Официальная версия

ПАМЯТЬ
ОШИБКА СТАЖЕРА
«Ту-134А» Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735. Самолет выполнял рейс 7880 по маршруту Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск.
В 13.11 по московскому времени лайнер с 77 пассажирами на борту вылетел из Донецка и взял курс на Минск. Почти треть салона «тушки» занимала футбольная команда «Пахтакор», летевшая в Минск на игру с местными динамовцами.
Немногим ранее, в 12.53, из аэропорта города Воронежа взлетел другой «Ту-134А» №65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс 7628 Челябинск — Воронеж — Кишинев. Этот самолет был загружен более основательно — 88 кресел в пассажирском салоне были заняты, из них 16 — детьми в возрасте до 12 лет.
В 7.50 заступила на дежурство новая смена авиадиспетчеров. Вчерашний студент старательно произвел все необходимые вычисления. Вычертил траектории полетов двух самолетов. Определил теоретическую точку пересечения лайнеров. По расчетам новичка, самолеты должны пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты. Но истинный интервал составлял менее одной минуты.
РОКОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Где-то ближе к половине второго дня диспетчер дал команду ташкентскому борту занять эшелон 8400 метров, где уже шел «Ту-134» из Челябинска. Два самолета, вылетевшие из разных аэропортов, начали движение навстречу своей гибели. К тому времени между ними было еще 50 км. До катастрофы оставалось 7 минут.
На часах было 13.33, когда один из дежурных диспетчеров проверил расчеты молодого коллеги. Но, как назло, в небе появился еще и третий самолет – «Ил-62», который летел на высоте 9 тысяч метров. Обнаружив ошибку молодого специалиста, другой диспетчер берет управление движением самолетов на себя и приказывает в срочном порядке «Ил-62» освободить высоту 9 тысяч метров, а ташкентскому самолету ее занять. В эту же минуту диспетчер предупреждает экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет. Из-за внезапно возникших радиопомех ташкентский борт команду диспетчера не принял. Вместо этого по невероятной случайности данный приказ услышал экипаж «Ил-62», штурман которого с готовностью отрапортовал: понял, занять высоту. Еще одна злая усмешка судьбы — диспетчер, ожидавший ответа от ташкентского экипажа, не расслышал из-за помех позывные штурмана, посчитал, что принял ответ белорусского «Ту-134», и выключил связь.
До катастрофы оставалась 1 минута 10 секунд. И за это время ни молодой стажер, ни его более опытный коллега не удосужились хотя бы раз проконтролировать исполнение бортом №65735 приказа о перемене эшелона или просто взглянуть на локатор.
В 13 часов 35 минут и 38 секунд «Ту-134А» №65816 врезался под углом 95 градусов в своего «близнеца» №65735. Оба самолета шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полета лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение.
Спустя еще минуту экипаж «кукурузника» «Ан-2», выполнявшего регулярный рейс Черкассы — Донецк, увидел страшную картину: немного правее его курса из облаков вывалились обломки самолета: искореженный хвост, кусок крыла, стойка шасси и… люди.
В 14.08 с аэропорта Подгородное уже взлетел «Ан-2» поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе деревни Елизаветовка (где, кстати, на одном конце играли свадьбу, а на другом шла похоронная процессия) разбросаны металлические обломки, а на земле догорают два самолета. Район катастрофы был немедленно оцеплен милицией и войсками, а через несколько дней государственная комиссия приступила к расследованию причин трагедии.
Каждому из диспетчеров – и стажеру, и его более опытному коллеге – дали по 15 лет тюрьмы. Но тем десяткам людей, кто погиб в небе над Украиной, и тем десяткам тысяч, кто провожал их в последний путь, от этого было не легче.
КСТАТИ
Лишь раз в истории авиации была более масштабная катастрофа по числу унесенных человеческих жизней. 12 ноября 1996 года над аэропортом в Нью-Дели (Индия) столкнулись саудовский «Боинг-747» и казахский «Ил-76». Погибло 349 человек.





