«Что же ты наделал, Гус!»

СОБЫТИЕ
В тылу соперника
ВАРСЕФЕЛЬД. В этот голландский городок, известный всему миру под кодовым названием «Родина Гуса Хиддинка», по заданию редакции еду смотреть матч Голландия – Россия. Еду, как Штирлиц, в тыл врага. Это только на первый взгляд кажется, что задание плевое: видел я, на что способны голландские фанаты даже на «нейтральной территории». Что же тогда у них дома творится?!
ТРУДНЫЙ ВЫБОР РЕНЕ ХИДДИНКА
Перед поездкой удалось раздобыть телефон одного из братьев Гуса Хиддинка. Может удастся договориться посмотреть игру вместе. Но Рене Хиддинк очень похожим на гусовский голосом рушит мои надежды:
– Боюсь, ничем не смогу вам помочь. Вообще-то большинство мачей Евро я смотрел в кафе, вместе с земляками, но сегодня останусь у телевизора дома.
– Чтобы варсефельдцы не видели, как вы будете болеть за сборную России?
– Да не знаю я еще, за кого буду сегодня вечером болеть! Очень уж сложный выбор. Я за брата очень переживаю, Но я ведь голландец, я всегда болею за Голландию. Поэтому сяду у телевизора – а там как пойдет…
– Но в успех Гуса и его команды хоть немножко верите?
– Почему немножко? Я бы определил шансы, как 55:45 в пользу «оранжевых». Россия показала себя на Евро очень хорошей командой, играет красиво, ярко, атакующе. Но Голландия-то сильнее! Жаль, что эти две команды встретились не в финале. Боюсь, что России придется уезжать домой досрочно.
– Наверное, все варсефельдцы думают так ж?
– Конечно. Гусом у нас в городке гордятся. Но сегодня все будут против него и его команды – родина есть родина. Да вы приезжайте, посмотрите сами. У нас тут футбол – настоящий праздник. Только приезжайте пораньше – гарантирую вам приятный сюрприз. Будет музыка, даже наверняка русская. И вы наверняка кое-кого узнаете в лицо…
ВЫЗЫВАЮ ОГОНЬ НА СЕБЯ
От моего Бохума до Варсефельда всего-то часа полтора по отличному, без ограничения скорости, немецкому автобану. И еще минут двадцать по чудесным голландским проселкам, где (может, это только по субботам?) коровы по обочинам попадаются куда чаще, чем встречные автомобили.
Поэтому прибываю на родину Хиддинка точно в запланированный срок – за полтора часа до начала игры. И быстро понимаю, что понятие «пораньше» у нас с Рене Хиддиком сильно разнится. Не пахнет пока что-то футболом – ни на чистеньких улицах Варсефельда, ни на знакомой по прежним приездам парковке, гордо обозначенной на плане городка, как «Паркинг-Центр». Так, кое-где видны голландские флаги, кое-где колышутся на легоньком ветерке оранжевые надувные шарики – но не более того.
Только за изящной церквушкой, отгораживающей парковку от центральной (она же рыночная) городской площади, обнаруживаю первых «людей в оранжевом». Вот они, фанаты, сидят за столиками у входа в местное «Гранд Кафе», пивко потягивают.
А это что еще такое? Две телекамеры, возле них знакомо суетится явно профессиональный люд. Похоже, не только «ССФ» интересно, как смотрят матч Голландия – Россия на родине Хиддинка.
Телевизионщики с голландского канала «Gelder Land» удивления от появления в Варсефельде российского журналиста не скрывают. Приходится «раскрыться» – рассказываю, что приехал посмотреть, как варсефельдцы будут реагировать на поражение своей сборной от команды своего же знаменитого земляка.
Вот это и называется «вызвать огонь на себя»! С коллегами говорю по-немецки, да ведь тут, в нескольких километрах от границы, этой «мовой» владеет и стар, и млад.
