Килиан Мбаппе: Сначала надо стать лучшим на родине

Лидер «ПСЖ» объясняет, почему не хочет пока думать о загранице
news

Этот двадцатилетний парень уверенно идет к своему «Золотому мячу», став – при живом (правда, пока травмированном) Неймаре! – лидером клуба. Но становиться звездой не хочет категорически - хочет «быть, как все» - так и заявил в интервью еженедельнику Sport & Style.

НА СТАДИОНЕ Я ЖИВУ В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ

- У вас сумасшедшая скорость, но, как известно, понятия скорости и времени тесно связаны. Действительно, во время матча и после время течет иначе?
- Да, когда выходишь на поле, время останавливается. Как будто попадаешь в другое измерение. Стадион – это замкнутое пространство, там все – и болельщики, и футболисты живут по особым часам. Вне стадиона у каждого свой жизненный ритм. Но во время матча ощущение времени зависит от ритма на поле. Все живут матчем, испытывают сильнейшие эмоции. И время течет для всех одинаково. Кончается матч, и снова каждый живет по своим часам.

- А не могли бы уточнить, что значит «в другом измерении»?
- На стадионе, хотя ты слышишь рев 80 000 болельщиков, он как бы проходит мимо ушей, ты весь в игре, ощущение такое же, как в детстве, когда гонял мяч с ребятами в Бонди (пригород Парижа – прим. ред.), а за тобой наблюдали, может быть, человека три на бровке. Играли просто в свое удовольствие. И сейчас не хочу, чтобы во мне убивали эту радость от футбола. Хотя, может, кто-то скажет: Чего захотел! Но если я буду получать радость от футбола, уверен, такую же радость будут получать от моего футбола и болельщики. И, конечно, здорово, что столько народа собирается на Парк де Пренс. Но, повторюсь, хотя стадион полный и атмосфера невероятная, всего этого не замечаешь, думаешь только о матче, о том, как помочь команде, как забить. Это и называется быть «в другом измерении».

- Зинедин Зидан как-то сказал, что все время как бы имел фору во времени перед соперниками – на мгновение раньше видел, как будет развиваться какой-то игровой эпизод, где окажется мяч, куда откроется партнер. То же самое можете сказать о себе?
- Да, примерно, то же самое. Причем, у меня такое ощущение с детства, с футбольной секции в Бонди. И потом я эту природную интуицию постоянно развивал - в академии Клерфонтен, в «Монако», в «ПСЖ».

- Но каким образом можно развивать интуицию? Она или есть или ее нет. Или, как пианист, который играет гаммы, надо повторять одни и те же действия на тренировке?
- Именно так. Ты повторяешь, повторяешь – это как бесконечная репетиция! Потому что знаешь, в какой-то момент на поле надо будет применить, то, что репетировал. Поэтому и «играешь гаммы» на тренировках.

ВСЕГДА БЫЛ «СВОИМ ПАРНЕМ»

- Вы часто в интервью вспоминаете Бонди…
- Все что я переживаю сейчас, у меня такое чувство, что уже такое со мной было – тогда, в детстве. Все, что делаю на поле, какие-то приемы – умел делать еще в Бонди. Не точь в точь, но в принципе так же.

- И как же тогда двигаться вперед, если уже в двадцать лет кажется, что все знаешь, все пережил?
- Да не все, конечно! Футбол – всегда готовит сюрпризы, в этом-то его и прелесть. Совершенно непредсказуемый, никто не знает, что он тебе преподнесет через неделю или через год. Открываешь для себя все время что-то новое.

