Олег Романцев: Резать мясо меня научил Анатолий Тарасов

Романцев изменился. Внешне. Он утверждает, что изменился и внутренне. Во всяком случае, отказался от многих из тех табу, что казалось, отлиты им в бронзе.
news

ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Романцев изменился. Внешне. Он утверждает, что изменился и внутренне. Во всяком случае, отказался от многих из тех табу, что казалось, отлиты им в бронзе.

ШКОЛА ПАТРИАРХА

Признаюсь, не знал игрока Романцева – возрастом не вышел для общения. А за тренером Романцевым пусть нерегулярно, но наблюдаю уже лет пятнадцать. Сложный он. Причем сложный, как мне кажется, прежде всего для самого себя. Общительный и доброжелательный с журналистами и, как говорят, тиран в работе. Да что там слухи, – поступки Романцева в «Спартаке» о многом говорили.

— Олег Иванович, термин «отработанный материал» по отношению к живому футболисту ввели вы. Не термин даже, приговор…

— Да нет, этот термин ввели вы, журналисты. Ваш излюбленный прием – вырвать фразу из контекста и растиражировать. Против таких приемов я бессилен.

— Но, согласитесь, неожиданно для всех убрать из состава игрока без видимых на то причин – это прием из арсенала тренера Романцева. Хотя к результату он приводил…

— Нужно уметь резать мясо. Без этого ты – не тренер…

— Олег Иванович, вот вы опять сказали, а подумают…

— А это не я сказал. Это мне сказал патриарх отечественной тренерской науки Анатолий Владимирович Тарасов.

— И вы с ним согласились?

— Я ответил, что не смогу так поступать. Сердце, казалось, разорвется. Тарасов сказал на это: тогда ты не станешь тренером.

— То есть тренер должен порой уметь совершить жесточайший поступок без жалости к игроку. Высказать ему претензии, которых он может и не заслуживает…

— Есть тренерские приемы, подходящие индивидуально под каждого спортсмена. Это неоспоримо. Нужно требовать, зажигать игрока, внушать ему свое видение его роли. Жестко, требовательно. Но, естественно, без личных оскорблений. Я помню случай, когда мы стали чемпионами тура за три. Вернее становились ими, сыграй дома с кем-то вничью. Команда сыграла вничью и де-юре стала чемпионом. Вместо поздравлений с золотом я устроил ребятам разнос по полной программе. И считаю – правильно. В итоге тренер несет ответственность за результат, и вся критика выливается на него.

— И тут опускаются руки. Вы и к этому были готовы?

— А к этому меня подготовил другой наш великий тренер – Виктор Васильевич Тихонов. Он учил меня, что когда кажется, что весь мир против тебя, самое главное лекарство – полностью сосредоточиться на работе, полностью отдаться ей.

— Вам уже приходилось передавать кому-то эти заповеди?

— Приходилось. И вы знаете кому…

ЗАЧЕМ ЯРЦЕВУ СМОТРЕТЬ ЧЕМПИОНАТ?

— Что вы сказали Георгию Ярцеву, когда узнали о его назначении на пост главного тренера сборной?

— То, что говорил мне Тихонов. О том, что за победами обязательно последуют поражения. И критика, и обида. Для того чтобы это предсказать, не требовалось быть пророком.

— А кому, на ваш взгляд, сложнее тренировать сборную: вам или Ярцеву?

— У Георгия Александровича очень сложный период. Те, прекрасные футболисты, которые долгие годы со мной ли, не со мной привлекались в сборную как ее основная сила, сегодня уже на сходе. Великолепные мастера Онопко, Карпин, Мостовой – они уже не смогут решать задачи на высочайшем уровне. С этим нужно смириться. А со сменой у нас тяжело.

— В смысле?

— Ну, смотрите: что, мы не могли пригласить Ярцева слетать в Казань накануне отборочных матчей? А вот стоит ли ему туда лететь? Какого нового игрока, необходимого сборной, он может обнаружить в составе «Динамо» и «Рубина»? И так – почти во всех командах.

— В «Динамо» Ярцев может на Булыкина полюбоваться. Или подсказать тренеру, как он научил его забивать за сборную…

— Это плохая ирония. Да, Булыкин привлекается в сборную. Да, ему везет, как в матче со словаками, – и он забивает. Но на везении одного игрока нельзя строить работу всей команды. Булыкин прежде всего сам должен понять, что если он не будет забивать за клуб, его вообще могут в сборную не вызвать. А случись такое и попади Булыкин в Англию, там вообще никто не станет обращать внимания на то, что ты забиваешь за сборную. Там ведь как – если легионер, будь на голову выше местных.

