«Вратари-разбойники» держат ворота «Локомотива» на замке

Вратарская позиция в «Локомотиве» традиционно считается одной из самых прочных не только в клубе, но и во всей премьер-лиге. Даже несмотря на то, что работающим сейчас на сборе в Руйте голкиперам железнодорожников Сергею Овчинникову и Зауру Хапову на дво
news

ФУТБОЛ

Вратарская позиция в «Локомотиве» традиционно считается одной из самых прочных не только в клубе, но и во всей премьер-лиге. Даже несмотря на то, что работающим сейчас на сборе в Руйте голкиперам железнодорожников Сергею Овчинникову и Зауру Хапову на двоих уже больше семидесяти! Но эти матерые «вратари-разбойники» с тренировок уходят в числе последних.

ОВЧИННИКОВ МОГ ЗАКОНЧИТЬ ИГРАТЬ В 25

Возраст основного вратаря «Локомотива» и сборной России по современным меркам отнюдь не критический. Однако с именем Сергея Овчинникова связаны почти все главные вехи современной истории клуба. Босс стал вратарем №1 в команде Юрия Семина еще в 92-м, когда состоялся первый чемпионат России. Сначала он помог «Локо» дважды подряд выиграть Кубок страны. А затем, после четырехлетней «командировки» в Португалию, Овчинников вместе со своей командой выиграл российское «золото», дважды пробившись во второй этап Лиги чемпионов.

— Сергей, с высоты 33 лет уже можете точно сказать, какой возраст для вратаря оптимальный?

— Сейчас могу утверждать наверняка: чем моложе голкипер, тем лучше. Харин начал карьеру в большом футболе в шестнадцать, да и сейчас в нашей стране есть хорошие молодые вратари. В молодом возрасте легче переносятся нагрузки, парню не нужно работать через «не могу».

— А как же такой фактор, как опыт?

— Думаю, его возвели в ранг серьезного фактора сами вратари. При необходимости всегда можно сослаться на его недостаток. Но ведь голкипер должен регулярно выручать команду независимо от того, сколько ему лет – двадцать или сорок! То есть необходимые навыки приобретаются им довольно рано. Ну и плюс врожденные качества. Смесь всего этого и позволяет молодому вратарю творить чудеса. А опыт нужен, скорее, не на поле, а за его пределами – когда тебе уже немало лет, важно чувствовать и понимать, как лучше подготовиться к сложным матчам, пусть даже на фоне усталости.

— Вы считаете себя великовозрастным футболистом?

— А как иначе?! Почему-то многие считают, что вратарь в возрасте за 30 может играть совершенно спокойно. Хоть до сорока лет. Но как раз таких долгожителей, выступавших на действительно высоком уровне, в истории мирового футбола не больше десятка. Но, знаете, я не ставлю себе задачу выступать как можно дольше. Если почувствую, что не могу играть на уровне, скажем, еврокубков, то сразу же уйду. Скажу больше: хотя футбол для меня не только профессия, но и любимая игра, он никогда не был важнее моей личной жизни. Если бы вдруг потребовалось покончить с кочевой судьбой профессионального спортсмена, я ради своих близких закончил бы играть и в двадцать пять. И постарался бы найти себя в чем-то другом.

— К 25 годам вы и вправду давно имели репутацию одного из сильнейших вратарей страны. Но физические кондиции наверняка ведь не могут быть в любом возрасте постоянными. Вот, к примеру, ваш «боевой» вес в последние годы как-то менялся?

— Да, и довольно существенно. Когда я шесть лет назад уезжал в Португалию, то весил 98 килограммов. А теперь у меня обычно не более 90. Есть разница?! Но не подумайте, я не режимщик-фанатик. Просто однажды почувствовал, что далеко не все джинсы, которые мне нравятся, я смогу на себя натянуть. Вот и решил похудеть (смеется).

— Футбол, вы сказали, ваша любимая работа. Но вы уже и добились многого. Со спортивной мотивацией проблем не возникает?

— Никаких. Играя на серьезном уровне, всегда есть к чему стремиться. Когда-то я выигрывал кубки России и Португалии. В 2002-м вместе с «Локо» завоевал «золото» нашего первенства. А теперь надо покорять Лигу чемпионов. Что это означает в нынешней ситуации? Думаю, если мы попадем в четвертьфинал, то это будет отличным результатом для «Локо», новой европейской вершиной клуба. В то же время почему бы в таком случае не пройти еще дальше?! Словом, высокие цели всегда можно найти.

— Общаясь с Зауром Хаповым, чувствуете, что он старше, взрослее вас?