- Вы в некотором роде представитель нового поколения французов. Чувствуете свою связь с ним? В профессиональном футболе люди ведь часто «далеки от народа», вы же остаетесь все тем же «своим парнем»…
- Да, потому что я такой и есть «свой парень». Так меня воспитали. Мне легко с вами говорить, потому я не строю никого из себя. Таким был всегда. Родители хотели, чтоб я стал респектабельным человеком. Думаю, пока далек от респектабельности. Футбольный мир – особый, но, думаю, в нем немало воспринимающих жизнь так же, как я. Именно они двигают футбол вперед. Таких много, просто я, скажем так, наиболее раскрученный. Новое поколение – воспитанные ребята, хоть с амбициями, но уважают тех, кто был до них. Одно не противоречит другому.

- Талант без работы ничто? Что главнее?
- (Задумался). Да, хороший вопрос… Талант – это… Мне кажется, у меня всегда был талант забивать. Голы – это самое главное и самое трудное в футболе. Обожаю забивать, создавать голевые моменты. Что касается работы – отношение к ней, дисциплина, скажем так - меняется вместе с тобой. То есть в 16 лет и в тридцать отношение к тренировочному процессу разное. Ну и тактически, конечно, прибавляешь, я это чувствую по себе.

БЕЗ ПРИКОЛОВ ЖИЗНЬ БЫЛА БЫ НЕ ТАК ПРЕКРАСНА

- Правда, что вы ведете счет голам на тренировках?
- Абсолютная правда! На днях выложил в интернете фото своей футболки, у которой на спине номер 100 и надпись, что забил сотый гол на тренировке (буквально: MBAPPE 100 TRAINING GOALS). Для меня футбол – это игра, поэтому и считаю все голы. Потом ведь хочешь постоянно быть лучшим. Невозможно, конечно, забивать каждым ударом, но стремиться к этому нужно.

- Чтобы быть лучшим, надо пахать, стиснув зубы. Но разве иногда не хочется отдохнуть ото всего этого, подурачиться, отмочить что-то?
- Да я вовсе не лучший! А прикалываюсь довольно часто, но даже в этом случае надо придерживаться каких-то рамок. То есть, валять дурака можно, но только до определенного предела. Ограничения накладывают клуб, семья, да и ты и без этого сам знаешь, что можно, а что нельзя. У всех ведь есть голова на плечах! Люблю дурачиться с приятелями. Но все это такие мелкие шалости, приколы, без них жизнь была бы не так прекрасна. В футболе я акселерат, а вот жизненного опыта пока маловато. Да это и понятно – ведь двадцать лет только! Надо всегда проводить грань между футболистом и просто человеком. В футболе я уже собаку съел, настоящий мужик, а вот в остальном – как все ребята моего возраста. Учусь, слушаю старших, парень как парень.

- Водительскими правами уже обзавелись?
- Нет, но скоро, надеюсь, получу.

- Какой вы футболист - понятно, а вот что вы за человек – не очень-то раскрываете душу…
- Не хочу всех посвящать в дела семейные. Я – человек публичный, общительный, да мне и нравится такая жизнь, но нельзя думать только о себе. Есть и семья, родные, которые вовсе не хотят, чтобы кто-то лез в их жизнь. И есть друзья, которые вовсе не хотят жить в таком бурном ритме, как Килиан Мбаппе. Надо уважать и их желание. 

ЖИВУ, КАК ВСЕ – В ЭТОМ ВЕСЬ КАЙФ

- Выбрали «ПСЖ», потому что это – Париж, Бонди?
- И да, и нет. Ведь в Монако я переехал вместе с родителями. С другой стороны, действительно здорово играть там, где вырос. К тому же в таком клубе, который хочет завоевать Европу. Хочу еще раз сказать спасибо всем, кто помог в этом переходе, я действительно сейчас счастлив.

