Скандалов не ждите!

ЕВРО-2008
Допинг-контроль
ДОПИНГ. Скандалов по этой части на международных футбольных турнирах – minimum minimorum. Скандалят велосипедисты, штангисты, бегуны на все виды дистанций, среди футболистов – только Марадона на ЧМ-94 вошел в историю как несгибаемый кокаинист. Впрочем, говорит ли это о том, что футбол был изначально чист от допинга?
БЕДРЫШКИ ДЕЛЬ ПЬЕРО
Еще на ЧМ-54 немцы в финале обыграли венгров (3:2), говорят, наглотавшись чудо-таблеток со склада министерства обороны (предназначались летчикам и подводникам – для поднятия тонуса). Тот же «Кайзер» Франц Беккенбауэр признавался, что в середине 70-х в «Баварии» применяли так называемую аутогемотерапию: перед матчем собственная кровь набирается из вены в шприц и тут же, пока не свернулась, вводится себе внутримышечно, организм отвечает внештатным выбросом эритроцитов. Ныне это называется – манипуляцией с кровью и считается чуть ли не уголовным преступлением в спорте. Писал в своей книге «Свисток» (1987) о применении допинга в бундес-лиге и вратарь «Тони» Шумахер, выводил на чистую воду футбол Италии тренер «Лацио» Зденек Земан (у Дель Пьеро, мол, из-за гормонов ляжки стали неприличного обхвата…).
В советском футболе тоже «химичили», однако, во-первых, не пойман – не вор, во-вторых, что не запрещено – то разрешено, и в-третьих, разработки различного рода стимуляторов тогда называлось «научным подходом к тренировочному процессу». В частности Всесоюзный НИИ переливания крови обосновывал метод (осторожно, не сломайте язык!) аутогемотрансфузии – вливания спортсмену перед стартом крови богатой эритроцитами. Точнее кровь спортсмену возвращали – его же, взятую во время изнурительных тренировок. Советские фармакологи вывели формулу и печально известного бромантана – он был даже рекомендован всем спортсменам при подготовке к Олимпиаде в Атланте, но вдруг за две недели до нее бромантан разоблачили как психостимулятор и ввели в черный список WADA (Всемирного антидопингового агенства). Говорят, при советах начались эксперименты спортсменов и с эритропоэтином – знаменитым ЭПО, бороться с которым научились только в 21 веке…
На Евро-2008 футболисты впервые в истории после матчей сдают анализы не только мочи, но и крови, но допинг-скандалов не предвидится – футбол будет чист, как правда. По одной простой причине – все сборные накануне прошли не одну проверку на «химию» – и в своих лабораториях, и в мировых. Канули в историю и «детские ошибки» – покурил «травку», понюхал от насморка эфедрина…
Конечно, есть в спорте и «химия» высшего пилотажа, бороться с коей WADA пока не может – к примеру, так называемые «короткоживущие полипептиды» – в моче они отсутствуют, в крови «живут» минут двадцать, единственный шанс выявить стимулятор – брать анализ прямо перед началом матча. Так, кстати и делают на ипподромах – скакуны, оказывается, тоже принимают допинг! Но, футболисты, слава богу – не кони, и, если верить специалистам, полипептиды до футбола еще не добрались…
ФУТБОЛ И «ЭПО»
Почему все-таки ужесточился допинг-контроль на Евро-2008? Этот вопрос «ССФ» задает известному борцу с допингом в российском спорте профессору Николаю Дурманову.
– Футбол считается спортом более-менее чистым, – говорит Дурманов. – Тем не менее, в последнее время и здесь заговорили о вероятности появления допинга, который повышает выносливость. В частности, знаменитого ЭПО – эритропоэтина (он повышает количество кислорода в крови). А что такое повышенный уровень гемоглобина у футболиста? Это лишних 10–15 минут игры на высоких скоростях. ЭПО можно обнаружить и в моче, но если инъекции прекращены за несколько дней до анализа – моча ничего не покажет. А вот по крови можно определить, принимал ли человек ЭПО даже месяц назад. Также по крови можно выявить гормон роста – еще один модный генно-инженерный подарок мировому допингу.
– Но гемоглобин можно повысить и вполне легальным способом – тренируясь в среднегорье. Раньше такая практика была довольно распространенной, ныне не очень…
– Действительно, если человек две-три недели тренируется на высоте 1800–2000 метров, у него, когда он спустится вниз, столько же времени будет держаться повышенный уровень гемоглобина. Но в тренировках на высокогорье свои минусы. Прежде всего, организационные: где жить, где тренироваться? Кроме того, высокий гемоглобин – это не всегда хорошо. Из-за него, когда организм обезвоживается, кровь слишком густеет, возрастает нагрузка на сердце… Кстати, в последнее время появились устройства, которые позволяют имитировать условия высокогорья – это такие камеры, в которых понижается уровень кислорода.
