Футбольные войны сороковых годов

В течение почти всей Второй мировой войны Аргентина сочувствовала «странам оси» – коалиции Берлин – Рим – Токио. В свою очередь Бразилия, вечный соперник Аргентины, в 1942 году прервала дипотношения с Берлином, а в июле 1944-го даже направила свой экспед
news

НА ФУТБОЛЕ

В течение почти всей Второй мировой войны Аргентина сочувствовала «странам оси» – коалиции Берлин – Рим – Токио. В свою очередь Бразилия, вечный соперник Аргентины, в 1942 году прервала дипотношения с Берлином, а в июле 1944-го даже направила свой экспедиционный корпус на итальянский театр военных действий, потеряв в этих сражениях свыше двух тысяч человек.

А Аргентина лишь 27 марта 1945 года решила наконец «объявить войну» Германии. Неудивительно, что именно в Аргентину, а через нее – в Парагвай после войны направился основной поток нацистов, искавших спасения от расплаты за свои преступления.

Сороковые годы в аргентинском футболе прошли под знаком ожесточенного, ни на минуту не затихающего соперничества двух главных футбольных клубов этой страны: «Бока Хуниорс» и «Ривер Плейт». Оба родились в начале века в портовом районе устья Ла-Платы. Их инчады отличались буйным нравом, и самая первая грандиозная драка, потребовавшая вмешательства полиции, произошла между ними уже в 1914 году. Обе команды имели одну и ту же форму: белые футболки с красной полосой. И вскоре с этим пришлось разбираться в специальном матче: кто победит, тот оставляет эти цвета себе, но уходит из любимого района. Победил «Ривер». И, сохранив любимую форму, отправился в квартал Нуньес, где остается до сих пор. А «Бока» должна была сменить форму, и тогда решено было взять цвета флага первого судна, которое войдет в акваторию порта. Им оказался шведский корабль. С тех пор у «Боки» желто-голубые цвета и все тот же бурлящий страстями портовый район Ла-Платы — кипящее средоточие бедноты, убогих кабаков, где по ночам звучат страстные ноты танго и сверкают в пьяных драках ножи матросов, воюющих за случайных подруг. Так это было в начале века, такими они оставались в годы войны, такой я видел «Боку» в 60-х и 90-х годах.

После воцарения профессионализма «Ривер-Плейт» превратился в самый богатый клуб, обладавший наибольшим (14 900) количеством членов, отличным стадионом в самом шикарном районе Буэнос-Айреса — Палермо, высокими зарплатами игроков и претенциозными планами. Не случайно после покупки форварда Писеля за головокружительную по тем временам сумму в 10 тысяч песо «Ривер» был прозван «Лос Миллионариос» — «Клубом миллионеров». Начавшаяся в 1939 году в Европе война мало волновала аргентинцев. У них шла своя война: в 1940, 1943—1944 годах чемпионом становилась «Бока», в 1941—1942 и 1945-м – «Ривер». В этой войне были свои герои. У «Ривера» — Хосе Мануэль Морено, Феликс Лоусто, Адольфо Педернера и Анхель Лабруна (за двадцать лет в «Ривере» – 292 гола в 515 играх). У «Боки» — Гандулла, Эмеаль, Карлос Соса – для многих лучший защитник в истории страны, и самый великий – Хайме Сарланга, неудержимый голеадор, забивший в рядах «Боки» с 1940 по 1948 годы 115 голов в 193 матчах. Его прозвали «Пираньей» за стремительный и элегантный стиль игры, за умение не только завершать, но и организовывать атаки, что тогда не было свойственно форвардам. Именно его искусство стало решающим в завоевании титула чемпиона в 1940 году, когда появилась легендарная «Бомбонера», на которой в ставшем уже традиционным дерби был разгромлен «Ривер» (3:1).

В те годы аргентинский футбол был техничен и красив. Не случайно Аргентина выиграла у бразильцев четыре Кубка Рока подряд. Не случайно доминировали аргентинцы в Кубках Америки 1941 и 1945—1946 годов. И бразильские клубы стали даже соперничать друг с другом, пытаясь купить для себя аргентинских звезд.

ДОСЛОВНО

«В начале сороковых аргентинский клуб «Ривер Плейт» создал одну из лучших команд в истории футбола. Хотя все в команде выполняли любые функции, но линия форвардов – Муньос, Морено, Педернера, Лабруна и Лусто – выделялась особо. Эти пятеро понимали друг друга без слов, они общались не глядя, посвистывая. Свистом указывали, куда следует дать пас, свистом звали мяч, как хозяин зовет верную собаку, которая всегда бежит за ним, не теряясь, не отставая».

(Эдуардо Галеано, из книги «Футбол на солнце и в тени»)

Новости. Футбол