«Болеть за Германию – попса». Почему немецким фанатам неинтересна сборная?

news

Сегодня сборная России проведет товарищеский матч против Германии в Лейпциге. Правоохранительным органам можно расслабиться – игра «Манншафт» пройдет мирно. Да и Йоахиму Леву не стоит беспокоиться о протестах, если сборная вдруг проиграет. Почему – расскажем в этом материале.

Сборная – не для активных фанатов и ультрас

Многие наверняка уже привыкли к тому, что на матчах сборной России на трибунах зачастую присутствуют ультрас из футбольных клубов. Некоторые организовывают активную поддержку команды, кто-то даже помогает создавать перфомансы. Неоднозначную акцию с так называемым «героями Новороссии» припоминать не стоит.

Что касается Германии, то там поддерживать сборную среди активных фанатов не принято. Я попытался разобраться в этом вопросе и понять немецкий менталитет ультрас. К счастью, на помощь мне пришел активный фанат «Карлсруэ» Петер Диттманн. Да, можете не спрашивать, он помнит, кто такой Сергей Кирьяков и даже слышал о его конфликте с одним известным журналистом.

«Мне не интересная сборная. У меня есть свой клуб – это моя единственная команда. И мне безумно не нравятся все эти международные паузы, потому что приходится ждать игр дольше», – рассказывает мой собеседник.

Довольно неоднозначное мнение, неправда ли? По крайней мере для жителей Восточной Европы, где поддержка сборной – неотъемлемая часть местной фанкультуры.

Поддерживать «Манншафт» – это попса

Но ведь во время игр сборной Германии стадионы не пустуют. Кто же тогда организовывает поддержку?

«Еще с 2006 года после чемпионата мира сборная Германии стала популярной в основном лишь среди простых болельщиков. Есть даже те, кто называет себя активным фанатом сборной, но они не имеют представления о том, что такое фанкультура. Сейчас поддерживать «Манншафт» – это часть поп-культуры, просто попса», – делится размышлениями Диттманн.

Одним из таких «объединений» болельщиков является группа Halle/Saale – они путешествуют за сборной везде и всюду. Так что их баннер можно было увидеть и на чемпионате мира в России. Внимательные скорее всего заменять их и сегодня в Лейпциге.

«Да, есть, конечно, те, кто поддерживал сборную до 2006 года и продолжает это делать сейчас. Но все же это не имеет ничего общего с активной поддержкой», – рассказывает фанат «Карслруэ». «Кузьма», – подсказываю ему термин из наших далеких российских реалий.

Фанаты сборной Германии – жертвы маркетинга?

Оказывается, немцы создали официальный фан-клуб своей сборной. Вот только его название и управление вызвали у меня немалое удивление. «Чтобы купить билет на гостевые игры, надо стать членом фан-клуба «Кока Кола Манншафт». Я думаю, из названия понятно, кто управляет этой организацией?», – тонко намекает Петер.

И действительно, Немецкий футбольный союз заключил контракт с гигантом производства напитков и, закрыв на все глаза, отдал на управление свой фан-клуб маркетинговому агентству. Кажется, не стоит объяснять, почему активные болельщики не вступают в этот клуб?

«Например, чтобы поехать в Россию, нужно было обязательно быть членом этого фан-клуба. Билеты не достанешь. На домашние игры – тоже самое. Нейтральная трибуна – да. Но не так называемая «фанатская», – поясняет мой собеседник.

Коммерция, Озил и национализм

Все же Немецкий футбольный союз всячески пытается привить любовь к национальной сборной даже среди ультрас. Как говорится, не мытьем, так катаньем. То есть огромной концентрацией трансляций матча на один квадратный километр.

«С 2006 года DFB (Немецкий футбольный союз – прим. ред.) начал создавать фан-зоны. Они называются Fanmeile. В Берлине, например, одна вмещает сотни тысяч человек. Но я туда никогда не хожу. Почему? Да потому что это просто ужасно. Смесь потребительской культуры, глупости и национализма разной степени тяжести», – говорит Диттманн.

К вопросу о национализме сразу всплывает недавняя история с отчислением из сборной Месута Озила за встречу с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. В обществе разразилась нешуточная дискуссия. Но посмотрим на персону главы Немецкого футбольного союза Райнхарда Гринделя. Еще во времена членства в бундестаге он активно отрицал мультикультурализм, голосовал за запрет двойного гражданства и против введения наказаний за взяточничество. Немцы об этом не забыли – некоторые дети и внуки иммигрантов махнули рукой на поддержку «Манншафт».

Идиотские песни и никаких протестов против Лева

Но я не унимаюсь и все же пытаюсь добиться от своего собеседника рассказа о посещении игр сборной Германии. «Однажды я был на игре в Штутгарте – товарищеский матч против Бразилии. Мое счастье, что билет мне подарил мой дядя, потому что вход стоил 100 евро! Вся эта атмосфера напоминала мне работу аниматора в бассейне отеля на море. Ужасная музыка, несуразные аниматоры и заводящие, которые тщетно пытались заставить сидящих болельщиков петь какие-то идиотские песни. Это был не футбол», – делится впечатлениями активный фанат «Карлсруэ».

Все это никак не сочетается с той фанкультурой, которую активно пропагандируют и развивают немецкие клубные фанаты с их красочными перфомансами и частыми протестами. Наверное, именно поэтому, даже если команда Йоахима Лева проиграет сегодня России, никто не выйдет на улицы с файерами и не будет требовать отставки тренера. «Никто, кроме СМИ», – поправляет меня Петер.

«Вообще я даже и не знал, что сегодня игра. Смотреть ее я не буду. Пойду и выпью пива в баре, где нет телевизора. Нет, я не против сборной Германии. Просто мне все равно», – резюмирует мой собеседник из активных фанатов «Карлсруэ».