- Так какой стиль жизни Килиана Мбаппе?
- Самый скромный, неприхотливый. Все очень простенько. Сходить в ресторан с друзьями, повеселиться, что-то поделать дома в семейном кругу, короче, живу, как все…

- Неужели получается «жить, как все»? Ведь вы далеко не «как все»…
- Жить «как все» трудно, тем не менее… В этом для меня наверное и весь кайф – продолжать жить как обычный человек. К примеру, недавно сходили с приятелями в ресторан «Виктория» неподалеку от Триумфальной арки. Потом пришли домой, сыграли в картишки, посмотрели фильмы, поедая мороженое. И – на боковую! Классный вечер получился. Ну, люблю еще поприкалываться…

- У вас очевидно в этом плане определенный талант…
- Да, люблю поржать! Но ведь чувство юмора – это здорово? Уж точно лучше, чем смотреть на мир сквозь черные очки. Пошутить могу не только с друзьями, но и с журналистами.

- Был у вас в детстве любимый футболист, кумир?
- Сначала, конечно, был Зидан. Я жил только футболом, а сейчас начал интересоваться другими видами спорта – там оказалось тоже много замечательных людей. Был период увлечения и Криштиану Роналдо. Но, думаю, сейчас игроки нового поколения играют в более коллективный футбол, думают больше об интересах команды. Возьмем сборные, которые выиграли три последних чемпионата мира – Испания в 2010-м, Германия – в 2014-м, наша – все добились этого не столько за счет звезд, сколько благодаря поставленной коллективной игре. 

ЧТОБЫ НАСТРОИТЬСЯ НА МАТЧ, МНЕ ХВАТИТ И ПЯТИ МИНУТ

- В двадцать лет столько добиться, стать чемпионом мира – головокружительная карьера!
- Голова не закружилась, хотя волнительно. Да, добился многого, но, думаю, не поймал звездняк. Хотя цену себе я знаю, и знаю, что надо делать, чтобы продолжать расти как футболист.

- У вас телосложение супермена, это - результат определенной работы?
- Конечно, я слежу за своим телом, но и здесь, как говорится, есть, над чем работать. Мне хочется играть как можно дольше. Знаю, что для этого надо многим жертвовать. Но хочу не просто подольше оставаться в футболе, а чтобы войти в историю, сделать что-то значительное. Было бы желание! Если пропадет – займусь чем-то другим. Футбол для меня это даже не профессия, а скорее источник положительных эмоций. Если эмоции иссякнут – закончу.

- В раздевалке, когда готовитесь к матчу, не вспыхивают иногда в памяти картинки из детства, когда играли в Бонди?
- Да нет! Перед финалом ЧМ – какие могут быть воспоминания! Ну, занимаешься чем-то, чтобы время убить, к примеру, на спор с кем-то жонглируешь. Уж слишком долго, мне кажется, нас держат в раздевалке перед матчами. Кто-то слушает музыку и таким образом настраивается. Мне же для того, чтобы настроиться, хватит и пяти минут! У каждого свой метод. Я люблю пошутить с партнерами, поприкалываться. А настроиться можно и, когда идешь по коридору на поле.

- Когда сборная вернулась во Францию после ЧМ, во время праздника на Елисейских Полях вы, единственный не снимали происходящее на мобильник, не делали селфи…
- Да, был спокоен, смотрел, наблюдал. Такое в жизни происходит не часто. Хотел все запомнить, чтобы потом, может быть, в старости рассказывать молодежи. Вот так, ребята! Это было со мной! Хотел именно так - в памяти запечатлеть все, а не на смартфон.

Я ТОЖЕ ЛЮБЛЮ ТАЧКИ И ЧАСЫ!

- У вас рекламные контракты с Nike и с швейцарской Hublot (производитель часов). Почему только с двумя фирмами?
- Потому что не хочу быть рекламным табло! Хочу иметь дело только с фирмами, которые мне по душе. Кабы какие спонсоры мне не нужны! Нельзя, что твоим именем пользовался кто угодно. Сейчас у меня два партнера: Nike и Hublot. Пока достаточно. Зачем семьдесят спонсоров! Так же думают и мои родители, и мой адвокат.

