Домингос – «Мата-Москито»

Прежде чем продолжить начатое пару недель назад повествование о злоключениях бразильской сборной на чемпионате мира-1938, хочу взять «тайм-аут». Сегодня я расскажу о главном виновнике этих злоключений, о самом выдающемся защитнике бразильского футбола До
news

В МИРЕ

Прежде чем продолжить начатое пару недель назад повествование о злоключениях бразильской сборной на чемпионате мира-1938, хочу взять «тайм-аут». Сегодня я расскажу о главном виновнике этих злоключений, о самом выдающемся защитнике бразильского футбола Домингосе да Гия.

Как любой бразильский мальчишка, он начал свой путь в футболе, гоняя самодельные мячи на пустыре позади местной церкви. В отличие от абсолютного большинства сверстников, всегда стремящихся играть в атаке и забивать голы, Домингос выбрал для себя «незавидное» амплуа защитника. Впоследствии он не раз объяснял это тем, что ему нравилось играть немного позади товарищей, наблюдая за их игрой, координируя их действия. В те времена, когда главной задачей «бэка» было врезать по мячу так, чтобы он улетел как можно дальше к чужим воротам, Домингос любил, элегантно отобрав мяч у противника и осмотревшись, одним точным пасом создать голевую ситуацию у чужих ворот.

В этой роли его и высмотрел кто-то из игроков «Бангу» и привел в клуб. Там он впервые вышел на поле шестнадцатилетним в 1928 году в молодежной команде. В «Бангу» же в 1948-м он и закончил свой долгий футбольный путь. А в промежутке между этими датами было много всего: и восторги торсиды, и разочарования самого Домингоса, лестные приглашения из разных клубов, подписанные в спешке и тут же отмененные контракты, зарубежные вояжи, турниры, чемпионаты, споры с клубными чиновниками и поиски работы. Парадоксально, но факт: этот выдающийся футболист, за обладание которым спорили лучшие клубы Южной Америки, очень долго не считал футбол главным делом своей жизни. Родившись в семье бедного крестьянина, он с детских лет усвоил истину: работа прежде всего! Играя в «Бангу», он гордился тем, что помимо футбола занят, как сам торжественно заявлял, «в системе здравоохранения». А был Домингос «мата-москито». По-нашему, дезинсектор, борющийся с комарами и другими насекомыми.

С желтым флагом и поливальным устройством, с помощью которого разбрызгивался убивающий комаров креолин, Домингос в перерыве между матчами обходил улицы и переулки своего квартала, стучал в двери, предлагая услуги. Платили, конечно, за труд сей маловато, но что вы хотите: негр-бедняк из практически нищей семьи, который даже свое имя с трудом мог написать без ошибок, на что он еще мог рассчитывать?

А он ни на что иное и не рассчитывал! И даже гордился своей скромной, нищенски оплачиваемой, но такой необходимой работой.

Однажды «Бангу» должна была отправиться в турне, и тренер Того Ренан Соарес велел Домингосу отпроситься у своих начальников в департаменте здравоохранения. Но тот категорически отказался. Еще чего?! Из-за футбола ставить под угрозу свою работу? А вдруг во время этой поездки на его место наймут постоянного человека?

Тренер, услышав это, расхохотался: «Ты что, парень, с ума сошел? Подумаешь, мата-москито! Да сколько тебе там платят? Ведь за каждую победу мы даем тебе премию больше, чем вся твоя месячная, извините за выражение, зарплата!»

Но Домингос был непреклонен: да, за победу ему иногда перепадает приличный куш, никто не спорит. Но, во-первых, такой скромненький клуб, как «Бангу», не так уж часто выигрывает. Во-вторых, мало ли что может приключиться в футболе. Если завтра сломают ногу, то что тогда?

И этот скромняга, игравший в футбол не ради денег, а ради удовольствия, стал первым в Бразилии «международным чемпионом»: в 1933 году фантастическим по тем временам контрактом его соблазнил уругвайский «Насиональ». Домингос отправился туда на один сезон и стал вместе с этим клубом чемпионом Уругвая. Вернувшись в Бразилию, он заключил соглашение с «Васко да Гама» и выиграл с ним в 1934 году золото страны. Затем его пригласили в «Бока Хуниорс», с которым он в 1935-м стал чемпионом Аргентины! В те времена это был своего рода рекорд.

Новости. Футбол