– Русский?! – удивленно-грозно вопрошает облаченный в оранжевое крупный мужичок средних лет по имени Дирк, с которым телевизионщики беседовали передо мной. – Русский? И надеешься увидеть здесь, как ваши наших бьют? Не дождешься!
– А разве вы здесь не болеете за своего знаменитого Хиддинка?
– О, Гус! – сразу смягчается Дирк. – Конечно, за него и его команды мы всегда переживали и переживаем. Ведь в конце концов, именно он прославил наш маленький Варсефельд на весь мир. Но сегодня... Сегодня в нашем городке за твою Россию будет болеть от силы человек десять – братья и другая родня вашего тренера. А все остальные, конечно же, – за Голландию. Жаль, конечно, Гуса и вашу команду – не повезло, что так рано на наших попали. А ведь играют красиво, могли и дальше пройти...
– Значит, в то, что Россия может победить Голландию, вы тут ни капельки не верите?
– Э, парень! – ухмыляется Дирк. – Гус, конечно, ваших ребят играть здорово научил, но куда им до наших! Ставлю три пива против одного, что России ничего не светит! А если ты думаешь по-другому, вон к тому мужичку – видишь, седой такой, в светлой рубашечке сидит – обратись. Вот у него ты, может, и найдешь понимание. А ко мне прошу после игры с пивом!
ХАНС ХИДДИНК БОЛЕЕТ ЗА РОССИЮ
Спасибо, Дирк! Такая «наводка» дорогого стоит! Потому что «седой мужичок» лицом – почти копия Гуса Хиддинка. Брат? Конечно, брат! Ханс Хиддинк, которому уже доложили о появлении «журналиста из Москвы», приветливо машет рукой.
– Здорово, что вы приехали, – приглашая присесть за свой столик, говорит Ханс. – Одним болельщиком России в Варсефельде сегодня будет больше.
– А вы будете за Россию болеть? Ваш брат Рене сказал мне по телефону, что не может определиться с выбором. И потому остается сегодня дома...
– О, Рене у нас – бывший футболист, он все воспринимает слишком серьезно. А я музыкант, мне проще. Болеть буду, честно говоря, не столько за Россию, сколько за Гуса. Я хоть и голландец, и честь страны для меня – не пустой звук, но брат-то ближе. Я, если за кого в футболе и переживаю искренне, так это за Гуса и его команды. Боюсь, только, что сегодня брату и его ребятам придется нелегко. Я недавно говорил с Гусом по телефону, он посетовал, что нынешний чемпионат Европы для его команды – это чуть-чуть рано. Я тоже так думаю. Может, с другим соперником было бы легче, но наши «оранжевые»... Хотя посмотрите вокруг повнимательнее: наши-то, хоть и хорохорятся, а волнуются: игра России против шведов произвела на всех немалое впечатление. Так что не будем паниковать раньше времени.
– А вы не боитесь, что ваше открытое боление за противника Голландии может вызвать у земляков, скажем так, недоумение? Или даже обиду?
– Ну что вы! Мы же не в Роттердаме каком-нибудь! У нас тут все по-домашнему, по-деревенски: футбол – это игра, а жизнь – это жизнь. Впрочем, сами все увидите. Давайте вот что – присаживайтесь во время матча ко мне – вместе за Россию и поболеем. Только не опаздывайте: перед игрой в кафе мой оркестр будет играть, кое-что русское непременно исполним.
«ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА» ДЛЯ ГУСА
Ничего себе «кое-что»! «Подмосковные вечера» звучат в уютном зальчике, как неожиданный привет с другой планеты. Марике, жена Ханса Хиддинка и солистка его оркестра, поет от души – и знакомая мелодия позволяет легко понять смешные на голландском, но от того не менее родные слова. Впрочем, песня трогает не только меня – «оранжевые» варсефельдцы от души хлопают, а кое-кто и подпевает. А следующую, уже голландскую песню подхватывает все. И поют, пока с появлением на большом экране эмблемы Евро-2008 не умолкает оркестр.