– В футболе довольно редки скандалы, связанные с допингом. Это потому что не брали анализ крови, или он действительно чист сравнительно с индивидуальными видами спорта?
– Скорее всего, второе. Хотя, конечно, всегда основное внимание WADA уделяла индивидуальным видам спорта – тяжелой и легкой атлетика, велосипедному спорту, лыжам. Но большой разницы между употреблением допинга в индивидуальных видах спорта и игровых нет. И там, и там смысл в том, чтобы с помощью химических средств обмануть природу – дать организму больше сил, выносливости. Или поднять боевой дух. Конечно, и в футболе случались скандалы, и даже возникали разговоры, что целые национальные футбольные лиги поражены химией. Но я категорически не верю, что в наше время есть «химические» команды, какие-то секретные программы. Спорт – это вообще большая деревня. Все обо всех знают. И поэтому рисковать репутацией, а в некоторых странах и свободой, никто не решится.
– В футболе только сейчас начали брать кровь, а в других видах спорта?
– Берут кровь у лыжников, биатлонистов, велосипедистов… В этих видах спорта существует программа – «Ноу старт». Она включает в себя паспортизацию спортсменов. То есть на каждого заведен файл, в котором записаны его нормальные параметры крови, уровень гормонов – своего рода «дактилоскопический отпечаток». И если человек начинает принимать тот же эритропоэтин, параметры крови сдвигаются – по паспорту это четко видно. Сейчас обсуждается, не ввести ли такую же паспортизацию и в футболе. Анализы крови на Евро-2008 – первый шаг в этом направлении, своего рода эксперимент.
P.S.
По данным «ССФ», после матча с Испанией пробу на допинг выпало сдавать Саенко и Торбинскому. Врач сборной России Андрей Гришанов эту информацию, впрочем, не подтвердил (но и не опроверг): «Звоните в УЕФА. Это закрытая информация».
Судя по тому, что никаких сигналов сверху до сего дня не было, пробы игроков сборной России (напомним, что помимо мочи на Евро-2008 берется и кровь) оказались чистыми.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
· За несколько дней до старта турнира представители УЕФА сообщили, что все допинг-тесты, взятые у игроков 16 команд-участниц Eвро, дали отрицательный результат. В общей сложности в преддверии чемпионата тестирование на допинг прошли 160 футболистов (по 10 игроков из каждой сборной).
· На Евро-2008 работают две допинг-лаборатории: в Лозанне, куда свозятся экспресс-анализы, взятые после матчей, и в Вене, где проверяются не слишком срочные заказы.
· 300 допинг-тестов будет проведено специальными медицинскими бригадами в дни Eвро-2008.
КАК СДАЮТ НА ДОПИНГ?
– На сколько дополнительный анализ крови усложняет процедуру допинг-контроля? – вопрос начальнику отдела антидопингового контроля России Наталье Вагановой.
– Ненамного. Взять анализ крови – раз, два и готово: всего-то нужны три миллилитра из вены, иголочка присоединяется прямо к «контейнеру». Гораздо дольше – оформление бумаг. Ну, а основные проблемы – с отбором мочи. Нужно набрать минимум 75 миллилитров, в два «контейнера», измерить ее плотность, если недостаточная – взять повторную пробу. Бывает, что организм просто не может выделить столько мочи – обезвожен. Процедура может растянуться на часы. У некоторых игроков может быть и психологический тормоз – ведь испражняться надо в присутствии офицера. Но если все проходит нормально, для игрока вся процедура займет минут пятнадцать.
МНЕНИЕ
Олег САЛЕНКО,
экс-форвард сборной России, лучший бомбардир чемпионата мира-1994:
– После матча группового этапа ЧМ-1994 с Камеруном (напомним, Саленко забил в той игре пять мячей. – Прим.ред.) мы часа два с Димкой Радченко на допинге мучились. Это как раз первый чемпионат мира был, на котором футболистам при сдаче анализов запретили пиво пить, только воду. Ну, мы, значит, кое-как пробу сдали, поехали в гостиницу. И тут нас прорвало! А это ведь Америка, там не выйдешь, где угодно. Нас еще, помню, полиция сопровождала, вот мы все вместе туалет и искали…
ДОСЛОВНО
«А что такое повышенный уровень гемоглобина у футболиста? Это лишних 10–15 минут игры на высоких скоростях».