— В России все по-другому…

— Не знаю, как у других. А я первым делом объяснял иностранцам, что они должны быть на голову сильнее русских игроков, – только тогда они попадут в мою основу. Даже при равных показателях я предпочту нашего игрока…

— В этом сезоне не то что игроков – тренеров предпочитали иностранных…

— Серьезный вопрос. Иностранный специалист, пусть и более талантливый, чем наш, вынужден давать результат уже в первом сезоне. Он не может работать с прицелом на три года вперед. Его уволят после первых же пяти-шести провальных матчей. Потому и в селекции тренеры-иностранцы опираются на проверенных игроков. Пусть не звезд, но тех, кто решит поставленную задачу уже сегодня. И обвинять такого иностранца в том, что он не просматривает резерв, бессмысленно. Как невозможно себе представить, что кто-нибудь из иностранцев способен увидеть в реутовской команде будущего капитана сборной Андрея Тихонова.

— Или в детской команде – Титова.

— Вот именно. Кстати, такая ситуация бьет и по сборной. Титов, попав в основу «Спартака», был мною сразу подключен к сборной. И должен был поехать в Англию в 1996 году. Мало кто это знает. Правда, к сожалению, Титов тогда заболел. Но я был уверен в потенциале Егора…

АРИФМЕТИКА ПО-РОМАНЦЕВСКИ

— Выходит, замкнутый круг. Разорвать его можно лишь выгнав иностранцев и с поля, и с тренерских скамеек.

— Я вижу выход в том числе и в расширении премьер-лиги…

— Это как-то связано с нынешним щекотливым положением «Динамо»?

— Оставьте иронию! Дело не в «Динамо». Я в клубе – частное лицо. «Динамо» останется в элите без всяких расширений, за счет игры. Но расширение премьер-лиги до восемнадцати (как минимум) команд необходимо.

— В начале 90-х вы говорили, что России достаточно 12 команд?

— Изменилось время, изменилась ситуация. И я изменил свое мнение. Когда в начале 90-х в высшую лигу команды попадали не по спортивному принципу, а по политическому, на 16–18 команд просто не хватало квалифицированных футболистов.

— А теперь хватает?

— Вы посмотрите на «Терек»! Это по составу элитный клуб, а не клуб первого дивизиона. Более того, сегодня, когда футболистов высокого класса стало больше, рабочих мест стало меньше. Я говорил о 12 клубах – это примерно 480–500 игроков элиты. Сегодня команд 16. А лимит наших игроков в них такой же! Потому что в каждом клубе в среднем по 10 иностранцев. Это простая арифметика – посчитайте столбиком – для российских игроков мест даже меньше стало!

— Но тогда вы говорили еще и об утомительных перелетах по всей России...

— Я изменил свое мнение. Игрок должен играть. За него платят миллионы, а показывают публике один раз в неделю. Возьмите пример из шоу-бизнеса: приезжает супергруппа и поет раз в неделю. Да они по три концерта в день дают!

— Певцам что, они поют. А ноги – они не железные!

— Убежден, что игроки могут полностью восстанавливаться к матчу за два-три дня. И восстанавливаются. Даже баскетболисты в НБА через два дня на третий играют. А ведь у этих двухметровых ребят физиология другая, им тяжелее нагрузки переносить.

О ДЕСЯТОМ ТИТУЛЕ НЕ МЕЧТАЮ

— Вы, кстати, чувствуете ответственность за то, что случилось со «Спартаком»?

— С какой стати? Мой уход из «Спартака» не был для меня неожиданностью. Руководство клуба, теперь уже бывшее, сделало все, чтобы его уничтожить.

— Мне кажется, за судьбу Романцева в нашем футболе не стоит беспокоиться. Перекупит вас какой-нибудь другой суперклуб, и вы станете обладателем десяти титулов тренера-чемпиона…

— Что вам кажется, ваше личное дело. Стать 10-кратным чемпионом – для меня не самоцель. Более того, мне это не очень интересно, скажем, сделать чемпионом и без того сильную команду. Другое дело – попытаться с какой-то командой пройти весь путь снизу на самый верх заново. Такая задача интересна, ради нее стоит работать.

— А может, проще уехать за границу. Предложения ведь есть?

— Есть. Из Испании. Из Германии. Но в Германии клуб как раз не слишком. Мне любопытно было бы поработать с азиатскими командами – из Кореи или Китая. Почему? Менталитет азиатского игрока таков, что он не ставит под сомнение указания тренера, его четкие установки. Они их старательно и вдумчиво выполняют. И попытаться найти применение своему опыту в таких формах, согласитесь, интересно. Впрочем, это из области теории. Давайте заканчивать разговоры. У нас матч в Казани. Мне надо смотреть тренировку…

ОЛЕГ РОМАНЦЕВ ПРЕДАТЕЛЬСТВА НЕ ПРОСТИЛ НИКОМУ

Первая часть беседы с Олегом РОМАНЦЕВЫМ была опубликована во вчерашнем номере «СС». Олег Иванович рассказал о том, что:

— в отпуске он поймал щуку на 12 кг;

— обидевшись на некоторых журналистов, предпочел не общаться со всей прессой;

— клуб «Динамо» он консультирует как частное лицо и контракта не подписывал;

— по его мнению, чемпионом станет ЦСКА или «Зенит», а у «Динамо» есть все шансы остаться в премьер-лиге;

— он, Олег Романцев, не простил тех, кто его предал.

Новости. Футбол