Уйти из футбола, чтобы вернуться

О сложности шага футболиста к гвоздю в стене, на который требуется повесить служившие верой и правдой бутсы, говорилось немало. Примеров сломанных судеб блиставших в свое время игроков хоть отбавляй. Однако сейчас дело пошло на поправку.
news

ВНЕ ПОЛЯ

О сложности шага футболиста к гвоздю в стене, на который требуется повесить служившие верой и правдой бутсы, говорилось немало. Примеров сломанных судеб блиставших в свое время игроков хоть отбавляй. Однако сейчас дело пошло на поправку.

ЖАЛЕТЬ ДОЛЖНЫ НЕ ТЕБЯ, А О ТЕБЕ

Согласитесь, красиво уйти в расцвете сил, на пике славы. Так, чтобы имя ассоциировалось с играми за сборную, а не с выступлением за команду первого дивизиона. Но способны на это единицы. В феврале буквально потряс футбольную общественность своим заявлением о завершении карьеры Игорь Чугайнов, игрок сборной России, два года назад блиставший в составе столичного «Локомотива», а минувший сезон стабильно выходивший в основе «Уралана». Казалось бы, в 32 года еще играть и играть на серьезном уровне. Но Игорь предпочел возглавить юношескую сборную страны.

— Я всегда хотел уйти достойно, — размышляет Чугайнов, — доигрывание не для меня. Подумывать о том, что в обозримом будущем придется завершать карьеру, начал лет с тридцати, когда еще выступал за «Локомотив». А нынешней зимой все один к одному пошло: не продлил контракт с «Ураланом», смерть Юрия Тишкова… В такой ситуации как нельзя кстати пришлось приглашение гендиректора РФС Александра Тукманова на должность наставника юношеской сборной России. А я уже давно решил по окончании карьеры связать судьбу с профессией тренера. Жалею ли я о совершенном шаге? Нисколько. Сейчас все мысли о предстоящих отборочных матчах у моих ребятишек. В будущем, конечно, хотелось бы совершенствоваться, возглавить коллектив премьер-лиги. Сразу на это и не надеялся, так как понимаю президентов клубов, которые опасаются приглашать молодых специалистов. Нужно набраться опыта.

ЛЕТ ДО СТА РАСТИ НАМ ИГРАЮЧИ

Впрочем, все сказанное выше вовсе не является укором тем футболистам, которые продолжают выступать несмотря ни на что. Их не смущает ни уровень дивизиона, ни возраст, в котором у некоторых из них уже появились внуки.

И здесь на первом месте пример Юрия Гаврилова времен его выступлений в «Асмарале», «Интерросе», раменском «Сатурне», кишиневском «Агро». Василичу, как уважительно звали его партнеры, перевалило уже за «сороковник».

— Самое интересное, что я никогда не собирался настолько продлевать свою карьеру, — вспоминает Гаврилов. — После возвращения из Финляндии даже подумывал заканчивать, гоняться с молодежью становилось тяжеловато. Но позвонил Константин Иванович Бесков, принявший «Асмарал» и убедивший меня, что я еще в состоянии помочь его команде. Отказать мэтру не мог. Пытаться перебегать своих молодых соперников смысла не имело. Поэтому брал опытом, техническими компонентами, умением отдать пас. Главное, чувствовал, что мои знания нужны молодежи. Вспоминал свою молодость, когда только-только появился в «Спартаке». Судя по всему, мои труды не пропали даром, ведь из того «Асмарала» оказались на виду Точилин, Клюев, Аюпов, Губернский и другие ребята.

Приглашение «Интерроса» принял сразу. Понял, что соответствую команде по игре, да и без дела сидеть не хотелось. Разговоры за спиной, конечно, ходили, что «дед никак не наиграется». Они меня никогда не смущали. Злопыхателей везде хватает. Я очень люблю футбол и не считаю для себя зазорным выступать даже на низком уровне. Никогда не выходил на первое место и финансовый вопрос, как многие думают. Мало кто знает, что я ведь в прошлом году в третьей лиге поиграл, за дзержинскую «Орбиту».

Я не совсем понимаю игроков, рано заканчивающих с футболом. Престижно уйти в зените славы, но если есть силы, ты еще на многое способен, то зачем же сокращать свой футбольный век?

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

Втройне обидно, когда завершить активные выступления игрока вынуждают обстоятельства. Речь, естественно, идет о неизменных спутниках футбола — травмах. Список выдающихся футболистов, недоигравших и недозабивших из-за проблем со здоровьем, зачастую вызванных хамскими выходками соперников, может растянуться не на одну газетную полосу.

В этом случае особенно важны сильный характер и воля человека. Важно сконцентрироваться, оценить ситуацию буквально в течение нескольких недель. Устоять на ногах, не раскиснуть.

Здесь нельзя не вспомнить о Сергее Юране, явно не сказавшем своего последнего слова в футболе.

Тяжелейшая травма головы, полученная в матче австрийского чемпионата в составе «Штурма» против «Ласка» — прервала футбольный полет талантливого форварда.

Юран боролся. Неугомонный, он вышел на поле уже через полтора месяца после злополучного эпизода. Принял участие в нескольких турнирах, даже в матчах Лиги чемпионов. Вновь немало забивал. Боль, становившуюся нестерпимой, глушил таблетками — настолько велико было желание играть. И только когда врачи окончательно поставили безальтернативный ультиматум — жизнь или спорт — Сергею пришлось сказать: «Стоп!». Стоп активным выступлениям, но не футболу.

«Практически не могу передать свое состояние, — говорил Юран о том периоде чуть позже, — слов таких нет! Свыкнуться с тем, что больше не выйдешь на поле, очень тяжело, первое время и вовсе невозможно. Месяц-два пребывал словно в прострации. Но уже тогда понимал, что ни в бизнес, ни учиться, как делают многие игроки после завершения карьеры, не пойду. Так или иначе свяжу свое будущее с футболом. Без него просто не проживу!»

Поиски нового «я» у Юрана продолжались довольно продолжительное время. Вначале его потянуло по исхоженной дорожке на тренерскую скамейку, но что-то не срослось. Сергей, однако, не успокоился и вскоре возглавил спартаковскую Академию футбола.

КСТАТИ

Повторил путь Юрия Гаврилова, а по уровню дивизиона, в котором выступал, даже превзошел его нынешний наставник липецкого «Металлурга» Анатолий Давыдов. Свой последний матч в составе «Зенита» из Санкт-Петербурга он провел в 43-летнем возрасте. Примечательно, что вместе с отцом в том году выходил на поле и сын Давыдова Дмитрий.