Футбольная разведка из Ливерпуля

После того как из-за буйства болельщиков английские клубы в 1985 году были отстранены от участия в еврокубках на пять лет, вопрос, что делать с агрессивным фанатизмом, решался на государственном уровне.
news

АНГЛИЙСКИЙ УРОК

 После того как из-за буйства болельщиков английские клубы в 1985 году были отстранены от участия в еврокубках на пять лет, вопрос, что делать с агрессивным фанатизмом, решался на государственном уровне.

РЕБЯТА МОГУТ ЗАМЕРЗНУТЬ

Правительство постановило создать подразделения полиции, которые занимаются исключительно футболом. Специализированный отдел появился и в системе национальной службы разведки. За клубами были закреплены конкретные полицейские, которые стали связующим звеном между болельщиками и органами правопорядка. Детективы сопровождают клуб на каждый матч, работают парами, в гражданской одежде, имеют при себе переносной компьютер и небольшую видеокамеру. Они получают зарплату в полиции, а клуб оплачивает им проезд до города, где состоится матч, проживание и суточные.

Как работает эта система, можно было увидеть в России осенью прошлого года, когда «Спартак» принимал на своем поле в рамках Лиги чемпионов «Ливерпуль». Два офицера полиции прибыли в Москву за неделю до начала игры и провели рекогносцировку.

Детективы встретились с руководством красно-белых, коллегами из российской милиции, побывали на стадионе, выяснили, где будут проживать и питаться болельщики мерсисайдского клуба. Особо пометили себе, какие именно рестораны, бары, кафе пользуются наибольшей популярностью в нашей столице. Познакомились с владельцами этих баров, дали им соответствующие рекомендации.

Узнав, что английские болельщики покинут трибуны только через 30 минут по окончании матча, полицейские заметили: «Это долго. Ребята могут замерзнуть». Для сравнения: 45-тысячный стадион «Энфилд Роуд» в Ливерпуле полностью освобождается от зрителей за 7—8 минут.

ТВЕРДОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ДРУЖЕЛЮБИЕ

По словам тех «разведчиков», которые готовили почву в Москве для приезда своих болельщиков, в Англии при обеспечении порядка на стадионах упор делается не на количество людей в погонах, как в странах Восточной Европы, а на специалистов, профессионалов своего дела. На обычном матче в Ливерпуле присутствуют всего лишь 60 полицейских. У них нет устрашающих касок, щитов. Они работают в обычной форме и желтых накидках. Каждый из них за игру получает примерно 120 фунтов. Кроме них охрану общественного порядка на стадионах осуществляют стюарды. Их примерно 500 человек. Чаще всего это штатные работники стадиона – водители, почтальоны, желающие подработать на футболе (от 35 фунтов стерлингов). В случае возникновения беспорядков на трибунах стюарды могут призвать на помощь людей в погонах. Однако до этого дело доходит крайне редко, так как полицейские одним своим видом внушают нечто среднее между страхом и уважением. Еще 25 частных охранников, которых нанимает клуб, дежурят у служебных входов, оберегают внутренние помещения стадиона. Наконец, за пределами стадиона стражи порядка несут службу в обычном режиме. Основной девиз полицейских: «Твердость, справедливость, дружелюбие!»

Контроль над людскими потоками на «Энфилд Роуд» позволяет определять и степень заполнения стадиона. Через 87 входов, напоминающих шлюзы, ежеминутно проходят на трибуны 1200 человек. Как только сектор наполняется на 100 процентов, вход блокируется. Между прочим, из 45 тысяч мест на стадионе 24 тысячи занимают счастливые обладатели абонементов, остальные – купившие билеты в розницу. Очередь на годовые абонементы на матчи с участием любимой команды составляет 18 тысяч человек.

Естественно, английские болельщики знают о работе органов правопорядка, как и о том, что за любые нарушения они будут строго наказаны: их могут арестовать, оштрафовать и, что самое страшное, отлучить от посещения матчей с участием любимой команды.