- Футболисты любят дорогие тачки и часы.
- Это точно! Я тоже люблю тачки и часы. Видите, я – такой, как все! Но надо уметь гасить в себе какие-то желания, не надо спешить жить. Ведь - чего скрывать! - я могу купить все, что душа пожелает, раз – и готово! Но торопиться не надо.

- А что у вас «душа желает»?
- Классную тачку и красивый дом.

- А дорогие часы?
- Первые часы мне подарил старший брат, не помню уж какой фирмы. Кажется, купил для себя, но они ему не подошли. Дал мне, как отказаться, все-таки старший брат! Мне было лет тринадцать или четырнадцать. Но часы мне всегда нравились. Когда Hublot предложил контракт, был у нас даже спор с мамой. Я говорил: хорошие часы, соглашаемся! Наконец, в один прекрасный день согласилась. А производство часов – довольно интересное, оказалось, дело. В жизни надо познать как можно больше. Футбол, конечно, это главное, есть еще много непознанного. Я хочу знать как можно больше!

- Может быть, рановато думать, чем займетесь после окончания карьеры…
- Думал, а как же! Хочу стать тренером. Это, наверное, самое простое и естественное решение. Некоторые футболисты мне говорили, что этот момент – окончание карьеры – был для них самым трудным. Надо ведь начинать новую жизнь. А если становишься тренером – переход не такой болезненный. Я был близко знаком с четырьмя тренерами – все личности. Буду работать и с другими тренерами – от каждого постараюсь что-то взять для будущей работы. Надо будет, конечно, получать диплом и все такое прочее. Все знаменитые тренеры, с которыми знаком – каждый полезен.

- В каком смысле?
- У каждого свой стиль, своя методика. Тухель – организатор. Дешам – тактик, Эмери – психолог. Жардим умеет настроить на победу. 

Я ПОКА НУЖЕН ЗДЕСЬ – ВО ФРАНЦИИ

- Складывается впечатление, что Килиан Мбаппе умеет, как компьютер, фильтровать информацию, и даже в плохом видит плюсы. Это так?
- Ну, к примеру, я уже наполучал красных карточек. Это плохо. Как-то опоздал на беседу с тренером – потому что смотрел матч в своей комнате. Засмотрелся. Тоже плохо. Но из каждого негатива делаешь выводы, то есть он тоже полезен.

- Память у людей бывает звуковой, образной, эмоциональной… А у вас какая?
- Образная. Когда что-то вижу – картинка четко отпечатывается в памяти. И, конечно, останется навсегда все, что сейчас происходит со мной. Столько встреч, знакомств - не только в мире футбола, но и вообще. Запоминаю, наматываю на ус. Все идет в копилку. Не только для футбольного, но и общего развития. Надо быть многогранным человеком. Я вообще любопытный парень. Такие не стоят на месте, их постоянно куда-то тянет.

- Любят путешествовать. А куда вы хотели бы съездить, кроме Швейцарии, где находится ваша часовых дел фирма?
- Швейцария раньше была страной моей мечты, потому что там вручали Золотой мяч. Никогда не был в США, летом туда слетаю.

- Читаете что-то?
- Раньше читал. В частности, биографии великих. Когда играл в «Монако», на это было время – жизнь была более размеренной. Сейчас больше напряга, времени на развлечения меньше, соответственно и на чтение.

- А когда из Бонди переехали в Монако – вот уж жизнь изменилась капитально!
- Но так надо было сделать – в Монако я продолжал расти и в футбольном, и в человеческом плане. Там кончил школу, стал профессионалом. Открыл для себя этот край – море, солнце.

- Не уехали из «Монако» заграницу, это было принципиальное решение – играть во Франции?
- Мне всегда говорили, что сначала надо стать лучшим на родине, а уж потом можно думать о загранице. «ПСЖ», конечно, был оптимальный вариант. Мы здесь вкалываем по-чёрному, цели ясны. Вот только когда все получится - не известно. Так что я пока нужен здесь, во Франции.