ЭКОНОМИКА

Прошел ровно год с тех пор, как Робер-Луи Дрейфус, фактический владелец «Марселя», предложил Кристофу Буше стать президентом и работать в паре с Перреном. Теперь управление делами поставлено в клубе на английский лад. Финансовое положение команды стало налаживаться, а вместе с ним повышаются и ее спортивные результаты.

«Система работает при наличии двух условий – командного духа и преданности клубу. Не президент делает ее успешным, а четкое распределение ролей и обязанностей», – поясняет генеральный директор Филипп Пьола. «Самый главный плюс в совместной работе Перрена и Буше – это то, что они прекрасно ладят между собой и одинаково смотрят на вещи. С 1999 года у нас не было такого единодушия в руководстве», – подчеркивает Натали Паоли, ответственная за связи с общественностью.

 Впрочем, у этого единомыслия есть и обратная сторона: самостоятельность в суждениях не приветствуется. «Правила игры очень просты: «Марсель» должен говорить одним голосом», – объясняет Буше. «Все, что происходит в стенах этого клуба, – конфиденциальная информация, имеющая стратегическое значение. Так как СМИ уделяют повышенное внимание команде, любая информация о ней может искажаться. Это не диктатура, – улыбается президент, – это наше понимание гласности».

Целый год Буше приходилось разбираться со старыми счетами и нежелательными сотрудниками. «Мы хотели удостовериться в том, что за каждым трудовым соглашением стоит реальный человек», – поясняет он. К тому же в этом сезоне количество игроков снизилось с тридцати трех до двадцати одного, а в администрации стало на 12 работников меньше. «Нам удалось снизить общую сумму денег, из которой платятся зарплаты на 7 миллионов евро, комиссии агентов – на 4 миллиона евро, страховки – еще на 1 миллион», – подтверждает Филипп Мерис, финансовый директор «Марселя». Чтобы уменьшить затраты на страховку, он не постеснялся разузнать у своих коллег из других клубов о том, какие суммы выплачивают они.

«Теперь, когда у «Марселя» нет лишнего жирка, можно подкачать и мыщцы», – полушутя-полусерьезно заявляет Кристоф Буше, который считает, что первый этап работы – снижение расходов – «самый простой, поскольку достаточно механический».

Согласно английской модели, финансовая жизнь клуба основывается на трех источниках дохода: инвестициях спонсоров, продаже билетов и продаже прав на телетрансляции.

БИЛЕТЫ

Поступления от продаж сезонных абонементов приносят клубу 5,3 млн. евро ежегодно. Повышение цен на билеты на 5% должно увеличить и доходность этой статьи бюджета. Однако президент «Марселя» осознает, что нужно определиться, «чего от клуба ждут болельщики и чего от болельщиков ждет клуб».

СПОНСОРЫ

Работой со спонсорами, число которых достигает двухсот, занимается «Хавас Спорт». Всего в бюджет клуба поступает около 9 млн. евро спонсорских денег. Самым крупным партнером команды пока является компания алжирских авиалиний «Халифа Эруэйз» (3,2 млн. евро), которая переживает достаточно серьезный финансовый кризис. Со следующего сезона контракт с «Халифа» действовать перестанет. Впрочем, свято место пусто не бывает. Например, ожидается продление соглашения с «Адидас».

КЛУБНАЯ АТРИБУТИКА

«Марсель» удерживает рекорд Франции по продажам маек с клубной символикой: каждый год поклонники команды приобретают от 150 000 до 250 000 футболок. Кстати, на майках игроков красуется логотип французского фаст-фуда «Квик», переговоры с которым ведет клуб. Реализация атрибутики принесла в этом сезоне 7 млн. евро в кассу «Марселя».

ПРАВА НА ТРАНСЛЯЦИЮ

Борьба с Canal+ закончилась не очень убедительной победой Буше. Самый популярный у телевизионщиков клуб получил права на 20% от доходов с телетрансляций.

ОФИС

Руководство клуба присмотрело участок земли недалеко от стадиона, где планирует построить новый офис. На территории площадью около одного гектара можно будет расположить и музей, и магазины, и рестораны. Городские власти приветствуют все начинания клуба, в котором, по их мнению, впервые за долгое время появились президент и тренер, удачно дополняющие друг друга.

КЛУБ В ЦИФРАХ

Кристоф Буше владеет 10% акций клуба, Робер-Луи Дрейфус – 89%, 1% – у мелких акционеров.
3 млн. евро – бюджет «Марсель»-ТВ, созданного в январе 1999 г.
15–20 млн. евро – оборот произведенных товаров с символикой «Марселя».
30 предприятий получили лицензии на изготовление продукции с логотипом клуба.
от 1000 до 3000 билетов продается через Интернет по цене от 35 до 40 евро (в зависимости от матча).
1500 VIP-персон присутствуют в среднем на домашних матчах.
30 500 евро за аренду стадиона перечисляет «Марсель» в мэрию города после каждого матча.
41 820 болельщиков приобрели сезонные абонементы на «Велодром» (всего вмещает 60 000 мест).
49 892 – средняя посещаемость домашних матчей «Марселя» в 2001–2002 гг.
150 000 евро – ежегодные расходы на аренду офиса на улице Негреско.
9 млн. болельщиков и любителей футбола симпатизируют клубу.
13 702 492 посещения клубного сайта www.olympiquedemarseille.com зафиксировано в марте 2003 года

2000-2001

ДОХОДЫ

Всего

50 358 тыс. евро

Права на телетрансляции

18 278 тыс. евро

Коммерческая деятельность

9803 тыс. евро

Субвенции

2998 тыс. евро

Продажа билетов

9626 тыс. евро

Реклама спонсоров

9653 тыс. евро

РАСХОДЫ

Всего

59 798 тыс. евро

Зарплаты

33 372 тыс. евро

Налоги и сборы

2854 тыс. евро

Пошлины

1320 тыс. евро

Покупка товаров

4374 тыс. евро

Вспомогательные службы

14 167 тыс. евро

Организационные и транспортные расходы

3711 тыс. евро

Дефицит

9440 тыс. евро

2001-2002

ДОХОДЫ

Всего

48 714 тыс. евро

Права на телетрансляции

20 451 тыс. евро

Коммерческая деятельность

3505 тыс. евро

Субвенции

1098 тыс. евро

Продажа билетов

11 067 тыс. евро

Реклама спонсоров

12 593 тыс. евро

РАСХОДЫ

Всего

69 427 тыс. евро

Зарплаты

39 807 тыс. евро

Налоги и сборы

3650 тыс. евро

Пошлины

1652 тыс. евро

Покупка товаров

1246 тыс. евро

Вспомогательные службы

18 687 тыс. евро

Организационные и транспортные расходы

4385 тыс. евро

Дефицит

20 713 тыс. евро

2002-2003

ДОХОДЫ

Всего

52 694 тыс. евро

Права на телетрансляции

20 593 тыс. евро

Коммерческая деятельность

5512 тыс. евро

Субвенции

1098 тыс. евро

Продажа билетов

11 043 тыс. евро

Реклама спонсоров

14 448 тыс. евро

РАСХОДЫ

Всего

52 363 тыс. евро

Зарплаты

31 688 тыс. евро

Налоги и сборы

2818 тыс. евро

Пошлины

548 тыс. евро

Покупка товаров

690 тыс. евро

Вспомогательные службы

12 334 тыс. евро

Организационные и транспортные расходы

4285 тыс. евро

Профицит

331 тыс. евро