14 футболистов погибли в небе над Украиной. Адскую авиакатастрофу тут же засекретили

Большая часть авиакатастроф, как известно, происходит во время взлёта или посадки. В этих фазах у пилота остаётся гораздо меньше времени, чтобы найти выход из нештатной ситуации, к тому же количество рисков возрастает кратно. В режиме горизонтального полёта же инциденты обычно происходят редко - и обычно вследствие грубых ошибок экипажа или диспетчеров.
Именно такой исключительный случай стал причиной страшной трагедии 1979 года. 11 августа самолёт, на борту которого находились 14 футболистов советского «Пахтакора», протаранил другое судно в небе над Украиной.
В результате столкновения не выжил никто.
Самолёт с российским топ-клубом неожиданно развернули над Польшей. Игроков грозили сбить
«Ребята почувствовали, что можно всех обыгрывать»
Ташкентский «Пахтакор» был основан в конце 50-х и довольно быстро превратился в сильнейшую команду советского Узбекистана. Столичный клуб вошёл в состав высшей лиги чемпионата СССР в 1960 году и выступал там с переменным успехом. «Хлопкоробы» в основном держались в середине таблицы и пару раз даже вылетали из элиты, но всякий раз непременно возвращались обратно.
В середине 70-х, однако, «Пахтакор» впал в глубокую депрессию. Увязнув во второй лиге на три года, только в 1978 году клуб сумел вновь пробиться в «вышку». К тому моменту в команде подобрался весьма солидный по республиканским меркам состав, но в полной мере раскрыть его потенциал у Александра Кочеткова не получалось: в том сезоне «хлопкоробы» заняли лишь 11-ю строчку.

Тогда в ташкентском руководстве приняли решение о замене главного тренера, пригласив на должность Олега Базилевича - в тандеме с Валерием Лобановским он дважды выигрывал с киевским «Динамо» всесоюзный титул. Приехав в Узбекистан, специалист мгновенно нашёл общий язык с коллективом и убедился в его перспективности. На старте сезона «Пахтакор» блистал, и журналисты авансом готовы были наградить команду медалями - так стройно и уверенно играли «хлопкоробы».
Предсезонка была очень тяжёлая, трёхразовые тренировки. Интенсивность высоченная, когда пульс — 180 ударов в минуту. Но мы знали: что зимой заложишь, то летом и получишь. И как раз летом ребята почувствовали, что можно всех обыгрывать, - рассказывал «СЭ» экс-игрок «Пахтакора» Туляган Исаков.
Однако довести проект до ума Базилевичу не удалось. Путь республиканского клуба к призам прервал жуткий инцидент, жертвами которого стали 178 человек, включая 17 работников «Пахтакора»: 14 футболистов, помощник тренера, администратор и врач.
Самолёт сборной России задержали за границей. Всё из-за национального символа
«Это было единое на всех горе»
Около полудня 11 августа «Пахтакор» вылетел из Ташкента в Минск, где «хлопкоробы» должны были провести матч чемпионата СССР с «Динамо». На борту лайнера находилась не вся команда: часть игроков отправилась в Беларусь раньше, часть зарегистрировалась на более поздний рейс. Базилевич и вовсе летел на игру из Сочи, где встречался с женой - впоследствии тренер очень тяжело переживал случившееся.
Полёт Ту-134 поначалу проходил нормально. Самолёт сделал промежуточную посадку в Донецке, после которой вновь поднялся в небо, чтобы теперь уже направиться в Минск. Примерно в то же время курс на Воронеж держал другой лайнер той же модели, следовавший из Челябинска в Кишинёв. Траектории самолётов пересекались, однако проблемой это стать не должно было: диспетчеры в таких случаях просто разводят два борта по времени.

К несчастью, на этот раз справиться с элементарной задачей специалисты не сумели. В ответственный момент опытный диспетчер отвлёкся от работы, назначив старшим 20-летнего новичка со стажем в 2,5 месяца. Парень провёл расчёты и определил, что самолёты разойдутся с разницей в три минуты, но совершил ошибку. Его коллега в последний момент попытался дать экипажу команду набрать высоту, но помехи не позволили пилотам расслышать инструкцию. В 13:35 два лайнера столкнулись в небе над Днепродзержинском. Пилоты сделали всё возможное, чтобы спланировать, но оба самолёта ушли в пике и потерпели смертельное крушение.
Результаты следствия по делу, разумеется, были засекречены - довольно быстро стало ясно, что причиной инцидента стал вопиющий непрофессионализм диспетчеров на земле. Однако скрыть катастрофу, как это было с хоккейной командой ВВС в 1950 году, было уже невозможно. Хотя рассказывать об инциденте в СМИ не стали, скоро о трагедии узнала вся страна.
Это было единое на всех горе, тысячи сердец бились в унисон. Люди стояли на всём пути следования траурного кортежа от аэропорта до Боткинского кладбища. На церемонии погребения, на которой присутствовало всё руководство республики, выступавшие с трудом подбирали слова, - вспоминал Базилевич.
Впоследствии тренеру пришлось заново собирать команду, чтобы завершить сезон, однако продолжить работу в Ташкенте он не смог. В том же году Базилевич покинул клуб, которому руководство чемпионата СССР после трагедии гарантировало место в элите на три года. И только 30 лет спустя на месте падения самолёта появился мемориал: расколотая чёрная стела с изображением белого журавля, устремившегося в небо.