— Всегда отдаю себе в этом отчет. И не перестаю удивляться характеру Заура, его самоотдаче на тренировках. Уверен, в большинстве клубов нашей премьер-лиги он смог бы стать вратарем №1. Да и в «Локо» полевые игроки, по-моему, не сомневаются, что Хапов в сложной ситуации не подведет.

ХАПОВА МЯЧ НАХОДИТ САМ

Заур Хапов провел в «Локомотиве» уже четыре сезона. И все это время остается в статусе запасного вратаря. Достаточно сказать, что в составе «Локо» он сыграл в чемпионате России лишь два матча.

— Когда переходили в «Локомотив», предполагали, что придется почти всегда оставаться в запасе?

— Нет, тогда об этом просто не задумывался. Да, так уж сложилось, что все время я оставался запасным. Но ведь Руслан Нигматуллин в 2000–2001 годах действительно провел отличные сезоны и в клубе, и в сборной. И мне его потеснить было крайне сложно. А потом в команду вернулся Сергей Овчинников, который в рекомендациях не нуждается. Что мне оставалось делать? Я решил продолжать максимально ответственно работать на тренировках.

— А как руководители клуба относились к тому, что вы долго не попадаете в основу?

— Два года назад, когда у меня закончился очередной контракт с «Локомотивом», у нас с Юрием Семиным состоялся откровенный разговор. Он сказал мне, что клуб продолжает рассчитывать на меня, хотя и не может гарантировать место в основе. А если бы я предпочел уйти, меня отпустили бы без всякой компенсации. Я подумал и предпочел остаться.

— Неужели не хотелось занять где-нибудь место основного вратаря?

— Скажу откровенно, заманчивых предложений у меня и не было. Предлагали, правда, вернуться в «Аланию», но ведь это уже не та команда, в составе которой я в 95-м стал чемпионом.

— Не обидно было, когда даже во время прошлогодней дисквалификации Овчинникова вы не играли в премьер-лиге за «Локо»?

— Тогда Платон Захарчук имел статус второго вратаря. Предполагалось, что в отсутствие Овчинникова именно он встанет в ворота. Увы, тогда мы пропустили довольно много, и Платон предпочел уйти из клуба. Хотя не думаю, что он сыграл так уж слабо.

— В 39 лет человек неизбежно теряет в той или иной степени функциональные возможности. Как вы их компенсируете?

— Конечно, прыгать так же много и далеко, как в 20–25 лет, мне сейчас сложно. Но я стараюсь находить выход. Вот Вадим Евсеев часто шутит на тренировках, что куда он ни пробьет, мяч сам меня находит. Значит, хотя бы правильный выбор позиции я не разучился делать. Но, главное, я по-прежнему работаю на тренировках без всяких поблажек.

— Ветераны «Локомотива» часто остаются в клубе работать в ином качестве. Стать тренером команды вам еще не предлагали?

— В принципе, такая перспектива очень интересна. Передо мной есть положительные примеры бывших футболистов «Локо». К примеру, Алексей Арифуллин сейчас возглавил спортшколу, а Александр Смирнов работает начальником команды «Титан», которая вошла в структуру клуба.

НАША СПРАВКА

Заур ХАПОВ
Родился
21 ноября 1964 года.
Карьера: «Спартак», Нальчик (1981–1982, 1985–1986), СКА, Ростов-на-Дону (1983–1984), «Спартак», Москва (1987–1988), «Шинник», Ярославль (1988), «Динамо», Тбилиси (1989–1990), «Алания», Владикавказ (1991–1999), «Локомотив», Москва (с 2000 года).
Достижения: чемпион России 1995 и 2002 гг., обладатель Кубка России 2000 и 2001 гг. Чемпион Грузии 1990 года.
Сборная: 2 матча (пропустил 2 мяча). Первая игра 29.01.94 с США – 1:1, последняя – 2.02.94 с Мексикой – 4:1.

Сергей ОВЧИННИКОВ
Родился
10 ноября 1970 года.
Карьера: «Динамо-2», Москва (1988—1989), «Динамо», Сухуми (1990), «Локомотив», Москва (1991—1997 и с 2002 года), «Бенфика» (1997—1999), «Алверка» (1999—2000), «Порту» (2000—2002).
Достижения: чемпион России-2002, обладатель Кубков России 1996 и 1997 гг., Кубков Португалии 2000 и 2001 гг.
В 2002 году установил рекорд российских чемпионатов – 20 матчей без пропущенных мячей.
Сборная: 29 матчей (пропустил 33 мяча). Первая игра 17.02.93 с Сальвадором – 2:1, последняя – 15.11.03 года с Уэльсом – 0:0.