диктатура, – улыбается президент, – это наше понимание гласности».
Целый год Буше приходилось разбираться со старыми счетами и нежелательными сотрудниками. «Мы хотели удостовериться в том, что за каждым трудовым соглашением стоит реальный человек», – поясняет он. К тому же в этом сезоне количество игроков снизилось с тридцати трех до двадцати одного, а в администрации стало на 12 работников меньше. «Нам удалось снизить общую сумму денег, из которой платятся зарплаты на 7 миллионов евро, комиссии агентов – на 4 миллиона евро, страховки – еще на 1 миллион», – подтверждает Филипп Мерис, финансовый директор «Марселя». Чтобы уменьшить затраты на страховку, он не постеснялся разузнать у своих коллег из других клубов о том, какие суммы выплачивают они.
«Теперь, когда у «Марселя» нет лишнего жирка, можно подкачать и мыщцы», – полушутя-полусерьезно заявляет Кристоф Буше, который считает, что первый этап работы – снижение расходов – «самый простой, поскольку достаточно механический».
Согласно английской модели, финансовая жизнь клуба основывается на трех источниках дохода: инвестициях спонсоров, продаже билетов и продаже прав на телетрансляции.
БИЛЕТЫ
Поступления от продаж сезонных абонементов приносят клубу 5,3 млн. евро ежегодно. Повышение цен на билеты на 5% должно увеличить и доходность этой статьи бюджета. Однако президент «Марселя» осознает, что нужно определиться, «чего от клуба ждут болельщики и чего от болельщиков ждет клуб».
СПОНСОРЫ
Работой со спонсорами, число которых достигает двухсот, занимается «Хавас Спорт». Всего в бюджет клуба поступает около 9 млн. евро спонсорских денег. Самым крупным партнером команды пока является компания алжирских авиалиний «Халифа Эруэйз» (3,2 млн. евро), которая переживает достаточно серьезный финансовый кризис. Со следующего сезона контракт с «Халифа» действовать перестанет. Впрочем, свято место пусто не бывает. Например, ожидается продление соглашения с «Адидас».
КЛУБНАЯ АТРИБУТИКА
«Марсель» удерживает рекорд Франции по продажам маек с клубной символикой: каждый год поклонники команды приобретают от 150 000 до 250 000 футболок. Кстати, на майках игроков красуется логотип французского фаст-фуда «Квик», переговоры с которым ведет клуб. Реализация атрибутики принесла в этом сезоне 7 млн. евро в кассу «Марселя».
ПРАВА НА ТРАНСЛЯЦИЮ
Борьба с Canal+ закончилась не очень убедительной победой Буше. Самый популярный у телевизионщиков клуб получил права на 20% от доходов с телетрансляций.
ОФИС
Руководство клуба присмотрело участок земли недалеко от стадиона, где планирует построить новый офис. На территории площадью около одного гектара можно будет расположить и музей, и магазины, и рестораны. Городские власти приветствуют все начинания клуба, в котором, по их мнению, впервые за долгое время появились президент и тренер, удачно дополняющие друг друга.
КЛУБ В ЦИФРАХ
Кристоф Буше владеет 10% акций клуба, Робер-Луи Дрейфус – 89%, 1% – у мелких акционеров.
3 млн. евро – бюджет «Марсель»-ТВ, созданного в январе 1999 г.
15–20 млн. евро – оборот произведенных товаров с символикой «Марселя».
30 предприятий получили лицензии на изготовление продукции с логотипом клуба.
от 1000 до 3000 билетов продается через Интернет по цене от 35 до 40 евро (в зависимости от матча).
1500 VIP-персон присутствуют в среднем на домашних матчах.
30 500 евро за аренду стадиона перечисляет «Марсель» в мэрию города после каждого матча.
41 820 болельщиков приобрели сезонные абонементы на «Велодром» (всего вмещает 60 000 мест).
49 892 – средняя посещаемость домашних матчей «Марселя» в 2001–2002 гг.
150 000 евро – ежегодные расходы на аренду офиса на улице Негреско.
9 млн. болельщиков и любителей футбола симпатизируют клубу.
13 702 492 посещения клубного сайта www.olympiquedemarseille.com зафиксировано в марте 2003 года
2000-2001
ДОХОДЫ | |
Всего | 50 358 тыс. евро |
Права на телетрансляции | 18 278 тыс. евро |
Коммерческая деятельность | 9803 тыс. евро |
Субвенции | 2998 тыс. евро |
Продажа билетов | 9626 тыс. евро |
Реклама спонсоров | 9653 тыс. евро |
РАСХОДЫ | |
Всего | 59 798 тыс. евро |
Зарплаты | 33 372 тыс. евро |
Налоги и сборы | 2854 тыс. евро |
Пошлины | 1320 тыс. евро |
Покупка товаров | 4374 тыс. евро |
Вспомогательные службы | 14 167 тыс. евро |
Организационные и транспортные расходы | 3711 тыс. евро |
Дефицит | 9440 тыс. евро |
2001-2002
ДОХОДЫ | |
Всего | 48 714 тыс. евро |
Права на телетрансляции | 20 451 тыс. евро |
Коммерческая деятельность | 3505 тыс. евро |
Субвенции | 1098 тыс. евро |
Продажа билетов | 11 067 тыс. евро |
Реклама спонсоров | 12 593 тыс. евро |
РАСХОДЫ | |
Всего | 69 427 тыс. евро |
Зарплаты | 39 807 тыс. евро |
Налоги и сборы | 3650 тыс. евро |
Пошлины | 1652 тыс. евро |
Покупка товаров | 1246 тыс. евро |
Вспомогательные службы | 18 687 тыс. евро |
Организационные и транспортные расходы | 4385 тыс. евро |
Дефицит | 20 713 тыс. евро |
2002-2003
ДОХОДЫ | |
Всего | 52 694 тыс. евро |
Права на телетрансляции | 20 593 тыс. евро |
Коммерческая деятельность | 5512 тыс. евро |
Субвенции | 1098 тыс. евро |
Продажа билетов | 11 043 тыс. евро |
Реклама спонсоров | 14 448 тыс. евро |
РАСХОДЫ | |
Всего | 52 363 тыс. евро |
Зарплаты | 31 688 тыс. евро |
Налоги и сборы | 2818 тыс. евро |
Пошлины | 548 тыс. евро |
Покупка товаров | 690 тыс. евро |
Вспомогательные службы | 12 334 тыс. евро |
Организационные и транспортные расходы | 4285 тыс. евро |
Профицит | 331 тыс. евро |