Ханс Хиддинк машет мне рукой: пойдем, мол, вперед, там для нас места уже заняты. И вовремя: мы усаживаемся за столик, когда камера крупно, во весь экран, показывает его знаменитого брата.
– О, Гюс, Гюс! (именно так, с очень мягким «Г», произносят на родине имя тренера сборной России) – хлопает и ревет зал. Нет, Хиддинк здесь даже в такой ситуации всем небезразличен!
Ханс довольно улыбается.
– Ты понял? – наклоняется он ко мне. – Русскую песню мы не только для земляков – мы ее и для Гуса исполняли! На удачу!
«БУЛА» ПРОТИВ «КУМАНА»
На удачу сборной России надеемся здесь только мы с Хансом и Марике. Остальные же варсефельдцы ждут победы Голландии. И обстановка в маленьком, несмотря на «большое» имя, «Гранд Кафе» очень скоро начинает напоминать фанатскую трибуну любого стадиона.
Болельщики дружным ревом приветствуют каждое удачное действие своих футболистов, разочарованными «ахами» и «охами» встречают их ошибки и опасные ситуации у ворот ван дер Сара.
Так и идет игра под громкий «аккомпанемент»: то «Я! (Да!) Я! Я!», то «Оу! Оу! Ууу!».
Впрочем, в пиковые моменты «звуковое сопровождение» становится разнообразнее.
Удар Жиркова со штрафного вызывает короткий вопль ужаса, а следом громкие аплодисменты – не Юре, понятно, а чудом отбившему мяч ван дер Сару.
Павлюченко бьет головой – в зале возмущенный гул в адрес своих, проворонивших Романа, защитников.
Проход Снейдера, удар ван Нистелроя – бурная радость и тут же громкое разочарование.
Прострел Анюкова, который никто из наших не успевает замкнуть – те же эмоции, только в обратном порядке.
Примерно в таком ключе проходит весь первый тайм. Ну, разве что, для разнообразия, постоянная и громкая поддержка Халида Булахруза: «Була! Була!» (оказывается, голландского защитника, несмотря на трагедию в семье вернувшегося в Базель помочь своей команде, голландские фанаты кличут примерно так же, как наши – Диму Булыкина). Да недовольный гул в адрес «срубившего» ван Нистелроя Колодина. Впрочем, когда тот же Колодин один за другим наносит по воротам ван дер Сара два мощнейших удара, недовольство сменяется восхищением. И возгласом одного из фанатов: «И где только Гус такого нашел – это же настоящий Куман!».
0:0 В ПОЛЬЗУ РОССИИ
Увы, ни голландский «Була», ни российский «Куман», ни их партнеры не могут перевесить чашу весов на сторону своей команды. И все дружно вываливаются в перерыв на улицу. Курить в кафе не запрещается, но все понимают, что дым не даст посмотреть футбол, а потому от сигарет и сигар воздерживаются. Народ обсуждает ход игры, нулевой счет и шансы на второй тайм.
Понимаю, больше по интонациям (голландский хоть и родственник немецкого, но не такой уж и близкий), что вера в Голландию уже не так крепка, как 45 минут назад.
Многие подходят к Хансу Хиддинку и пожимают ему руку: «Брат твой, похоже, здорово с Россией поработал!»
Сам Ханс довольно улыбается и, улучив момент, шепчет мне:
– Ваши-то играют куда лучше! Вот бы еще Гус их научил почаще моменты в голы превращать – цены бы вашей сборной не было! А так, боюсь, если пропустят – могут не отыграться. Хотя по первому тайму – 0:0 в пользу России! Согласен? Так что еще поборемся!
АЙ ДА МЫ, АЙ ДА РОССИЯ!
То, что игра пойдет «до гола», понимают, похоже, все. А потому накал страстей растет. Рев, уже ничем не отличающийся от того, что стоит на трибунах «Санкт Якоб Парка», не умолкает до того момента, когда Павлюченко вгоняет мяч в сетку.
