Салют Поццо и «Покер» Вилимовского

Германия аннексировала Австрию, Испанию охватил огонь гражданской войны. Радиоспектаклем по роману «Война миров» Уэллса Си-би-эс повергла в панику всю Америку, решившую, что марсиане и впрямь высадились на Земле. А в СССР вышел из печати самый популярный
news

НА ФУТБОЛЕ

Германия аннексировала Австрию, Испанию охватил огонь гражданской войны. Радиоспектаклем по роману «Война миров» Уэллса Си-би-эс повергла в панику всю Америку, решившую, что марсиане и впрямь высадились на Земле. А в СССР вышел из печати самый популярный учебник предвоенной поры: «Краткий курс истории ВКП(б)».

Таким был 1938 год, когда во Франции состоялся третий чемпионат мира. 4 июня на парижском стадионе «Коломб» президент Франции Альберт Лебрун вышел к центру поля, чтобы ударом по мячу открыть первый матч чемпионата: прищурился, прицелился, размахнулся и… промазал, врезав ботинком по газону. 

Чемпион мира 1934 года сборная Италии едва не оступилась в первой же встрече — в Марселе 5 июня, где она вышла играть с командой Норвегии. Перед началом игры тренер Витторио Поццо скомандовал своим подопечным: «Смирно! Салют!», после чего команда вытянула руки в фашистском приветствии. Стадион взорвался негодующим свистом, но итальянцы держали руки до тех пор, пока торсида не устала свистеть. А затем еще дважды повторили этот вызывающей жест. А матч получился трудным, и лишь в добавочные полчаса команда Поццо вырвала победу 2:1.

В финальном турнире оказались пятнадцать команд, так как пробившаяся на ЧМ австрийская сборная не смогла принять участия в финальном турнире из-за «аншлюса» этой страны Германией. Из этих пятнадцати только три представляли неевропейские страны: Бразилию, Кубу и Индонезию (называющуюся тогда Голландской Индией).

Чемпионат-1938 отличался обилием голов и накалом страстей: в семи матчах 1/8 финала дважды назначались переигровки и еще трижды – добавочное время. Венгрия, считавшаяся к началу турнира вторым после Италии фаворитом, в отборочном матче повергла Грецию 11:1, затем в одной восьмой — Голландию 6:0, в четвертьфинале — Швейцарию со скромными двумя сухими голами, затем выбила 5:1 шведов и лишь в финале уступила итальянцам 2:4. Да, на радость торсиде это был турнир голеадоров: во многих матчах забивалось по шесть-семь мячей, а рекорд – одиннадцать! – был установлен 5 июня в поединке Бразилия – Польша, где южноамериканцы победили 6:5...

Это был тот самый матч, где отличился «Черный диамант» Леонидас, о чем я уже говорил. Поначалу казалось, что бразильцы без труда одержат победу. Они заметно превосходили поляков и в индивидуальном мастерстве, и в командной игре. На 18-й минуте Леонидас открыл счет, спустя пять минут поляк Вилимовский с пенальти сравнял счет, однако до перерыва Ромеу и Перасио довели перевес бразильцев до двух мячей.

Во втором тайме, несмотря на сильный ливень, звездопад голов не прекратился. А драматизм поединка нарастал в геометрической прогрессии. Сначала поляк Вилимовский, растерзав бразильскую защиту (она, как видим, во все времена оставалась и остается до сих пор самой серьезной проблемой сборной страны), двумя голами восстановил равновесие 3:3. Однако, это уже были те времена, когда бразильцы горделиво заявляли своим соперникам: «Вы нам забьете, сколько сможете, а мы вам – сколько захотим». Перасио вновь вывел бразильскую сборную вперед. 4:3. Казалось, победа гарантирована, но за 30 секунд до конца основного времени все тот же злой гений южноамериканцев Вилимовский, делая «покер», сравнивает счет. 4:4. Назначается дополнительное время.

И тут, словно сорвавшись с цепи, «Черный диамант» Леонидас забивает два мяча подряд. 6:4! Поляки находят в себе силы для последнего штурма и отыгрывают усилиями Шерфке один мяч. 6:5 – фиксирует финальный свисток шведского арбитра Эклинда. Бразильцы выходят в четверть финал, где их ждет команда Чехословакии. Этот поединок оказался еще более сложным, нервным и, что самое неприятное – долгим. Но об этом – в следующих колонках.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА

«В первом тайме мы наблюдали игру кошки с мышкой, которая явно была намерена не скушать мгновенно свою пленницу, а всласть поиздеваться над ней. Это привело к тому, что поляки разозлились и решили заставить себя уважать.

...В итоге этот фантастический матч вместо того, чтобы искупать нас в розовом море, привел к потрясению всей нашей нервной системы».

(Томас Маззони – бразильский журналист, из отчета о матче).