Генеральная репетиция перед «Мараканасо»

Первые две встречи на южноамериканском чемпионате 1949 года сборная Бразилии выиграла с подавляющим преимуществом: 9:1 — у Эквадора, и 10:1 — у Боливии. Затем 13 апреля была повержена команда Чили, этот результат был скромен — 2:1. Но дальше «голеады» пр
news

НА ФУТБОЛЕ

Первые две встречи на южноамериканском чемпионате 1949 года сборная Бразилии выиграла с подавляющим преимуществом: 9:1 — у Эквадора, и 10:1 — у Боливии. Затем 13 апреля была повержена команда Чили, этот результат был скромен — 2:1. Но дальше «голеады» продолжились.

17 апреля (в Сан-Пауло) Бразилия — Колумбия — 5:0, 24 апреля (в Рио) Бразилия — Перу — 7:1, 30 апреля (в Рио) Бразилия — Уругвай — 5:1. После таких побед голова у болельщиков должна была к финальному поединку с командой Парагвая окончательно закружиться, и потому пари в Рио и Сан-Пауло заключались не на исход этого матча, в котором никто не сомневался, а на количество голов, которые будут забиты парагвайцам. Меньше пяти никто не называл. Ставки принимались и на десяток, и на дюжину. Еще заключались пари: смогут ли парагвайцы забить «нам» хотя бы один гол?

Увы, непредсказуемость футбола сыграла со спорщиками злую шутку. Прежде чем делать ставки, надо было бы присмотреться к показателям скромной, казалось бы, парагвайской сборной. А они были весьма неплохими: из шести сыгранных матчей Парагвай проиграл только один — уругвайцам со счетом 1:2. Остальные пять были выиграны, причем Боливия была повержена — 7:0, а Колумбия — 3:0. Таким образом, Парагвай отставал от бразильцев на два очка, и Бразилии для победы в турнире достаточно было ничьей. Но какая там ничья?! Прекратите эти разговоры! Торсида требовала победы, причем обязательно с разгромным счетом!

И бразильцы вышли 8 мая на поле под бурю оваций, как бы отвечая на этот «призыв родины». «Сейчас мы им наколотим!» — читалось на лицах питомцев Флавио Косты. Это сладостное предвкушение победы усилилось, когда в первом тайме Тезоуринья открыл счет. Однако после перерыва парагвайцы вдруг прибавили в скорости, в мощи атак и забили сначала один мяч, потом другой. 1:2 — на табло «Сан-Жануарио». Растерянная, примолкшая торсида отказывалась верить своим глазам. Приготовившиеся играть победные гимны оркестры на трибунах зачехлили свои трубы. Транспаранты «Бразилия — чемпион!» пришлось стыдливо сворачивать и запихивать под футболки. Ракеты, приготовленные для праздничного фейерверка, так и остались невостребованными. (Забегая вперед, замечу, что урок этот не пошел впрок, и через год история повторилась на чемпионате мира, где бразильцы также попытались заранее, до выхода на поле, до первого удара по мячу насладиться победой своей «самой великой», «лучшей в мире» сборной).

Итак, Парагвай достал Бразилию по количеству набранных очков, хотя и, безусловно, проигрывал по сотношению забитых и пропущенных мячей. Срочно собранный оргкомитет турнира принял решение провести дополнительный матч. Он был назначен на 11 мая на том же самом стадионе «Сан-Жануарио» — «домашней» арене «Васко», который составлял основу сборной.

И тут все встало на свои места. Отбросив крикливый триумфализм, Флавио Коста и его парни подошли к делу с предельной серьезностью. Уже в первом тайме сначала Адемир забил два мяча на 17-й и 27-й минутах, а за две минуты до перерыва Тезоуринья утроил счет. Во втором тайме в ворота гостей влетели еще четыре мяча. Семь безответных голов! Это был поистине чемпионский финиш. По два гола забили Тезоуринья и Жаир, и хет-трик сделал Адемир. После побед у себя дома в 1919 и 1922 годах в третий раз бразильцы стали чемпионами континента.

Была у этого турнира одна немаловажная особенность: Флавио Коста использовал в нем всех двадцать двух заявленных футболистов. Он проверял свои «кадры», готовил себя и их: ведь эта победа должна была стать ступенькой к самому великому свершению, которое ожидалось на будущий год, — к победе на четвертом чемпионате мира на строившейся в лихорадочном темпе «Маракане». С этой точки зрения можно отметить еще одну важную для истории бразильского футбола особенность этого турнира. В нем не только играли участники четвертого чемпионата мира (Адемир, Зизиньо и другие), но и сделали свои первые шаги в сборной страны будущие герои чемпионатов мира 1958—1962 годов: Мауро Рамос де Оливейра (капитан победившей в Чили команды-1962) и ставший легендарным, прозванный впоследствии «Энциклопедией футбола» левый защитник и тоже 2-кратный чемпион мира Нильтон Сантос.

ДОСЛОВНО

«Футбол восхитителен потому, что у него нет логики, не бывает результата, определенного накануне. Слабый вдруг превосходит себя, фаворит в избытке самоуверенности проваливается. В футболе нас постоянно поджидает сюрприз, секунды потрясающей красоты сменяются мгновениями грязной агрессии, но всегда в футболе царят восторг, фантазия, неожиданность, они служат багетом, обрамляющим панораму игры, игры страстей».

Антонио Луис Мендес де Алмейда, бразильский писатель,
фрагмент романа «Однажды «Фламенго»

Новости. Футбол