Вот когда понимаешь, что тишина действительно может быть «мертвой»! Нарушают ее только немногочисленные поздравления в адрес Ханса Хиддинка. Сам Ханс, сияя ярче, чем литавры в его оркестре, пожимает мне руку – ай да мы, ай да Россия!
Один из его оркестрантов, припозднившийся с перерыва, усаживается рядом, как ни в чем не бывало, и только через минуты начинает вертеть головой: «Россия ведет? Как же так?». – «А вот так!» – жестом показывает ему Ханс. Погоди, мол, еще – то ли будет!
КАК ДИМА ТОРБИНСКИЙ ПЕСНЮ УБИЛ
Что будет дальше – этого «Гранд Кафе» ждет со все нарастающей тревогой. И с все большей безнадежностью. Тем мощнее всплеск радости, когда ван Нистелрой сравнивает счет. Взрослые мужики, как дети, вскакивают на стулья (на столы, правда, не залез никто – все-таки степенная провинция), орут так, что, кажется, вот-вот рухнет потолок. Потом запевают фанатскую песню, в которой мне удается разобрать только слова «Оранжевые», «Вперед» и «Победа».
Песня эта звучит до финального свистка, не смолкая ни на перерыв, ни на первый тайм дополнительного времени, ни на смену ворот. «Убивает» ее Дима Торбинский, замкнув прострел Аршавина. А удар самого Андрея между ног знаменитого ван дер Сара убивает уже не песню – последнюю надежду варсефельдских, как и всех голландских, фанатов. И последние минуты игры тишину в «Гранд Кафе» нарушают только горестные вздохи.
ЭТО БЫЛ НАСТОЯЩИЙ ФИНАЛ
У входа в кафе Ханса Хиддинка атакуют телевизионщики. Им мешают варсефельдцы, подходящие пожать Хансу руку. «Браво, Гус!», – то и дело слышится в расходящейся толпе. Но еще чаще: «Что же ты наделал, Гус?!».
Освободившийся наконец Ханс своей радости не скрывает:
– Здорово сыграла Россия! Всегда верил в брата, но чтобы так! Вы же видели, ваши выиграли не из-за везения, а по игре!
– С такой игрой можно и на финал замахнуться, как вы думаете?
– Конечно, можно! Жаль только, что настоящий финал уже прошел. Да, да – сегодня играли две лучшие, две самые играющие команды Евро, разве с этим кто поспорит?! Им бы в Вене в решающем матче встретиться – это было бы справедливо! Будем надеяться на победу сборной России, будем болеть за Россию. И не знаю как во всей Голландии, а в Варсефельде поддержка вашей команде обеспечена – гарантирую.
«ВАМ, РУССКИМ, ВСЕ ДОРОГИ ОТКРЫТЫ»
Возвращаясь домой, запутываюсь в узких варсефельдских улочках. Точнее, запутывает меня навигация – ну не реагирует умный, держащий прямую связь с космосом прибор на мелкие ремонты, затеянные отцами маленького городка. В результате заруливаю на улицу с односторонним движением – конечно же, с запрещенной стороны.
И, конечно же (сколько может сегодня везти?!) на выезде из улочки меня уже ждет полицейская машина.
– Ваши документы! – вежливо просит страж порядка, но при этом, как все гаишники мира, довольные «уловом», ухмыляется. – И паспорт тоже.
Ну, все, попал! Мало того, что нарушил, так еще получу сейчас отмщение от всей Голландии за нанесенную русскими обиду! На всякий случай вместе с правами и паспортом протягиваю и журналистское удостоверение. Но выручает не оно, а, как ни странно, «краснокожая книжица».
– Русский, – удивляется полицейский, быстренько пролистав паспорт. – А что в Варсефельде делаете? Журналист? Футбол с Хансом Хиддинком смотрел? Ну, тогда ладно, тогда простим. Вам, русским, сегодня все дороги открыты! Но смотрите, больше не нарушайте – а то до финала не доедете!
Варсефельд





